Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55514-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛОКОМОТИВЫ

Методика динамико-прочностных испытаний

Locomotives. Dynamic and strength testing procedures



ОКС 45.060.10    

Дата введения 2014-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 августа 2013 г. N 537-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на локомотивы и устанавливает методику динамико-прочностных испытаний.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.32 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 21616 Тензорезисторы. Общие технические условия

ГОСТ 23207 Сопротивление усталости. Основные термины, определения и обозначения

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 52944 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

_______________

Действует ГОСТ 31539-2012.


ГОСТ Р 55513-2013 Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52944 и ГОСТ 23207, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 конструкционная скорость: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

3.1.2

локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 51]

3.1.3 рамная сила: Поперечная горизонтальная сила взаимодействия колесной пары с рамой тележки или главной рамой экипажной части.

3.1.4 ходовые испытания: Испытания локомотива на участках железнодорожного пути с целью определения значений показателей динамики и прочности локомотива.

3.1.5 экипажная часть локомотива: Конструкция, представляющая собой механическую повозку, обеспечивающую движение локомотива по рельсовой колее и предназначенную для установки силового и вспомогательного оборудования, приводов, тормозной системы.

3.1.6 режим тяги: Движение локомотива с реализацией силы тяги.

3.1.7 режим торможения: Движение локомотива с реализацией сил торможения.

3.1.8 режим выбега: Движение локомотива по инерции при отсутствии тяговых или тормозных сил.

3.1.9 экспресс-анализ: Упрощенный предварительный анализ значений измеряемого показателя.

     4 Требования охраны труда

4.1 Оборудование и организация рабочих мест при проведении испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, сигнальные цвета и знаки безопасности, информирующие и обращающие внимание обслуживающего персонала на потенциальную или действительную опасность, - по ГОСТ Р 12.4.026.

4.2 При проведении ходовых испытаний:

- локомотив должен удовлетворять требованиям габарита по ГОСТ 9238 и оборудован соответствующими устройствами сигнализации и безопасности в соответствии с требованиями [1];

- персонал, ответственный за передвижение локомотива, должен руководствоваться [2].

     5 Объект испытаний

5.1 Испытаниям подлежат образцы опытных, модернизированных и серийных магистральных и маневровых локомотивов, а также узлы экипажной части локомотива.

Ходовым приемочным испытаниям подлежат магистральные локомотивы, имеющие пробег не менее 5000 км, маневровые локомотивы, имеющие не менее 300 ч маневровой работы.

Испытаниям подлежит один локомотив.

5.2 Локомотив, подлежащий испытаниям, должен быть изготовлен по рабочей конструкторской документации с литерой не ниже "О", принят службой технического контроля предприятия-изготовителя и представителем заказчика (при наличии).

Для проведения испытаний по подтверждению соответствия локомотив должен быть отобран в соответствии с требованиями [3], (статья 6).

5.3 Для испытаний вместе с локомотивом должна быть предоставлена следующая техническая документация:

- технические условия (техническое задание и проект технических условий для опытного образца);

- протоколы результатов предварительных (заводских) испытаний (при их проведении);

- тяговые и тормозные характеристики;

- расчеты геометрического вписывания в кривые;

- результаты проверки вписывания локомотива в габарит;

- результаты поколесного взвешивания и определения показателей развески локомотива;

- характеристики упругих элементов и демпферов связи букс с рамой тележки, элементов соединения тележки с кузовом (главной рамой);

- комплект конструкторской документации, необходимый для проведения испытаний.

     6 Виды испытаний и определяемые показатели

6.1 Испытаниям по определению показателей динамики подвергают локомотив в целом.

Испытаниям по определению показателей прочности подвергают как локомотив в целом, так и отдельные узлы его экипажной части.

Виды испытаний (контроля) и определяемые при испытаниях показатели приведены в таблице 1. Значения показателей - по ГОСТ Р 55513-2013.


Таблица 1

Наименование показателя

Вид испытаний (контроля)

Показатели динамики

Коэффициент горизонтальной динамики,

Ходовые испытания

Коэффициент вертикальной динамики первой ступени рессорного подвешивания,

Ходовые испытания

Коэффициент вертикальной динамики второй ступени рессорного подвешивания

Ходовые испытания

Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса,

Ходовые испытания

Показатели плавности хода в вертикальном и горизонтальном поперечном направлениях,

Ходовые испытания

Отсутствие взаимного касания элементов экипажной части, не предусмотренного конструкторской документацией

Визуальный контроль

Показатели прочности

Коэффициенты запаса сопротивления усталости конструкций экипажной части, за исключением колесных пар, валов тягового привода, зубчатых колес и пружин рессорного подвешивания,

Ходовые испытания, статические испытания тележки

Сопротивление усталости рам тележек и промежуточных рам (балок, брусьев и т.п.) второй ступени рессорного подвешивания

Испытания на усталость

Прочность кузова (главной рамы) при действии нормативной силы соударения, приложенной по оси сцепного устройства

Испытания на соударение

6.2 При ходовых испытаниях для получения более полной информации об объекте испытаний могут быть определены нагруженность и кинематика различных узлов экипажной части, например:

- усилия в демпферах и подвесках редуктора;

- усилия в продольных тягах и автосцепках;

- относ и виляние тележек относительно кузова;

- момент сопротивления повороту тележек относительно шкворней;

- вертикальные и горизонтальные ускорения тележки и кузова (главной рамы),

а также ряд других характеристик, обусловленных особенностями конструкции экипажной части.

6.3 Для оценки нагруженности несущих элементов рамы кузова при действии продольных сил выполняют статические испытания кузова (главной рамы) под действием максимальных расчетных продольных сил растяжения-сжатия, прикладываемых к автосцепным устройствам.

6.4 Для определения собственных частот различных форм колебаний кузова на рессорном подвешивании и коэффициентов относительного демпфирования выполняют сброс с клиньев.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs