Принят
Законодательным Собранием Амурской области
28 августа 2014 года
Внести в Закон Амурской области от 14.12.2005 N 103-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (с учетом изменений, внесенных Законами Амурской области от 06.07.2006 N 201-ОЗ, от 28.12.2006 N 278-ОЗ, от 31.08.2007 N З66-ОЗ, от 12.10.2007 N 400-ОЗ, от 24.03.2008 N 8-ОЗ, от 18.05.2009 N 208-ОЗ, от 18.11.2009 N 276-ОЗ, от 10.06.2010 N 345-ОЗ, от 08.12.2010 N 413-ОЗ, от 04.04.2011 N 466-ОЗ, от 09.10.2012 N 100-ОЗ, от 23.11.2012 N 116-ОЗ, от 07.06.2013 N 187-ОЗ, от 11.10.2012 N 241-ОЗ, от 11.11.2013 N 276-ОЗ, от 28.11.2013 N 292-ОЗ) следующие изменения:
1) статьи 2 и 3 изложить в новой редакции:
"Статья 2. Правовое регулирование деятельности комиссий
Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, законами и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 3. Принципы деятельности комиссий
Деятельность комиссий основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.";
2) дополнить статьей З(1) следующего содержания:
"Статья 3.1. Задачи комиссий
Задачами комиссий являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.";
3) в пункте 6 статьи 4 слова "в порядке и сроки, установленные" заменить словами "в порядке, установленном";
4) в тексте Закона слова "городская, районная комиссия" в соответствующих числе и падеже заменить словами "муниципальная комиссия" в соответствующих числе и падеже;
5) в статье 5:
а) пункт 3 части 2 признать утратившим силу;
6) часть 3 признать утратившей силу;
б) в статье 6:
а) часть 1 изложить в новой редакции:
"1. Областная комиссия создается и упраздняется Правительством области, муниципальная комиссия - главой местной администрации соответствующего муниципального образовании области.";
б) в части 2 слово "области" исключить;
в) в части 3:
абзац третий после слова "заместителя" дополнить словом "(заместителей)";
в абзаце пятом цифры "6-12" исключить;
в абзаце шестом слова "заместитель главы соответствующего муниципального образования" заменить словами "заместитель главы администрации соответствующего муниципального образования области";
абзац седьмой после слов "входят руководители" дополнить словами "(их заместители)";
абзац восьмой изложить в новой редакции:
"На принципах добровольности и равноправия в состав комиссий входят представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты Законодательного Собрания Амурской области, соответствующего представительного органа местного самоуправления, а также другие заинтересованные лица. Члены комиссий участвуют в ее заседаниях без права замены.";
абзац девятый изложить в новой редакции:
"В муниципальных районах, указанных в статье 27 настоящего Закона, муниципальные комиссии формируются в двух составах."; абзац десятый признать утратившим силу;
г) часть 4 изложить в новой редакции:
"4. Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений комиссий в штатное расписание аппарата губернатора области и Правительства области, местной администрации вводится штатная должность ответственного секретаря комиссии, а при необходимости -дополнительные штатные единицы (инспектор по работе с детьми).
Замещать эти должности могут граждане Российской Федерации, имеющие юридическое или педагогическое высшее образование.";
д) часть 6 изложить в новой редакции:
"6. Не допускаются передача функциональных обязанностей комиссий исполнительным органам государственной власти области и структурным подразделениям органов местного самоуправления, а также использование штатных работников комиссии не по их назначению.";
7) статьи 7 и 8 изложить в новой редакции:
"Статья 7. Контроль за деятельностью комиссий
1. Контроль за деятельностью муниципальных комиссий осуществляется областной комиссией в соответствии с порядком, установленным Правительством области.
2. Контроль за деятельностью областной комиссии осуществляется Правительством области в установленном им порядке.
Статья 8. Основные направления деятельности комиссий
1. Комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с планом работы и с учетом необходимости оперативного решения неотложных вопросов.
2. Комиссии в пределах своей компетенции:
1) организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;
3) участвуют в разработке и реализации государственных (муниципальных) программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
4) подготавливают и направляют в органы государственной власти области и (или) органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области и (или) на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном постановлением Правительства области.
3. Областная комиссия осуществляет полномочия, указанные в части 2 настоящей статьи, а также:
1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и области;
2) разрабатывает и вносит в Правительство области предложения по осуществлению мероприятий в сфере защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
3) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью муниципальных комиссий в соответствии с законодательством области;
4) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, на защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
5) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
6) принимает участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в
других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;
7) представляет в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
4. Муниципальные комиссии осуществляют на территории муниципального образования в пределах своей компетенции полномочия, указанные в части 2 настоящей статьи, а также:
1) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
2) дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
3) дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования, принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействуют в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и области;
6) принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия
1) родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
7) принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
8) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также рассматривают ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к сфере деятельности комиссий;
9) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Амурской области от 30.03.2007 N 319-ОЗ "Об административной ответственности в Амурской области" к компетенции комиссий;
10) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) вносят в суды по месту нахождения специальных учебно- воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае
его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;