Действующий

Методические рекомендации по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

8. Особенности организации и проведения штабных тренировок


Штабные тренировки (ШТ) - форма приобретения и совершенствования навыков должностных лиц и специалистов органов управления в практическом выполнении ими функциональных обязанностей в составе органов управления при подготовке и проведении мероприятий по ГО и защите от ЧС.

ШТ проводятся в целях выработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами приведения в готовность ГО, планами ГО и защиты населения (планами гражданской обороны), планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС и другими планирующими документами продолжительностью до 1 суток не реже 1 раза в год.

В зависимости от состава обучаемых, темы, целей и поставленных задач ШТ могут быть совместными и раздельными и проводиться под руководством соответствующих начальников (руководителей) подразделений на пунктах управления или в служебных помещениях (учебных классах) со средствами связи и без них.

Совместные штабные тренировки проводятся органами управления ГО и ЧС с привлечением всех (основных) структурных подразделений с целью отработки взаимодействия между ними, достижения слаженности действий, определения и уточнения задач структурных подразделений, достижения общности взглядов и единых подходов к решению определенных задач управления, устранения недостатков в работе органов управления.

Раздельные ШТ проводятся непосредственно в подразделениях органа управления, по планам и под руководством соответствующих начальников (руководителей). В целях достижения единой направленности в подготовке подразделений органа управления раздельные ШТ могут проводиться по единой для всех обучаемых теме, на общем оперативном фоне. В этом случае руководители, исходя из темы и общих исходных данных, самостоятельно разрабатывают документы применительно к должностным обязанностям подчинённых и уровню их подготовки.

Тематика тренировок определяется при планировании основных мероприятий на год с учетом специфики работы органов управления (организаций), характерных рисков возникновения ЧС и аварий.

Руководителем совместной ШТ обычно назначается руководитель органа управления (организации) или один из его заместителей.

Руководителем раздельной ШТ может назначаться руководитель того подразделения органа управления (организации), с которым проводится тренировка.

При совместных ШТ создается штаб руководства, а при раздельных ШТ не создается.

При подготовке ШТ разрабатываются документы в соответствии с приложением N 1.

Состав участников определяется руководителем тренировки в зависимости от её темы, целей и отрабатываемых вопросов. В целях отработки слаженности действий структурных подразделений к участию в тренировке необходимо привлекать руководящий состав и специалистов этих подразделений в полном составе.

Методика проведения тренировки определяется руководителем тренировки в зависимости от состава и уровня подготовки участников и срочности отрабатываемых вопросов.

Наиболее целесообразна последовательная форма отработки поставленных вопросов с детальным разбором действий обучаемых, отданных распоряжений и оформленных документов по завершении отработки каждого учебного вопроса. При выявлении значительных недостатков в подготовке участников по отдельным вопросам может осуществляться повторная отработка вопроса.

В порядке подготовки к тренировке предусматривается проведение занятий с участниками тренировки по изучению руководящих документов, планов приведения в готовность ТО, планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны), планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, новых способов и технологий ведения АСДНР, средств защиты, других вопросов с учетом уровня подготовки обучаемых и их функциональных обязанностей.