Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ СТРАТЕГИИ, ПРОГРАММНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПИСЬМО

от 18 апреля 2022 года N 02-232

О направлении методических рекомендаций



В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органам местного самоуправления, организациям-операторам и региональным/муниципальным общественным советам по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам (далее - НОКО) в ее организации Департамент стратегии, программной и проектной деятельности Минпросвещения России направляет актуализированные методические рекомендации к Единому порядку расчета показателей НОКО (с учетом отраслевых особенностей) (далее соответственно - Департамент стратегии, Методические рекомендации).

Департамент стратегии обращает внимание, что Методические рекомендации актуализированы в том числе в части таблицы 2 и 3 "Сведения для расчета показателя 1.1. "Соответствие информации о деятельности организации, размещенной на общедоступных информационных ресурсах, ее содержанию и порядку (форме) размещения, установленным нормативными правовыми актами: на информационных стендах в помещении организации; на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информация в которых приведена в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктами 3-15 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802), а также приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".

Методические рекомендации размещены на сайте Минпросвещения России в разделе "Открытое Министерство" - подраздел "Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности": https://open.edu.gov.ru/quality-of-education.

Директор Департамента
М.А.Руденок



Методические рекомендации к Единому порядку расчета показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам

(с учетом отраслевых особенностей)



Условные обозначения и сокращения

ДО

-

дошкольное образование

ДОД

-

дополнительное образование детей

ОО

-

общее образование

СПО

-

среднее профессиональное образование

НОКО, независимая оценка

-

независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями

ОВЗ

-

ограниченные возможности здоровья

Организация-оператор, оператор

-

организация, которая осуществляют сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями

Анкетирование

-

метод проведения социологических опросов, при котором общение между интервьюером и респондентом осуществляется в соответствии с разработанной анкетой (может проводиться в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")

Анкета

-

опросный лист, заполняемый респондентом или сотрудником организации-оператора (на основании ответов респондента)

Респонденты

-

лица, принявшие участие в анкетировании (опросе)

Интервьюер

-

лицо, осуществляющее сбор информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями посредством опроса респондентов

Генеральная совокупность

-

совокупность получателей образовательных услуг

Выборочная совокупность

-

получатели услуг, подлежащие опросу

Репрезентативность

-

соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом

Получатели образовательных услуг

-

обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, и их родители (законные представители)

ГРБС

-

главные распорядители средств федерального бюджета

Перечень показателей НОКО, приказ Минпросвещения России от 13 марта 2019 г. N 114

-

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам"

Единый порядок расчета показателей, приказ Минтруда России от 31 мая 2018 г. N 344н

-

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 344н "Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы"



1. Общие положения


Методические рекомендации разработаны в соответствии с Единым порядком расчета показателей и с учетом особенностей оказания образовательных услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам (далее соответственно - организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации, организации).

Перечень показателей НОКО и порядок их расчета являются едиными и универсальными для проведения НОКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Настоящие методические рекомендации содержат описание особенностей процессов сбора, обобщения и расчета показателей НОКО (в том числе с учетом отраслевых особенностей, например, показатель 1.1. "Соответствие информации о деятельности организации, размещенной на общедоступных информационных ресурсах, ее содержанию и порядку (форме) размещения, установленным нормативными правовыми актами", показатель 3.2. "Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими" и др.) и предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, региональными/муниципальными Общественными советами по НОКО, а также организациями-операторами.

2. Нормативные правовые основания организации и проведения НОКО


Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение НОКО

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 95.2 (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы";

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1202 "О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки";

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1203 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющем состав информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, условий оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, включая единые требования к такой информации, и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. N 457 "Об утверждении формы обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, представляемого в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 638 "Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 344н "Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 675н "Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (далее - Приказ Минтруда России от 30 октября 2018 г. N 675н);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";

Приказ Минфина России от 7 мая 2019 г. N 66н "О составе информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, условий оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единые требования к такой информации, и порядке ее размещения, а также требованиях к качеству, удобству и простоте поиска указанной информации" (далее - Приказ Минфина России от 7 мая 2019 г. N 66н);

Методические рекомендации Минпросвещения России к Единому порядку расчета показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам (с учетом отраслевых особенностей).

Сопутствующие нормативные правовые акты

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".

3. Организация проведения НОКО


В соответствии со статьей 95.2 Федерального закона N 273-ФЗ независимая оценка в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Общественные советы по НОКО

В целях создания условий для проведения НОКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях при уполномоченных органах государственной власти, органах местного самоуправления создаются общественные советы по проведению НОКО (далее - Общественные советы по НОКО).

На федеральном уровне. Общественная палата Российской Федерации по обращению Минпросвещения России не позднее чем в месячный срок со дня получения обращения формирует Общественный совет при Минпросвещения России по НОКО и утверждает его состав. Общественная палата Российской Федерации информирует Минпросвещения России о составе Общественного совета при Минпросвещения России по НОКО (пункт 1 части 2 статьи 95.2 Федерального закона N 273-ФЗ).

________________

Из числа представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общероссийских общественных объединений инвалидов.

На региональном уровне. Общественные палаты субъектов Российской Федерации по обращению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок со дня получения обращения формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации, а также муниципальными образовательными организациями, за исключением муниципальных образовательных организаций, в отношении которых независимая оценка проводится общественными советами, созданными при органах местного самоуправления, и иными организациями, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - региональные Общественные советы по НОКО), и утверждают их состав. Общественные палаты субъектов Российской Федерации информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, о составе созданных при этих органах региональных Общественных советов по НОКО (пункт 2 части 2 статьи 95.2 Федерального закона N 273-ФЗ).

________________

Из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, общественных объединений инвалидов.

На муниципальном уровне. Общественные палаты (советы) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, осуществляемой муниципальными образовательными организациями (далее - муниципальные Общественные советы по НОКО), и утверждать их состав. Общественные палаты (советы) муниципальных образований информируют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о составе созданных при этих органах муниципальных общественных советов по НОКО (пункт 3 части 2 статьи 95.2 Федерального закона N 273-ФЗ).

________________

Составы Общественных советов по НОКО утверждаются сроком на три года. При формировании Общественного совета по НОКО на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава. В состав Общественного совета по НОКО не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, руководители (их заместители) и работники организаций, осуществляющих деятельность в указанной сфере. При этом Общественный совет по НОКО может привлекать к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, представителей общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»