УТВЕРЖДЕНО
протоколом
Президиума ФАС России
от 21 марта 2022 года N 2



ПРЕЗИДИУМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

"Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)"

N 21



Настоящие разъяснения подготовлены в соответствии с резолюцией Всероссийской тарифной конференции от 16.11.2021 N МШ-28114-С/21 в формате обзора практики ФАС России с учетом позиций, сформированных в результате рассмотрения досудебных споров и разногласий и контрольно-надзорных мероприятий ФАС России, в целях предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) в регулируемых сферах.

1. Обязательность предоставления договоров на услуги по передаче электрической энергии

К заявлениям на установление тарифов, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования N 1178), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, а именно: документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).

Таким образом, в случае непредоставления данных документов в орган регулирования в срок, предусмотренный пунктом 12 Правил регулирования N 1178, а именно не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования, соответствующий объем условных единиц (у.е.), расходы на аренду, на обслуживание электросетевого оборудования учету не подлежат.

Вместе с тем согласно пункту 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике N 1178, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).

Пунктом 21 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1, предусмотрено, что предложения по уточнению сводного прогнозного баланса предоставляются в органы регулирования не позднее 15 августа предшествующего года.

Таким образом, в случае неучета активов регулируемой организации и как следствие потерь в электрических сетях, ввиду отсутствия подтверждаемых документов, прогнозный объем потерь в электрических сетях учитывается на основании сводного прогнозного баланса, утвержденного ФАС России на очередной период регулирования.

Данная позиция отражена в решениях ФАС России от 06.05.2021 N СП/36996/21, от 18.06.2021 N СП/50148/21.

2. Учет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования N 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Пункты 34(2) и 34(3) Основ ценообразования N 1178 содержат формулы расчета экономии расходов на оплату потерь электрической энергии.

Подтверждением проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов является, в том числе, отчет об исполнении программы энергосбережения.

Таким образом, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией в предыдущем отчетном регулируемом году, в случае наличия у такой регулируемой организации программы энергосбережения и отчета об ее исполнении, должна учитываться органом регулирования в соответствии с пунктами 34(1)-34(3) Основ ценообразования N 1178.

Данный подход закреплен в решении ФАС России от 23.07.2021 N СП/61879/21.

3. Учет электрической энергии на хозяйственные нужды

Согласно пункту 2 Основ ценообразования N 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования N 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442.

Таким образом, при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии расходы на электроэнергию на хозяйственные нужды при применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ) учитываются в составе неподконтрольных расходов, за исключением ценовых зон оптового рынка.

Указанная позиция отражена в решении ФАС России от 23.06.2020 N СП/52467/20.

4. Обязательность учета расходов на услуги по сертификации электрической энергии

Статьей 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" предусмотрено, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц входит в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982.

В соответствии с подпунктами 1, 3.2, 4.1, 6.13 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 N 1038-ст, сетевая организация, передающая электрическую энергию потребителям в точках поставки, обязана ее сертифицировать.

Таким образом, при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии расходы на услуги по сертификации электрической энергии являются обязательными для регулируемой организации и подлежат учету в составе НВВ, в случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Данная позиция отражена в решении ФАС России от 23.07.2021 N СП/61880/21.

5. Учет расходов на содержание службы заказчика

В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), сметная документация, предусмотренная в пункте 28 Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Согласно пункту 31 Сводный сметный расчет стоимости строительства содержит главу 10 "Содержание службы заказчика. Строительный контроль".

Таким образом, расходы на содержание службы заказчика подлежат учету в плате за технологическое присоединение.

Вместе с тем дополнительные расходы на строительный контроль являются экономически необоснованными, в связи с тем, что функции по строительному контролю выполняются службой заказчика, и, как следствие, в целям недопустимости дублирования расходов, учету не подлежат.

Данная позиция закреплена в решении ФАС России от 23.01.2020 N СП/3978/20.

Кроме того, позиция ФАС России, закрепленная в решении ФАС России от 23.01.2020 N СП/3978/20, поддержана решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2020 года, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 года, постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 20.07.2021, а также определением Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2021 N 305-ЭС21-20676 по делу N А40-133155/2019.

6. Учет налога на добавленную стоимость (НДС) в НВВ организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии, признанных несостоятельными (банкротами)

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования N 1178 в необходимую валовую выручку регулируемых организаций включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль. Данные расходы не относятся к операционным (подконтрольным) расходам и не могут быть включены в состав базового уровня операционных (подконтрольных) расходов.

При этом пунктом 7 Основ ценообразования N 1178 установлено, что в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год или иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, указанные расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов на следующий период регулирования.

Вместе с тем согласно пункту 28 Основ ценообразования N 1178 неподконтрольные расходы включают в себя оплату налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии расходы на "входящий" налог на добавленную стоимость организаций, которые признаны несостоятельными (банкротами), учитываются исходя из фактических значений указанного параметра и подлежат включению в составе корректировки неподконтрольных расходов.

Данная позиция закреплена в решении ФАС России от 06.05.2021 N СП/36997/21.

Аналогичный подход применяется при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, что отражено в решении ФАС России от 31.05.2021 N СП/43974/21.

7. Нормативная численность при определении расходов на оплату труда организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования N 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

Таким образом, при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии при определении расходов на оплату труда расчет численности руководителей, специалистов и служащих необходимо производить в соответствии с требованиями пункта 26 Основ ценообразования N 1178 и исходя из непревышения нормативной численности по соответствующему виду деятельности.

Аналогичный подход применяется при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Данная позиция закреплена в решениях ФАС России от 21.10.2020 N 31/91812/20, от 06.05.2021 N СП/36997/21, от 22.04.2019 N СП/33102/19, от 14.06.2019 N СП/50126/19.

8. Полезный отпуск теплоснабжающих организаций и схема теплоснабжения

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 9 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э), схема теплоснабжения должна быть ежегодно актуализирована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".

Таким образом, в случае наличия в актуализированной схеме теплоснабжения объема полезного отпуска, органу регулирования не допускается установление объема полезного отпуска, не соответствующего схеме теплоснабжения, а в случае несогласия органа регулирования со схемой теплоснабжения органу регулирования необходимо проводить работу с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными по утверждению (актуализации) схемы теплоснабжения, по проведению актуализации данных схем для принятия показателей при тарифном регулировании.

Данная позиция отражена в решениях ФАС России от 09.06.2021 N 31/47304/21, от 14.04.2021 N СП/29576/21.

9. Долгосрочные параметры регулирования при регулировании тарифов на производство теплоносителя

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что до 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере.

Расчет тарифов на теплоноситель осуществляется в соответствии с Методическими указаниями N 760-э.

Глава IX.V "Расчет тарифов на теплоноситель" Методических указаний N 760-э не содержит ссылок на установление тарифов на производство теплоносителя на основании долгосрочных параметров регулирования.

При этом пункт 17 Основ ценообразования N 1075 не содержит оснований для применения метода экономически обоснованных затрат для тарифа на производство теплоносителя.

Метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в одном из следующих случаев:

а) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов);

б) в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

в) в случае если у регулируемой организации отсутствуют договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные с 1 января 2014 г., и оставшийся срок действия всех договоров аренды, заключенных регулируемой организацией до 1 января 2014 г., иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, за исключением концессионных соглашений, на день подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет;

г) в случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), и указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам) в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5(2) Основ ценообразования N 1075, то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции на расчетный период регулирования определяется в соответствии с пунктом 22 указанного документа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»