РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принят
Государственной Думой
23 марта 2022 года
Одобрен
Советом Федерации
23 марта 2022 года
1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в сферу геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также реализации инвестиционных проектов на основе осуществления юридическими лицами совместной деятельности по разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения углеводородного сырья (нефти, газа и газового конденсата), по геологическому изучению и (или) разведке и добыче полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения углеводородного сырья (нефти, газа и газового конденсата), в том числе на участках недр федерального значения, включая участки недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участки недр федерального значения, расположенные на территории Российской Федерации и простирающиеся на ее континентальный шельф (далее также - деятельность по разработке).
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением соглашений (соглашение о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке (далее - соглашение о сервисных рисках) и соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке (далее - соглашение об управлении финансированием), заключаемых в целях осуществления юридическими лицами деятельности по разработке.
3. Отношения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о недрах.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) оператор - сторона соглашения о сервисных рисках, не являющаяся пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и исполняющая обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) ответственный оператор - одно из нескольких лиц, участвующих на стороне оператора в обязательствах по соглашению о сервисных рисках, на которое в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона возложено осуществление прав и исполнение обязанностей оператора по этому соглашению;
3) управляющий комитет - лица, уполномоченные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона сторонами соглашения о сервисных рисках на принятие решений по всем или отдельным вопросам осуществления совместной деятельности по разработке.
1. По соглашению о сервисных рисках стороны обязуются осуществлять деятельность по разработке на определенном участке недр, части участка недр или нескольких участках недр (далее - участок недр) в соответствии с условиями пользования участком недр и в случае добычи углеводородного сырья и попутных полезных ископаемых (далее - добытые полезные ископаемые) распределять между собой добытые полезные ископаемые либо денежные средства или иное имущество, вырученные от реализации добытых полезных ископаемых.
2. Соглашением о сервисных рисках может быть предусмотрено как осуществление его сторонами всех указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона видов деятельности по разработке, так и осуществление одного или нескольких видов деятельности по разработке.
3. Соглашением о сервисных рисках не может быть предусмотрено, что информация о его существовании не раскрывается третьим лицам.
1. Сторонами соглашения о сервисных рисках являются лицо, которое признается пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах или которое станет пользователем участка недр, в отношении осуществления деятельности по разработке на котором заключено соглашение о сервисных рисках (далее - пользователь недр), и оператор.
2. Сторонами соглашения о сервисных рисках могут быть российские юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, иностранные юридические лица. Заключение соглашения о сервисных рисках в отношении участка недр федерального значения с участием иностранного юридического лица допускается в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
3. Соглашение о сервисных рисках может быть заключено с несколькими пользователями недр. При этом каждый пользователь недр осуществляет свои права и исполняет свои обязанности по соглашению о сервисных рисках отдельно, если иное не предусмотрено соглашением о сервисных рисках.
4. Соглашение о сервисных рисках может быть заключено с несколькими операторами. При этом осуществление операторами своих прав и исполнение операторами своих обязанностей по соглашению о сервисных рисках от имени и за счет всех операторов возлагаются на ответственного оператора.
5. Если соглашением о сервисных рисках не предусмотрено иное, замена стороны соглашения о сервисных рисках в связи с передачей всех прав и обязанностей по соглашению о сервисных рисках другому лицу не допускается, за исключением случая замены ответственного оператора на другое лицо, участвующее в соглашении о сервисных рисках на стороне оператора. Соглашением о сервисных рисках может быть предусмотрено, что замена стороны, являющейся пользователем недр, происходит без согласия другой стороны соглашения о сервисных рисках при возникновении одного или нескольких предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах оснований для перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование участком недр.
6. В случае заключения оператором с третьими лицами соглашения об управлении финансированием замена оператора в соглашении о сервисных рисках на другое лицо, являющееся стороной соглашения об управлении финансированием, допускается с согласия пользователя недр и лиц, участвующих в соглашении о сервисных рисках на стороне оператора. Такое согласие может быть заранее дано в соглашении о сервисных рисках.
7. Уступка одной из сторон соглашения о сервисных рисках возникшего из соглашения о сервисных рисках отдельного права (требования) или перевод на третье лицо отдельного долга стороны соглашения о сервисных рисках перед другой стороной соглашения о сервисных рисках не допускается, если соглашением о сервисных рисках не предусмотрено иное.
8. В случае привлечения сторонами соглашения о сервисных рисках третьих лиц для исполнения отдельных обязанностей сторон соглашения о сервисных рисках такие лица должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности по разработке для исполнения отдельных обязанностей сторон соглашения о сервисных рисках, а также соответствовать иным требованиям, установленным частью 5 статьи 9 настоящего Федерального закона.
1. Соглашение о сервисных рисках должно содержать следующие существенные условия:
1) данные, позволяющие определить участок недр, право пользования которым предоставлено или будет предоставлено пользователю недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и в отношении осуществления деятельности по разработке на котором заключается соглашение о сервисных рисках;
2) вид или виды деятельности по разработке, осуществляемые сторонами соглашения о сервисных рисках;
3) порядок определения стоимости добытых полезных ископаемых в целях распределения между сторонами соглашения о сервисных рисках добытых полезных ископаемых либо денежных средств или иного имущества, вырученных от реализации добытых полезных ископаемых;
4) доли или порядок определения долей сторон соглашения о сервисных рисках в распределяемых между ними в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона, доходной части добытых полезных ископаемых либо денежных средствах или ином имуществе, вырученных от реализации добытых полезных ископаемых.
2. Соглашение о сервисных рисках должно быть заключено в простой письменной форме.
1. Для целей настоящего Федерального закона вкладом каждой из сторон соглашения о сервисных рисках в деятельность по разработке признается все, что она вносит в общее дело, в частности:
1) действия по выполнению работ и оказанию услуг, направленные на достижение общих целей, включая действия по предоставлению другой стороне соглашения о сервисных рисках необходимой информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также взаимодействие с третьими лицами;
2) имущество, в том числе имущественные права (включая исключительные права и право пользования движимыми и недвижимыми вещами).
2. Право пользования участком недр, предоставленное одной из сторон соглашения о сервисных рисках в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, не может быть внесено в качестве вклада стороны соглашения о сервисных рисках в деятельность по разработке.
3. Стоимость вклада каждой из сторон соглашения о сервисных рисках не учитывается при распределении между сторонами соглашения о сервисных рисках добытых полезных ископаемых либо денежных средств или иного имущества, вырученных от реализации добытых полезных ископаемых.
4. Не требуется определять вклад каждой из сторон соглашения о сервисных рисках при его заключении, исполнении или расторжении.
1. Планы деятельности по разработке, осуществляемой сторонами соглашения о сервисных рисках (далее - планы деятельности по разработке), содержат описание порядка исполнения сторонами своих обязанностей по соглашению о сервисных рисках, сроки (периоды деятельности по разработке), в которые эти обязанности должны исполняться, и объем необходимых расходов сторон соглашения о сервисных рисках, связанных с исполнением этих обязанностей. Планы деятельности по разработке не должны противоречить условиям лицензии на пользование недрами, а также утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о недрах, техническим проектам и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
2. Планы деятельности по разработке подлежат утверждению в порядке и в срок, которые предусмотрены соглашением о сервисных рисках. После утверждения планы деятельности по разработке становятся неотъемлемой частью соглашения о сервисных рисках.
1. В результате заключения соглашения о сервисных рисках и исполнения его сторонами своих обязательств у сторон соглашения о сервисных рисках не образуется общее имущество, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением о сервисных рисках.
2. Если иное не предусмотрено законом или соглашением о сервисных рисках, права на создаваемые или приобретаемые в ходе совместной деятельности по разработке сторон соглашения о сервисных рисках объекты, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации недвижимым имуществом, принадлежат пользователю недр, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах предоставлено право пользования участком недр, в отношении осуществления деятельности по разработке на котором заключено соглашение о сервисных рисках.
3. Соглашением о сервисных рисках может быть предусмотрено, что право собственности на приобретаемые в целях исполнения соглашения о сервисных рисках или создаваемые в ходе исполнения соглашения о сервисных рисках все или отдельные движимые вещи, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи, принадлежит оператору.
4. Если иное не предусмотрено соглашением о сервисных рисках, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в целях исполнения соглашения о сервисных рисках или создаваемые в ходе исполнения соглашения о сервисных рисках, принадлежат той стороне соглашения, по заказу или заданию которой созданы результаты интеллектуальной деятельности.
5. Право собственности на добытые полезные ископаемые по условиям лицензии на пользование недрами возникает у пользователя участка недр, в отношении осуществления деятельности по разработке на котором заключено соглашение о сервисных рисках. Переход к оператору права собственности на причитающуюся ему долю добытых полезных ископаемых осуществляется на основании распределения между сторонами соглашения о сервисных рисках результатов совместной деятельности по разработке сторон соглашения о сервисных рисках в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
6. Соглашением о сервисных рисках могут быть предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств сторон соглашения о сервисных рисках. Соглашением о сервисных рисках может быть предусмотрено, что с момента возникновения у одной из сторон соглашения о сервисных рисках прав на имущество, указанное в частях 2-4 настоящей статьи, такое имущество признается находящимся в залоге у другой стороны соглашения о сервисных рисках для обеспечения исполнения всех возникающих из соглашения о сервисных рисках требований этой стороны, в том числе требований, связанных с прекращением соглашения о сервисных рисках, при этом на оператора возлагается обязанность совершить действия, необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации для государственной регистрации или учета такого залога.
7. Если по соглашению о сервисных рисках права на имущество, указанное в частях 3 и 4 настоящей статьи, возникают у оператора, такие права в случае участия нескольких лиц на стороне оператора в соглашении о сервисных рисках принадлежат ответственному оператору, при этом остальные лица, участвующие на стороне оператора в соглашении о сервисных рисках, вправе требовать от ответственного оператора передачи им прав на указанное имущество или возмещения каждому из них стоимости его доли в правах на это имущество, соответствующей понесенным ответственным оператором расходам, независимо от распределения между такими лицами добытых полезных ископаемых либо денежных средств или иного имущества, вырученных от реализации добытых полезных ископаемых.
1. Пользователь недр по соглашению о сервисных рисках обязан:
1) предоставлять оператору беспрепятственный доступ к необходимому для ведения деятельности по разработке участку недр, в отношении осуществления деятельности по разработке на котором заключено соглашение о сервисных рисках, а также к необходимым для ведения деятельности по разработке земельным участкам и иному имуществу, в том числе недвижимому имуществу, указанному в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
2) предоставлять оператору сведения об участке недр, а также иную необходимую для исполнения оператором своих обязанностей информацию, в том числе геологическую информацию о недрах (за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), при условии соблюдения прав и законных интересов обладателей такой информации;
3) осуществлять необходимое для пользования участком недр в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и законодательством Российской Федерации о недрах взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами по вопросам пользования участком недр, в том числе совершать действия, направленные на получение права пользования участком недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, переоформление лицензии на пользование недрами и продление срока пользования участком недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий;
4) предоставлять оператору сведения о своих расходах, понесенных в ходе исполнения соглашения о сервисных рисках, в том числе о платежах, произведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
5) обеспечить выполнение в ходе осуществления совместной деятельности по разработке условий, установленных лицензией на пользование недрами, и осуществлять контроль за соблюдением оператором требований к рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
2. Оператор по соглашению о сервисных рисках обязан:
1) осуществлять в соответствии с планами деятельности по разработке действия в целях осуществления деятельности по разработке, а также в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона действия по распределению между сторонами соглашения о сервисных рисках добытых полезных ископаемых либо денежных средств или иного имущества, вырученных от реализации добытых полезных ископаемых;
2) заключать в целях исполнения соглашения о сервисных рисках сделки, а также совершать иные юридические действия в целях осуществления деятельности по разработке, в том числе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и иными лицами по вопросам, не указанным в пункте 3 части 1 настоящей статьи;
3) вести учет расходов, понесенных сторонами при исполнении соглашения о сервисных рисках, а также учет добытых полезных ископаемых либо денежных средств или иного имущества, вырученных от реализации добытых полезных ископаемых, в целях их распределения в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, предоставлять пользователю недр квартальные отчеты о деятельности по разработке, если сторонами соглашения о сервисных рисках не определен иной отчетный период;
4) обеспечить в ходе совместной деятельности соблюдение требований к рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
3. Стороны соглашения о сервисных рисках вправе включить в соглашение о сервисных рисках также следующие условия:
1) одна сторона соглашения о сервисных рисках обязуется выплатить другой стороне соглашения о сервисных рисках определенную денежную сумму при наступлении обстоятельств, предусмотренных соглашением о сервисных рисках, в том числе при достижении определенных результатов деятельности по разработке;
2) оператор обязуется выплатить пользователю недр денежную сумму в размере, соответствующем размеру понесенных пользователем недр до заключения соглашения о сервисных рисках расходов (их части), связанных с осуществлением пользователем недр деятельности по разработке;