Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 420
1. В наименовании и пункте 1 цифры "2026" заменить цифрами "2030".
2. Федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 апреля 2018 года N 420
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 апреля 2022 года N 696)
Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030 годы)"
Паспорт федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030 годы)"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 2808-р |
Государственный заказчик Программы | - | Федеральная служба исполнения наказаний |
Основной разработчик Программы | - | Федеральная служба исполнения наказаний |
Цель Программы | - | приведение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами, а также приведение условий отбывания наказания осужденными в соответствие с законодательством Российской Федерации |
Задачи Программы | - | реконструкция и строительство следственных изоляторов, в которых условия содержания подозреваемых и обвиняемых соответствуют законодательству Российской Федерации и международным стандартам; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | количество следственных изоляторов, в которых условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых соответствуют законодательству Российской Федерации и международным стандартам; |
Сроки реализации Программы | - | 2018-2030 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | объем финансирования Программы составляет 101878,1769 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета - 101878,1769 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | улучшение показателей, характеризующих состояние условий содержания под стражей в следственных изоляторах и отбывания наказания в исправительных учреждениях, в том числе доведение количества следственных изоляторов с условиями содержания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации и международным стандартам, до 87,4 процента и количества исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений с условиями отбывания наказания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации, до 75,5 процента; |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Современная уголовно-исполнительная система включает в себя 972 учреждения, в том числе 667 исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, 8 тюрем, 18 воспитательных колоний, 204 следственных изолятора и 75 помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора.
По состоянию на начало 2022 года численность лиц, находящихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, составляла 465 тыс. человек.
В настоящее время в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы существуют проблемы, связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, имеющие системный характер.
Органы прокуратуры Российской Федерации систематически выявляют в деятельности следственных изоляторов нарушения Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части обеспечения подозреваемых и обвиняемых установленной нормой санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 кв. метров, а также создания бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В 2018-2022 годах наблюдалось увеличение численности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. По состоянию на 1 января 2018 г. в следственных изоляторах содержались 105,8 тыс. человек, на 1 января 2019 г. - 100,9 тыс. человек, на 1 января 2020 г. - 98,9 тыс. человек, на 1 января 2021 г. - 104,2 тыс. человек, на 1 января 2022 г. - 110,4 тыс. человек. В 2018-2020 годах максимальная численность подозреваемых и обвиняемых в отдельные периоды времени превышала лимит наполнения следственных изоляторов, а в некоторых субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Ставропольский край, г.Москва, Московская область, Воронежская область и др.) превышение составляло от 42 до 960 человек, или от 8,3 до 10,7 процента, что указывает на необходимость создания дополнительных мест в следственных изоляторах.
На начало 2022 года дефицит мест в следственных изоляторах в субъектах Российской Федерации составил около 2,7 тыс. мест с учетом режимных корпусов, находящихся в аварийном состоянии.
Условия содержания под стражей в следственных изоляторах, расположенных в 9 субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Крым, Республика Татарстан, Ставропольский край, Амурская, Воронежская, Московская, Пензенская области, г.Москва), не соответствовали законодательству Российской Федерации и международным стандартам, самым важным из которых является норма санитарной площади.
В 2014 году в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был проведен комплекс мероприятий по интегрированию уголовно-исполнительной системы Республики Крым и г.Севастополя в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.
В настоящее время численность лиц, содержащихся в следственном изоляторе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г.Севастополю, превышает установленный лимит его наполнения в 1,8 раза. Кроме того, указанный следственный изолятор требует реконструкции из-за несоответствия режимных корпусов, построенных в 1803 году и 1965 году, требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Для приведения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами необходимо осуществить в целом по стране строительство 11 новых следственных изоляторов на 11,23 тыс. мест, 14 новых режимных корпусов на 3,42 тыс. мест, реконструкцию 4 режимных корпусов на 0,425 тыс. мест, строительство и реконструкцию 118 объектов вспомогательного назначения в следственных изоляторах.
В 2013 году увеличены сроки наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и сроки погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, что привело к росту численности осужденных в исправительных учреждениях строгого режима и лечебных исправительных учреждениях, а также численности осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях для осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.
Сложившаяся в настоящее время система исправительных учреждений и их территориальное расположение не позволяют в полном объеме осуществить законодательно закрепленный принцип отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
Сохраняется проблема обеспечения личной безопасности осужденных в связи с противоправными действиями, а также негативным влиянием лидеров и членов группировок криминально ориентированных осужденных и злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания. Только в 54 субъектах Российской Федерации имеющиеся единые помещения камерного типа позволяют обеспечить эффективную изоляцию указанных лиц от основной массы осужденных.