ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 года N 64
О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 22.03.2013 N 108, от 13.09.2013 N 422, от 13.11.2013 N 563-а)
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Определить министерство образования и науки области уполномоченным исполнительным органом государственной власти области по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденного настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.И.Палатова.
Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО
КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 22.03.2013 N 108, от 13.09.2013 N 422, от 13.11.2013 N 563-а)
I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего образования в Амурской области в 2011 - 2012 годах
Стратегические приоритеты и цели развития системы общего образования Амурской области в 2011 - 2012 годах определены Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, Концепцией основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Амурской области на 2010 - 2012 годы, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Система общего образования Амурской области включает 385 учреждений (364 муниципальных общеобразовательных учреждения, из них 7 - вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения; 18 государственных учреждений интернатного типа, реализующих программы общего образования; 3 негосударственных общеобразовательных учреждения), в которых обучаются 93916 школьников. Особенностью амурской системы образования является преобладание сельских школ (72%), причем 67% из них являются малокомплектными, над городскими (28%). В состав педагогического корпуса общеобразовательных учреждений входит 9407 руководящих и педагогических работников, в том числе 8243 педагогических работника, из которых 7248 - учителя.
Для определения социальных эффектов модернизации региональной системы общего образования проведены социологические исследования во всех муниципальных образованиях области. Они позволили выявить удовлетворенность общества происходящими в системе образования изменениями, а также оценить уровень достижения определенных соглашениями и представленных ниже показателей за два года реализации комплексов мер.
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
план | факт | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты) | 92,6 | 92,6 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 13,6 | 13,6 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 30,9 | 30,9 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0 | 0 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 28,0 | 28,0 |
4. | Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) | 17,0 | 17,0 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 3,0 | 3,0 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | Положительная | Положительная |
Таблица 2
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
план | факт | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) | 100,0 | 117,0 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 22,0 | 22,5 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 50,0 | 52,0 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0,3 | 1,2 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0 | 0 |
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 61,0 | 61,0 |
4. | Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) | 41,0 | 41,0 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 16,0 | 16,0 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | Положительная | Положительная |
1. Наиболее значимым результатом, достигнутым в общем образовании области благодаря реализации комплексов мер за 2 года, является доведение размера средней заработной платы педагогических работников в IV квартале 2012 года до 27926,3 рубля, что на 17% выше уровня средней заработной платы по экономике региона за 2011 год.
Эффективность деятельности учреждений заметно повысилась с внедрением новых принципов оплаты труда, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда по показателям качества результатов при участии управляющих советов. Данные соцопроса свидетельствуют о том, что 75% педагогов отмечают рост собственного благосостояния, удовлетворены механизмом распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и увеличением расходов на одного городского учащегося до 29,5 тыс. рублей, на сельского - до 69,6 тыс. рублей.
Рост заработной платы и система мер социальной поддержки учителей способствовали привлечению молодых специалистов в школы области. С 2010 года их число выросло на 54%. Молодым педагогам предоставляются единовременные выплаты в размере от 20 до 70 тысяч рублей (в 2010 году размер выплат составлял 15 - 23 тысячи рублей). За два года 70 молодых учителей обеспечены жильем, 248 улучшили жилищные условия. В 2011 году семи молодым специалистам за счет средств областного бюджета предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья. В 2012 году 22 специалиста получили денежные средства на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на строительство (или приобретение) жилья. В области создана правовая основа для объединения работников бюджетной сферы в жилищно-строительные кооперативы (постановление Правительства Амурской области от 23 августа 2012 года N 449).
В целях эффективной реализации задачи по повышению заработной платы все общеобразовательные учреждения переведены на нормативно-подушевое финансирование, введена новая система оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.03.2013 N 108)
2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, составляет 22,5%, в том числе 52% учащихся начальных классов (от общего количества обучающихся на 1-й ступени), 1,2% учащихся основной школы (от общего количества обучающихся на 2-й ступени).
В общеобразовательных учреждениях области созданы необходимые условия для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС): приобретено новое учебное оборудование на сумму 250 млн. рублей, закуплено 145 тысяч экземпляров учебной литературы. С 1 сентября 2012 года по ФГОС обучаются 20800 учащихся 1 - 3-х классов и пилотных 5-х классов (497 чел.). В педагогических коллективах сформировано представление о современных образовательных результатах, предъявляемых ФГОС.
3. Согласно установленному порядку за два года получили первую и высшую квалификационные категории, а также подтвердили соответствие занимаемой должности 28% учителей от общей их численности. В связи с тем, что срок действия квалификационной категории педагогов сохраняется в течение пяти лет, общее количество учителей, имеющих квалификационную категорию, составляет 61%, в том числе 19% аттестованы на высшую категорию.
Введение с 1 января 2011 года нового порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений области регламентировано соответствующими нормативными правовыми документами о порядке проведения аттестационных процедур, создана электронная база аттестованных педагогов.
4. Для организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС осуществлено повышение квалификации 3380 учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, что составляет 41% от общей их численности.
Достигнута 100-процентная готовность руководителей и учителей 1 - 3-х классов всех общеобразовательных учреждений, а также пилотных 5-х классов к введению ФГОС. В 2012 году обучено более 1100 слушателей, освоено 5500,00 тыс. рублей. С целью совершенствования профессиональных компетенций управленческого и педагогического корпусов осуществляется переход на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов.
5. Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное образование, в общей численности общеобразовательных учреждений составила в 2012 году 16%.
Обеспечение доступности качественного общего образования достигается путем развития дистанционного образования. На территории области функционирует 130 ресурсных центров, из них 60 - по дистанционному образованию.
В течение трех лет за счет средств федерального бюджета реализуется программа дистанционного образования детей-инвалидов. По состоянию на 1 января 2013 года организовано обучение 200 таких детей.
Кроме того, в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы в области формируется сеть базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. К примеру, в МОБУ СОШ N 13 г. Благовещенск инклюзивное образование получают 15 детей-инвалидов.
100% школ подключены к сети Интернет и имеют собственные сайты. Создана информационно-технологическая база введения электронного документооборота.
6. Достигнута положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
На осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, израсходовано 48,2 млн. рублей. Результат - в общеобразовательных учреждениях потребление всех видов топливно-энергетических ресурсов снизилось на 6%.
Приведенные ниже данные об объемах финансирования мероприятий комплекса мер в 2012 году свидетельствуют об отсутствии отклонений от запланированных параметров финансирования.
Таблица 3
N п/п | Мероприятие | Объемы финансирования, тыс. рублей | |||||||||||
всего | в том числе: | ||||||||||||
план | факт | федеральный бюджет | бюджет субъекта Российской Федерации | ||||||||||
план | факт | всего | региональный бюджет | местные бюджеты | внебюджетные источники | ||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1. | Приобретение оборудования, в том числе: | 249753,01 | 249752,95 | 237272,18 | 237272,18 | 12480,83 | 12480,77 | 12480,83 | 12480,77 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.1. | Учебно-лабораторное оборудование | 131184,00 | 131184,00 | 124624,80 | 124624,80 | 6559,20 | 6559,20 | 6559,20 | 6559,20 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.2. | Учебно-производственное оборудование | 10947,20 | 10947,20 | 10399,84 | 10399,84 | 547,36 | 547,36 | 547,36 | 547,36 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.3. | Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений | 15060,24 | 15060,24 | 14343,09 | 14343,09 | 717,15 | 717,15 | 717,15 | 717,15 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.4. | Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений | 9390,57 | 9390,57 | 8943,40 | 8943,40 | 447,17 | 447,17 | 447,17 | 447,17 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.5. | Компьютерное оборудование | 75387,80 | 75387,74 | 71618,41 | 71618,41 | 3769,39 | 3769,33 | 3769,39 | 3769,33 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.6. | Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.7. | Оборудование для школьных столовых | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
1.8. | Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся | 7783,20 | 7783,20 | 7342,64 | 7342,64 | 440,56 | 440,56 | 440,56 | 440,56 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
2. | Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся | 62335,29 | 62335,29 | 59452,90 | 59452,90 | 2882,39 | 2882,39 | 2882,39 | 2882,39 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3. | Пополнение фондов школьных библиотек | 37527,71 | 37527,71 | 35318,84 | 35318,84 | 2208,87 | 2208,87 | 2208,87 | 2208,87 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
4. | Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) | 32079,60 | 32079,60 | 28350,00 | 28350,00 | 3729,60 | 3729,60 | 1575,00 | 1575,00 | 2154,60 | 2154,60 | 0,00 | 0,00 |
5. | Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей | 5673,85 | 5673,85 | 4998,80 | 4998,80 | 675,05 | 675,05 | 249,90 | 249,90 | 425,15 | 425,15 | 0,00 | 0,00 |
6. | Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: | 6801,60 | 6801,60 | 6461,52 | 6461,52 | 340,08 | 340,08 | 340,08 | 340,08 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
6.1. | Увеличение пропускной способности и оплата Интернет-трафика | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
6.2. | Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов | 6801,60 | 6801,60 | 6461,52 | 6461,52 | 340,08 | 340,08 | 340,08 | 340,08 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
7. | Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования | 48159,35 | 48159,35 | 42995,10 | 42995,10 | 5164,25 | 5164,25 | 2149,76 | 2149,76 | 3014,49 | 3014,49 | 0,00 | 0,00 |
8. | Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений | 150647,23 | 149749,03 | 131965,66 | 131965,66 | 18681,57 | 17783,37 | 7247,64 | 7247,64 | 11433,93 | 10535,73 | 0,00 | 0,00 |
9. | Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Итого | 592977,64 | 592079,38 | 546815,00 | 546815,00 | 46162,64 | 45264,38 | 29134,47 | 29134,41 | 17028,17 | 16129,97 | 0,00 | 0,00 |