МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 апреля 2022 года N 153
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст.6438) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),
приказываю:
Министр
В.Г.Савельев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 октября 2022 года,
регистрационный N 70607
Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходного гидротехнического сооружения
1. Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходного гидротехнического сооружения (далее - Методика) предназначена для расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходного гидротехнического сооружения (далее - размер вероятного вреда) собственником судоходного гидротехнического сооружения (далее - СГТС) или эксплуатирующей СГТС организацией (далее - владельцы СГТС), а также для оценки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, соответствия расчета размера вероятного вреда указанной Методике.
2. В Методике применены понятия и термины с соответствующими определениями, регламентированные нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующими в сфере безопасности СГТС.
3. Методика предназначена для расчета размера вероятного вреда, оцениваемого на основании прогнозных событий (вероятных аварий СГТС), вероятность возникновения которых оценивается в декларации безопасности СГТС.
Положения Методики не применимы к ранее произведенным расчетам, утвержденным в составе декларации безопасности СГТС.
4. Методика регламентирует процедуру расчета размера вероятного вреда в результате аварии СГТС.
5. Результаты выполненных по Методике расчетов, сгруппированные согласно показателям социально-экономических последствий аварии СГТС, применяются:
при назначении размера финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварий СГТС, в том числе за счет обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии СГТС в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4194; 2018, N 52, ст.8102);
при классификации чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640; 2019, N 52, ст.7981);
при классификации СГТС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст.6447);
при разработке деклараций безопасности СГТС и подготовке материалов для внесения сведений о СГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2016, N 27, ст.4188);
при организации деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 26, ст.3999);
при обосновании организационных и технических мер, направленных на предотвращение аварий СГТС, с учетом размера потенциальных расходов на возмещение вреда, расходов на восстановление сооружений, а также эффекта от аварийных воздействий;
при обосновании решений эксплуатационных и технико-экономических задач, направленных на снижение расходов по возмещению вреда от аварий СГТС.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4194) в качестве размера финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварий СГТС, принимается общий вред, рассчитанный в соответствии с настоящей методикой, за исключением природного вреда.
6. Методика применяется для расчетов размера вероятного вреда и величин, его составляющих.
7. Для объектов, в состав которых входят несколько СГТС, расчеты размера вероятного вреда должны выполняться для сценариев наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии из всех аварий, возможных на всех СГТС, входящих в этот объект.
8. Методика не предназначена для определения упущенной выгоды и морального вреда в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2022, N 9, ст.1252).
9. Расчет размера вероятного вреда проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии СГТС.
10. Основными составляющими вероятного вреда, определяемыми в расчете, являются следующие прогнозы:
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество людей, которые могут погибнуть, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество работников организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружения, которые могут погибнуть при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество работников гидротехнического сооружения, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;
составляющая вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в натуральном и денежном выражении, характеризующая количество людей, условия жизнедеятельности которых нарушаются в результате аварии;
вред основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца гидротехнического сооружения;
вред готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца гидротехнического сооружения;
вред элементам транспорта и связи, жилищному фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также вреда, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;
расходы на ликвидацию последствий аварии.
11. При проведении расчетов, предусмотренных Методикой, используется следующая размерность:
1) число "N" - количество человек;
2) площадь "S" - квадратные километры;
3) плотность населения "P" - количество человек на квадратный километр;
4) глубина "Н" - метры;
5) объем "V" - кубические метры;
6) масса "M" - тонны;
7) индекс физического объема валового продукта "E" - проценты;
8) удельный вес "Y" - проценты;
9) длина (протяженность) "L" - километры;
10) величина валового продукта "B" - рубли;
11) стоимость (включая размер страховой выплаты) "C" - рубли;
12) базовый норматив платы "C" - рубли за тонну;
13) вред "И" - рубли;
14) цена "Ц" - рубли;
15) время (период) "T" - количество дней;
16) срок хранения "m" - количество дней;
17) запас древесины "M" - кубические метры на гектар;
18) коэффициенты "A", "K", "П", "", "k" - безразмерные величины.
12. Расчет размера вероятного вреда выполняется для сценария наиболее тяжелой аварии СГТС, а также для сценария наиболее вероятной аварии СГТС.
Размер вероятного вреда рассчитывается в денежном выражении.
13. При определении сценариев аварий СГТС и расчете размера вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии СГТС, вызванные непреодолимой силой, если сила и интенсивность такого воздействия превышают значения, на которые рассчитано СГТС, в соответствии со сводом правил СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения", утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 N 811/пр, и включенным в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 23, ст.4060), и утвержденным проектом СГТС.
Не подлежат рассмотрению аварии, вызванные умыслом и противоправными действиями потерпевших или других лиц (за исключением владельца СГТС).
14. При определении вероятного вреда проводится расчет вреда в результате аварии СГТС, денежные выражения которого группируются для каждого сценария аварии СГТС по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий СГТС.
Основными составляющими по расчету размера вероятного вреда являются прогнозы:
количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками СГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС;
количества людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками СГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС;
количества людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности;
количества работников СГТС, которые могут погибнуть и пропасть без вести при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС;
количества работников СГТС, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории СГТС могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;
вреда основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца СГТС;
вреда готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца СГТС;
вреда элементам транспорта и связи (кроме находящихся в собственности или оперативном управлением владельца СГТС), жилищному фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также вреда, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;
расходов на ликвидацию последствий аварии.
15. При наличии у владельца СГТС двух и более СГТС размер вероятного вреда принимается равным максимальному размеру вероятного вреда, рассчитанному для каждого СГТС.
16. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния СГТС и зоны причинения вероятного вреда, исходя из значения которых произведен расчет размера вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения ответственности, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.
17. Исходной информацией для расчета размера вероятного вреда являются: