ГОСТ 33761-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЛОКОМОТИВЫ
Методика динамико-прочностных испытаний
Locomotives. Dynamic and strength testing procedures
ОКП 31 8100
34 5100
34 5200
МКС 45.060.10
Дата введения 2025-09-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июля 2016 г. N 89-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2023 г. N 110-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33761-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2025 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55514-2013*
_______________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 февраля 2023 г. N 110-ст ГОСТ Р 55514-2013 отменен с 1 сентября 2025 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы и устанавливает методику динамико-прочностных испытаний.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 7.32 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 21616 Тензорезисторы. Общие технические условия
ГОСТ 23207 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения
ГОСТ 31539 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения
ГОСТ 34939-2023 Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в сети Интернет на официальном сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by), или в указателях национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, соответствующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23207 и ГОСТ 31539, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 конструкционная скорость: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.
3.2 локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.
3.3 рамная сила: Поперечная горизонтальная сила взаимодействия колесной пары с рамой тележки или главной рамой экипажной части.
3.4 режим выбега: Движение локомотива по инерции при отсутствии тяговых или тормозных сил.
3.5 режим торможения: Движение локомотива с реализацией сил торможения.
3.6 режим тяги: Движение локомотива с реализацией силы тяги.
3.7 ходовые испытания: Испытания локомотива на участках железнодорожного пути с целью определения значений показателей динамики и прочности локомотива.
3.8 экипажная часть: Конструктивная часть локомотива, обеспечивающая его движение по рельсовой колее и предназначенная для установки силового и вспомогательного оборудования, приводов, тормозной системы.
3.9 экспресс-анализ: Упрощенный предварительный анализ значений измеряемого показателя.
4.1 Оборудование и организация рабочих мест при проведении испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, сигнальные цвета и знаки безопасности, информирующие и обращающие внимание обслуживающего персонала на потенциальную или действительную опасность - по ГОСТ 12.4.26.
4.2 При проведении ходовых испытаний:
- локомотив должен удовлетворять требованиям габарита по ГОСТ 9238 и быть оборудован соответствующими устройствами сигнализации и безопасности в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт;
_______________
В Российской Федерации действуют "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250.
- персонал, ответственный за передвижение локомотива, должен руководствоваться нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
5.1 Испытаниям подлежат образцы опытных, модернизированных и серийных магистральных и маневровых локомотивов, а также узлы экипажной части.
Ходовым приемочным испытаниям подлежат магистральные локомотивы, имеющие пробег не менее 5000 км, маневровые локомотивы, имеющие не менее 300 ч маневровой работы.
Испытаниям подлежит один локомотив.
5.2 Локомотив, подлежащий испытаниям, должен быть изготовлен по рабочей конструкторской документации с литерой не ниже "О", принят службой технического контроля предприятия-изготовителя и представителем заказчика (при наличии).
5.3 Для испытаний вместе с локомотивом должна быть предоставлена следующая техническая документация:
- технические условия (техническое задание и проект технических условий для опытного образца);
- протоколы результатов предварительных испытаний (при их проведении);
- тяговые и тормозные характеристики;
- расчеты геометрического вписывания в кривые;
- результаты проверки вписывания локомотива в габарит;
- результаты поколесного взвешивания и определения показателей развески локомотива;
- характеристики упругих элементов и демпферов связи букс с рамой тележки, элементов соединения тележки с кузовом (главной рамой);
- комплект конструкторской документации, необходимый для проведения испытаний.
6.1 Испытаниям по определению показателей динамики подвергают локомотив в целом.
Испытаниям по определению показателей прочности подвергают как локомотив в целом, так и отдельные узлы его экипажной части.
Виды испытаний (контроля) и определяемые при испытаниях показатели приведены в таблице 1. Значения показателей - по ГОСТ 34939.
Таблица 1
Наименование показателя | Вид испытаний (контроля) | |
Показатели динамики | Коэффициент горизонтальной динамики | Ходовые испытания |
| Коэффициент вертикальной динамики первой ступени рессорного подвешивания | Ходовые испытания |
| Коэффициент вертикальной динамики второй ступени рессорного подвешивания | Ходовые испытания |
| Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса | Ходовые испытания |
| Показатели плавности хода в вертикальном и горизонтальном поперечном направлениях , | Ходовые испытания |
| Отсутствие взаимного касания элементов экипажной части, не предусмотренного конструкторской документацией | Визуальный контроль |
Показатели прочности | Коэффициенты запаса сопротивления усталости конструкций экипажной части, за исключением колесных пар, валов тягового привода, зубчатых колес и пружин рессорного подвешивания n | Ходовые испытания, статические испытания тележки |
| Сопротивление усталости рам тележек и промежуточных рам (балок, брусьев и т.п.) второй ступени рессорного подвешивания | Испытания на усталость |
| Прочность кузова (главной рамы) при действии нормативной силы соударения, приложенной по оси сцепного устройства | Испытания на соударение |