Действующий

Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта"

     3.4. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Подготовка и проведение мероприятий и занятий по физическому воспитанию населения

Код

D

Уровень квалификации

5

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования

Инструктор по физической культуре

должностей, профессий

Инструктор по организационно-массовой работе

Инструктор по основной деятельности

Инструктор учебно-тренировочного пункта

Инструктор-методист по дельтапланеризму

Инструктор-методист по производственной гимнастике

Инструктор-методист по техническим и военно-прикладным видам спорта

Инструктор-методист спортивной школы

Инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций

Фитнес-инструктор по работе с детьми и подростками

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или педагогики по специальности физическая культура

или

Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года в области физической культуры и спорта

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Прохождение инструктажа по охране труда

Прохождение обучения оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи

Другие характеристики

С целью профессионального роста рекомендуется:

- дополнительное профессиональное образование - программам повышения квалификации один раз в три года;

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- стажировка;

- использование современных дистанционных образовательных технологий (вебинаров);

- участие в тренингах, мастер-классах и образовательных мероприятиях


Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2358

Тренеры и инструкторы-методисты по физической культуре и спорту

ЕКС

-

Инструктор по спорту

ОКПДТР

23050

Инструктор

23107

Инструктор-методист по дельтапланеризму

23110

Инструктор-методист по производственной гимнастике

23113

Инструктор-методист по техническим и военно-прикладным видам спорта

23119

Инструктор-методист спортивной школы

23122

Инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций

23159

Инструктор по организационно-массовой работе

23162

Инструктор по основной деятельности

23177

Инструктор по физической культуре

23197

Инструктор учебно-тренировочного пункта

ОКСО

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

7.49.02.01

Физическая культура

7.49.02.02

Адаптивная физическая культура

3.4.1. Трудовая функция

Наименование

Планирование и реализация мероприятий по физическому воспитанию населения

Код

D/01.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Составление расписания мероприятий на основе плана или программы мероприятий по физическому воспитанию населения

Осуществление коммуникаций с ответственными лицами общественных и коммерческих организаций с целью привлечения их к участию в мероприятиях по физическому воспитанию населения

Проведение встреч с трудовыми и учебными коллективами, членами общественных организаций для их вовлечения в мероприятия по физическому воспитанию населения

Организация работы с лицами старшего возраста по пропаганде активного долголетия, стимулированию физической активности

Привлечение ведущих спортсменов и представителей спортивных организаций для показательных выступлений и участия в мероприятиях по физическому воспитанию населения

Инструктирование лиц, участвующих в проведении мероприятий по физическому воспитанию населения

Организация и проведение мероприятий по физическому воспитанию населения

Проведение мероприятий с населением по формированию патриотизма, национальной идентичности, общечеловеческих норм нравственности, олимпийских идеалов и ценностей, принципов честной игры в спорте и недопустимости использования допинга

Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи

Контроль выполнения программы мероприятия по физическому воспитанию населения

Составление протокола о проведении мероприятия по физическому воспитанию населения

Необходимые умения

Подбирать содержание выступления, встречи с трудовыми и учебными коллективами, членами общественных организаций с учетом их социально-демографических и профессиональных характеристик

Проводить коммуникации с ведущими спортсменами и представителями спортивных организаций с учетом нравственных и этических норм

Организовывать мероприятия по физическому воспитанию различных групп населения с учетом интересов, социально-демографических, профессиональных особенностей, уровня физической подготовленности

Анализировать потребности различных групп населения в гармоничном физическом развитии и мотивировать их на развитие двигательной активности

Информировать население о рисках, связанных с недостатком движения, физической активности

Осуществлять целеполагание и контролировать ход выполнения плана или программы мероприятия по физическому воспитанию населения

Выбирать оптимальные средства и методы вовлечения населения в мероприятия по физическому воспитанию, пропаганды физической активности среди населения

Использовать технологии воспитательной работы для формирования патриотизма, национальной идентичности, общечеловеческих норм нравственности, олимпийских идеалов и ценностей, норм честной игры в спорте и недопустимости использования допинга у населения

Формировать у населения навыки здорового образа жизни, неприятие вредных привычек

Организовывать взаимодействие с лицами старшего возраста, разъяснять роль и значение физической активности в поддержании активного долголетия

Отдавать распоряжения и координировать действия участников мероприятия по физическому воспитанию населения в целях обеспечения выполнения регламента мероприятия

Инструктировать лиц, участвующих в проведении мероприятия по физическому воспитанию населения

Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи

Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Составлять протокол или отчет о проведении мероприятия по физическому воспитанию населения

Необходимые знания

Принципы и составляющие здорового образа жизни и активного долголетия

Правила проведения мероприятий по физическому воспитанию, физическому развитию населения

Закономерности возрастного развития различных систем организма человека

Основы педагогики физической культуры, включая теорию воспитания личности и общечеловеческие нормы нравственности

Физиологические и биохимические закономерности двигательной активности и процессов восстановления

Формы, виды и средства физической культуры и спорта для развития физической активности, поддержания активного долголетия населения

Двигательная рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Особенности организации мероприятий по физическому воспитанию, физическому развитию для лиц пожилого возраста

Типовые методики организации мероприятий по физическому воспитанию и физическому развитию населения

Мероприятия по формированию патриотизма, национальной идентичности, общечеловеческих норм нравственности, олимпийских идеалов и ценностей, норм честной игры в спорте для населения

Мероприятия, направленные на воспитание здорового образа жизни, неприятие вредных привычек и отказ от применения допинга для населения

Антидопинговые правовые документы

Способы антидопингового противодействия

Технологии воспитательной работы с населением

Требования охраны труда

Правила безопасного поведения на мероприятиях по физическому воспитанию и физическому развитию населения

Регламент проведения мероприятия по физическому воспитанию и физическому развитию населения

Комплексы упражнений по общей и специальной физической подготовке

Гигиенические требования и нормы, предъявляемые к занятиям физической культурой и спортом

Правила, виды, алгоритмы оказания первой помощи до оказания медицинской помощи

Инструкции по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи

Правила проведения подвижных спортивных игр с населением различных возрастных групп

Правила эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря при проведении мероприятий по физическому воспитанию и физическому развитию населения

Правила составления протокола или отчетной документации о проведении мероприятия по физическому воспитанию населения, в том числе с использованием электронных средств

Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с занимающимися

Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи

Другие характеристики

-

3.4.2. Трудовая функция

Наименование

Подготовка и выполнение с детьми и подростками групповых занятий по программам детского и подросткового фитнеса

С*

D/02.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Трудовые действия

Консультирование законных представителей детей и подростков по вопросам организации занятий, возрастных ограничений, показаний и противопоказаний к занятиям по программам детского и подросткового фитнеса

Разъяснение ожидаемых полезных эффектов занятия фитнесом для физического и интеллектуального развития детей и подростков

Подбор видов и состава развивающих упражнений, подвижных игр, инвентаря и игрушек для проведения занятий с детьми по программам детского фитнеса

Подбор оптимальных форм и видов занятий по программам подросткового фитнеса с учетом психофизических особенностей и мотивации подростков, выбор типов нагрузок с учетом уровня подготовленности подростков

Разработка структуры занятия для детей на основе программы детского фитнеса, подбор музыкального сопровождения занятия

Подбор комплексов упражнений и музыкального сопровождения для занятий фитнесом с подростками с использованием элементов аэробики, упражнений с элементами единоборств, силовых программ для укрепления всех мышечных групп, развития баланса, стретчинга, упражнений с использованием предметов

Разработка структуры занятий с соответствующим уровнем интенсивности и координационной сложности для начинающих, подготовленных и регулярно занимающихся фитнесом детей и подростков

Инструктирование детей и подростков по технике безопасного использования спортивного оборудования, инвентаря и экипировки, информирование о правилах этичного поведения на занятиях

Контроль физической готовности детей и подростков к выполнению занятия по программам детского и подросткового фитнеса

Проверка исправности спортивного оборудования, инвентаря и экипировки до начала занятия

Выполнение с детьми, подростками комплексов упражнений, подвижных и развивающих игр, предусмотренных структурой занятия по программе детского, подросткового фитнеса

Формирование у детей, подростков навыков здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и недопустимости использования допинга

Контроль за двигательной активностью, физическим состоянием и воздействием физических нагрузок на детей, подростков при проведении занятия, в детской игровой зоне

Контроль за безопасным использованием спортивного оборудования и инвентаря, безопасным выполнением комплексов упражнений детьми, подростками и за соблюдением ими норм этичного поведения

Проведение занятий по физической подготовке детей и подростков к выполнению нормативов испытаний (тестов)

Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи

Составление отчетной документации о результатах проведения занятий по программам детского и подросткового фитнеса

Необходимые умения

Использовать разнообразные направления фитнеса, увлекательные упражнения и музыкальное сопровождение, упражнения аэробики подражательного характера при проведении занятий для повышения интереса детей, подростков к занятиям фитнесом

Использовать систему классифицирующих показателей для оценки физической подготовленности детей и подростков к занятиям фитнесом

Учитывать психофизические особенности и мотивацию детей, подростков при выборе комплексов упражнений для занятия

Выявлять первые признаки утомления детей, подростков, варьировать направленностью и объемом нагрузки, интенсивностью и координационной сложностью упражнений с учетом уровня подготовленности детей, подростков

Использовать комплексы упражнений фитбол-аэробики, степ-аэробики, игрового стретчинга для предотвращения нарушения осанки детей, подростков

Подбирать оптимальные комплексы упражнений и объемы нагрузки для гармоничного физического развития детей и подростков

Обучать детей, подростков техникам выполнения комплексов упражнений, правилам безопасного использования спортивного оборудования и инвентаря с привлечением методов словесного и сенсорно-коррекционного воздействия

Обучать детей и подростков правилам этичного поведения и методам самостраховки

Применять техники и методы страховки

Использовать технологии воспитательной работы с детьми и подростками для формирования навыков здорового образа жизни, неприятия вредных привычек и использования допинга

Координировать действия детей, подростков при выполнении комплексов упражнений, выявлять ошибки в технике двигательных действий

Вовлекать детей, подростков в занятие, развивать интерес к физическим упражнениям, стимулировать их двигательную активность

Развивать у детей и подростков мотивированность к участию в выполнении нормативов испытаний (тестов)

Контролировать двигательную активность и безопасное выполнение упражнений, участие в игре детей, подростков с соблюдением ими норм этичного поведения при проведении занятия и в детской игровой зоне

Разъяснять детям и подросткам общие и частные факторы риска травмирования и ухудшения физического состояния при занятиях фитнесом

Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи

Использовать спортивное оборудование и инвентарь, звуковое и осветительное оборудование при проведении занятий по программам детского, подросткового фитнеса

Подбирать и применять специальные комплексы упражнений для подготовки к выполнению нормативов испытаний (тестов) детьми и подростками

Выявлять источники опасности и возникновения травматизма во время занятия по программам детского и подросткового фитнеса и выбирать алгоритмы действий по их предупреждению

Составлять отчетную документацию о результатах проведения занятий по программам детского и подросткового фитнеса

Необходимые знания

Средства детского, подросткового фитнеса и правила их использования для гармоничного физического развития детей и подростков

Система классифицирующих показателей для оценки физической подготовленности детей и подростков к занятиям фитнесом

Анатомические, физиологические и психологические особенности детей и подростков

Сенситивные периоды развития физических способностей

Основы биомеханики двигательной деятельности

Мотивационные техники ведения здорового и активного образа жизни

Основы педагогики физической культуры, включая теорию воспитания личности и общечеловеческие нормы нравственности

Методы воспитания нравственного сознания и поведения детей и подростков

Технологии воспитательной работы с детьми и подростками

Антидопинговые правовые документы

Способы антидопингового противодействия

Методики проведения занятий с тренажерными устройствами для детей, подростков

Общие принципы компоновки и комбинации физических упражнений в детском и подростковом фитнесе

Нормирование нагрузки и отдыха на разных этапах занятия по фитнесу с сочетаемостью разных типов нагрузки для детей и подростков

Организация работы по физическому воспитанию и физическому развитию детей и подростков

Показания и противопоказания для занятий детским, подростковым фитнесом

Методики проведения занятий по физической подготовке детей и подростков к выполнению нормативов испытаний (тестов)

Состав и содержание испытаний (тестов) для детей и подростков

Требования к детям и подросткам, проходящим тестирование по выполнению нормативов испытаний (тестов)

Структура занятия по программам детского и подросткового фитнеса и элементы физической нагрузки

Общие и частные факторы риска травмирования и ухудшения физического состояния при занятиях по программам детского и подросткового фитнеса и способы их предупреждения

Порядок функционирования детской игровой зоны

Комплексы упражнений для групповых занятий с детьми и подростками с элементами хореографии, аэробики подражательного характера, упражнений фитбол-аэробики, степ-аэробики, игрового стретчинга

Типовые программы детского, подросткового фитнеса

Правила проведения подвижных и развивающих игр для детей и подростков

Техники и методы страховки при проведении занятий с детьми и подростками

Требования к содержанию и организации инструктажей при проведении занятия по программам детского и подросткового фитнеса

Правила, виды, алгоритмы оказания первой помощи до оказания медицинской помощи

Инструкции по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи

Правила эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря, звукового, звукоусиливающего и осветительного оборудования

Требования охраны труда

Правила безопасного поведения на занятиях по программам детского, подросткового фитнеса

Правила этики и деонтологии в сфере взаимодействия с занимающимися

Гигиенические требования и нормы к проведению занятий по программам детского, подросткового фитнеса

Правила составления отчетности о проведении занятий по программам детского и подросткового фитнеса, в том числе с использованием электронных средств

Другие характеристики

-

3.4.3. Трудовая функция

Наименование

Подготовка и проведение мероприятий по выполнению населением нормативов испытаний (тестов)

Код

D/03.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта