О мерах по дальнейшему
совершенствованию системы
городского управления
(с изменениями на 26 мая 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Москвы
от 27 апреля 2004 года N 266-ПП
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением мэра Москвы N 214/1-РМ от 12.08.96;
постановлением правительства Москвы от 26 мая 1998 года N 400.
_________________________________________________________________________
____________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления правительства Москвы
от 24 июня 1997 года N 464
_____________________________________________
Складывающаяся в Москве система городского управления в основном отвечает задачам обеспечения жизнедеятельности города. Продолжается процесс децентрализации управленческих функций, окрепли территориальные органы управления, расширились их возможности в самостоятельном решении местных вопросов. Устав города Москвы закрепил позитивные результаты проводимой в городе реформы управления, создал правовые основания для ее дальнейшего продолжения с учетом интересов москвичей.
Предстоит привести структуру и деятельность органов управления в городе в полное соответствие с требованиями Устава города, продолжить разграничение полномочий на всех уровнях функционирования исполнительной власти: город - административный округ - район, укрепить основы самоуправления в районах, сохраняя при этом целостность городского управления и приоритет общегородских интересов.
Приближению органов управления к населению мешает неоправданная перегруженность городских органов (департаментов, комитетов, управлений) вопросами, которые могут и должны решаться на местном уровне. Стремление к централизации проявляется и в префектурах. Структура управленческих органов усложнена, слабо учитывает потребности населения. В ряде префектур созданы подразделения, выполняющие несвойственные им функции, в то же время одни и те же функции выполняются разными по названию и численности службами (например, по вопросам жилищно-коммунального хозяйства). Полномочия администраций районов в ряде случаев произвольно ограничиваются. В результате создаются зоны нераспределенной ответственности. Продолжается рост численности аппарата, особенно в отраслевом звене. Имеют место случаи увеличения штатов и фондов оплаты труда префектуры за счет сокращения их на районном уровне. Распоряжение Мэра от 10.10.94 N 566-РМ "О сокращении численности аппарата управления органов исполнительной власти" выполнено лишь частично.
На основании положений Устава города Москвы разработаны проект Закона города о районной Управе, устанавливающего основные нормы организации и деятельности органа власти района, и проект Положения об административном округе, которым определяются полномочия городской администрации, передаваемые Мэром префектам. С учетом предложений руководителей департаментов, префектур, администраций районов и во исполнение распоряжения Мэра от 20 апреля 1995 года N 203-РМ "О совершенствовании структуры органов исполнительной власти города" и постановления Правительства Москвы N 494 от 6 июня 1995 "О мерах по совершенствованию работы префектур и их взаимодействию с отраслевыми департаментами и комитетами" представлены проекты типовых структур аппаратов префектуры и администрации района, позволяющих обеспечить деятельность территориальных структур исполнительной власти в соответствии с возлагаемыми на них функциями, перечень критериев оценки социальной эффективности деятельности префектур и администраций районов.
С целью реализации положений Устава города Москвы, согласования управленческих функций на различных уровнях территориального управления, повышения роли и ответственности аппарата управления административных округов и районов за принятие решений и результаты работы по вопросам жизнеобеспечения населения, а также приведения в соответствие с общими для города критериями численности аппарата и фонда заработной платы Правительство Москвы постановляет:
1. В дальнейшей работе по совершенствованию управления городом исходить из необходимости перераспределения полномочий и ответственности между отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти, имея в виду их последующую децентрализацию и приближение к населению, руководствоваться при этом следующими принципами распределения полномочий.
Департаменты и комитеты Правительства Москвы, чьи функции распространяются на территориальные органы исполнительной власти (департаменты муниципального жилья, инженерного обеспечения, образования, здравоохранения, потребительского рынка и услуг, продовольственных ресурсов, комитеты по культуре, физической культуре и спорту, по делам семьи и молодежи, социальной защиты), должны стать органами, разрабатывающими городскую политику по соответствующему направлению, осуществляющими контроль за ее реализацией, подготовку и переподготовку кадров, методическую работу. В их ведении должны сохраниться вопросы и объекты городского значения, организация и проведение городских мероприятий. Вопросы, которые могут решаться территориальными органами, должны быть переданы в их ведение вместе с соответствующим финансированием, материальным обеспечением и штатами.
Префекты административных округов осуществляют переданные Мэром полномочия городской администрации на соответствующих территориях, исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность, обеспечивающую жизнеобеспечение население округа, решение вопросов, имеющих окружное значение, организацию и проведение окружных мероприятий. В их ведении находятся объекты социальной сферы, кроме объектов общегородского значения.
Супрефекты районов (в последующем главы районных управ) должны иметь все необходимые полномочия для самостоятельного и под свою ответственность решения местных вопросов, не затрагивающих интересы города в целом, административного округа или других районов, прежде всего касающихся управления муниципальным жилищным фондом, благоустройства территории, организации розничной торговли и бытовых услуг, содержания в надлежащем состоянии объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной поддержки населения, поддержания общественного порядка, работы с населением.
При осуществлении своих полномочий в вопросах, касающихся деятельности городских отраслевых организаций и их подразделений на местах, префекты и главы районных Управ согласуют свои решения с заинтересованными департаментами и иными органами исполнительной власти города и руководствуются приказами, изданными в сфере их деятельности в соответствии с положениями о департаментах и комитетах Правительства Москвы.
2. Исходя из принципиальной схемы распределения полномочий (п.1) установить, что их передача на территориальный уровень должна происходить постепенно, по мере готовности территориальных органов, в пределах общей штатной численности исполнительных органов власти города, при ее постепенном сокращении и в порядке, исключающем нанесение какого-либо ущерба управляемости городом и населению, и завершиться в 1997 году.
3. Одобрить проекты Закона города Москвы "О районной Управе г.Москвы" и постановления Московской городской Думы по данному вопросу (приложение N 1) (не приводится). Рекомендовать Мэру Москвы направить проекты закона и постановления на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном порядке.
4. Одобрить проект Положения "Об административном округе города Москвы" (приложение 2) (не приводится). Департаменту территориальных органов управления совместно с Государственно-правовым управлением мэрии подготовить проект распоряжения Мэра о введении в действие указанного Положения.
5. В целях отработки схемы распределения полномочий, прав и ответственности по управлению социальным комплексом города считать целесообразным проведение эксперимента в Западном административном округе по совершенствованию управления социальным комплексом.
Заместителю Премьера Правительства Москвы А.В.Петрову совместно с префектом Западного административного округа А.М.Брячихиным до 1.03.96 внести предложения по условиям и срокам проведения эксперимента.
6. Пункт утратил силу на основании распоряжения мэра Москвы N 214/1-РМ от 12.08.96.
7. Осуществить в 1996 году передачу функций по ремонту объектов образования, расположенных на территории административного округа, префектурам, за исключением объектов общегородского значения.
Департаменту образования представить в Правительство Москвы перечень объектов образования, предлагаемых оставить в ведении Департамента образования.
8. Заместителю Премьера Правительства Москвы Росляку Ю.В., Департаменту финансов обеспечить финансирование затрат, согласно п.7 через окружные финансовые управления.
9. Москомархитектуре в I квартале 1996 года провести реорганизацию структуры управления Комитета в целях введения должности районного архитектора в штаты архитектурно-планировочного управления административного округа.
10. Мосгоркомстату до 01.02.96 отработать схему взаимодейcтвия Комитета с администрациями районов по муниципальной статистике.
11. Комплексу социальной защиты Правительства Москвы, Департаменту экономической политики и развития г.Москвы совместно с Департаментом территориальных органов управления внести предложения в I квартале 1996 года о целесообразности создания единых дирекций заказчика по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности, эксплуатации зданий и помещений учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты населения, находящихся в ведении префекта или районной Управы.
12. Муниципальной жилищной инспекции г.Москвы отработать схему по созданию в I полугодии 1996 года районных подразделений инспекции в пределах имеющихся штатов.
13. Поручить департаментам, комитетам и управлениям Правительства Москвы внести в установленном порядке изменения и уточнения в положения об органах исполнительной власти с учетом Закона "О районной Управе г.Москвы" и Положения "Об административном округе города Москвы" в двухмесячный срок после их принятия внести предложения по этапам передачи полномочий территориальным органам, согласно п.1 настоящего постановления.
Установить, что не реже одного раза в полугодие отраслевые органы городской администрации и префекты административных округов представляют в Правительство Москвы предложения по передаче полномочий на территориальный уровень. Поручить Департаменту территориальных органов управления организацию работы по согласованию этих предложений и внесение их на рассмотрение Правительства города.
14. Установить, что дальнейшая передача управленческих функций от департаментов, комитетов Правительства Москвы территориальным органам осуществляется лишь с одновременной передачей соответствующих штатов и фондов.
15. Управлению делами мэрии Москвы, Департаменту финансов в 2-х месячный срок представить Премьеру Правительства Москвы предложения о сокращении штатной численности и фондов заработной платы по органам городской администрации, функции которых передаются территориальным органам власти.
Запретить увеличение штатов и фондов оплаты труда аппарата префектур за счет сокращения штатов и фондов аппаратов администраций районов.
16. Утвердить типовые (примерные) структуры аппаратов префектуры и администрации района, а также поправочные коэффициенты к типовой (примерной) структуре аппарата администрации района в зависимости от численности населения, количества строений жилого фонда на территории района (приложения 3, 4, 5).
_________________________________________________________________________
Пункт 16 в части утверждения типовой (примерной) структуры администрации района (приложение 4) утратил силу - постановление правительства Москвы от 26 мая 1998 года N 400.
_________________________________________________________________________
Установить, что поправочные коэффициенты к типовой (примерной) структуре аппарата администрации района (приложение 5) применяются при условии увеличения фондов оплаты труда аппарата районных администраций за счет перераспределения фондов из городских органов и префектур административных округов.
При этом установить, что численность аппарата администрации района сохраняется не ниже имеющейся, а вводимые дополнительные должности определяются главой районной Управы самостоятельно в соответствии с типовой структурой.
17. Утвердить перечень критериев оценки социальной эффективности деятельности префектур и администраций районов (приложение N 6).
Департаменту территориальных органов управления на основании формул оценки социальной эффективности деятельности префектур и администраций районов, разработанных совместно с префектурами и городскими отраслевыми службами, ежеквартально представлять Мэру и Правительству Москвы информацию о работе территориальных органов городской администрации.
18. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей Премьера Правительства Москвы с учетом распределения обязанностей, общий контроль - на заместителя Премьера Правительства Москвы Петрова А.В.
Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 3
к постановлению
Правительства Москвы
от 9 января 1996 года N 23
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ПРЕФЕКТУРЫ
+-------+
¦Префект¦
+-------+
+------------------------------------------+--------------------------------------------+
+-----------+ +-----------+ +-----------++-----------++-----------++-----------+ +-----------+¦+--------+
+¦Заместитель¦+¦Заместитель¦+¦Заместитель¦¦Заместитель¦¦Заместитель¦¦Заместитель¦+¦Управляющий¦+¦Советник¦
¦¦ префекта ¦¦¦ префекта ¦¦¦ префекта ¦¦ префекта ¦¦ префекта ¦¦ префекта ¦¦¦ делами ¦¦¦префекта¦
¦+-----------+¦+-----------+¦+-----------++-----------++-----------++-----------+¦+-----------+¦+--------+
¦+-----------+¦+-----------+¦+-----------++-----------++-----------++-----------+¦+-----------+¦+--------+
¦¦Управление ¦¦¦Управление ¦¦¦Управление ¦¦Управление ¦¦Управление ¦¦Организаци-¦+¦Общий отдел¦+¦Помощник¦
¦¦экономики ¦¦¦строитель- ¦¦¦жилищно- ¦¦потреби- ¦¦социальногонное ¦¦+-----------+¦¦префекта¦
+¦и перспек- ¦¦¦ства,ре- ¦¦¦коммуналь- ¦¦тельского ¦¦развития ¦¦управление ¦¦+-----------+¦+--------+
¦¦тивного ¦+¦конструкции¦+¦ного хо- ¦¦рынка и ¦+-----------++-----------+¦¦Юридически馦+--------+
¦¦развития ¦¦¦и земле- ¦¦¦зяйства и ¦¦услуг ¦ +-----------++¦отдел(сек- ¦+¦Второй ¦
¦+-----------+¦¦пользования¦¦¦благоуст- ¦+-----------+ ¦ Отдел ¦¦¦тор) ¦¦¦отдел ¦
¦+-----------+¦+-----------+¦¦ройства ¦ ¦ (сектор) ¦¦+-----------+¦¦(сектор)¦
¦¦ Отдел ¦¦+-----------+¦+-----------+ ¦ по связи с¦¦+-----------+¦+--------+
¦¦ (сектор) ¦¦¦ отдел ¦¦+-----------+ ¦обществен- ¦+¦Бухгалтерия¦¦+--------+
¦¦по инвести-¦¦¦ (сектор) ¦¦¦ отдел ¦ ¦ными объе- ¦¦+-----------+¦¦Специа- ¦
+¦рованию и ¦+¦гаражного ¦¦¦ (сектор) ¦ ¦динениями ¦¦+-----------+¦¦лист по ¦
¦¦внешеэконо-¦¦¦хозяйства ¦+¦ транспорта¦ ¦и СМИ ¦¦¦Сектор кад-¦¦¦коорди- ¦
¦¦мической ¦¦+-----------+ ¦ и связи ¦ +-----------++¦ров и наг- ¦¦¦нации ¦
¦¦деятель- ¦¦+-----------+ +-----------+ ¦¦рад ¦+¦деятель-¦
¦¦ности ¦¦¦ отдел ¦ ¦+-----------+ ¦ности ¦
¦+-----------+¦¦ (сектор) ¦ ¦+-----------+ ¦право- ¦
¦+-----------+¦¦пригород- ¦ ¦¦ Сектор ¦ ¦охрани- ¦
¦¦ Отдел ¦+¦ного хозяй-¦ ¦¦материаль- ¦ ¦тельных ¦
¦¦ (сектор) ¦ ¦ства ¦ ¦¦но-техниче-¦ ¦органов ¦
¦¦по развитию¦ +-----------+ +¦ского обес-¦ +--------+
+¦ малого ¦ ¦печения ¦
¦предприни- ¦ +-----------+
¦мательства ¦ Направление деятельности первого заместителя префекта
+-----------+ определяет префект с учетом специфики административного
округа и личных качеств.
Приложение 4
к постановлению
Правительства Москвы
от 9 января 1996 года N 23
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА
АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА г.МОСКВЫ
_________________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления
правительства Москвы от 26 мая 1998 года N 400
_________________________________________________________________________
Приложение 5
к постановлению
Правительства Москвы
от 9 января 1996 года N 23
ТАБЛИЦА
поправочных коэффициентов к
базовой штатной численности
типовой структуры аппарата администрации района
Нормативы численности аппарата администрации района определены в зависимости от значения следующих факторов:
- базовой штатной численности (26 единиц);
- поправочного коэффициента, установленного при пересечении двух показателей: численность населения, тыс.чел; количество строений и домовладений, ед.
Поправочные коэффициенты устанавливаются в размере от 0,5 до 1,5 и сведены в таблицу.
Численн. | Кол-во строений и домовл. | |||||||
до | 101- | 131- | 201- | 251- | 301- | 351- | более | |
до 20,0 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 |
от 20,0 до 40,0 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,1 |
от 40,0 до 50,0 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
от 50,0 до 70,0 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,2 |
от 70,0 до 100,0 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,2 |
от 100,0 до 120,0 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 1,3 |
от 120,0 до 140,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 |
больше 140,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 |