Недействующий

О подготовке системы образования города Москвы к новому, 1995/1996 учебному году в плане реализации программы "Столичное образование" (с изменениями на 15 января 2002 года) (утратило силу)

Приложение N 4
к постановлению правительства Москвы
от 13 июня 1995 года N 537  



Комплексная программа
непрерывного экологического образования
в г.Москве до 2005 года

Общие положения и первоочередные меры
реализации программы

Настоящая программа разработана как составляющая часть "Комплексной экологической программы Москвы на период до 2005 года" на основе постановлений правительства Москвы от 16.03.93 N 865 "О разработке комплексной экологической программы Москвы", от 27.09.94 N 860 "О комплексной экологической программе Москвы", с учетом основных положений Международной стратегии действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы, Декларации ООН по окружающей среде и развитию и "Повестки дня на XXI век", подписанных Россией, постановления Минобразования России и и Минприроды России от 30.03.94 N 4/1-6 "Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации", а также концептуальных положений проекта программы деятельности Московского правительства в области экологического воспитания и образования, разработанной президентом Российского Зеленого Креста академиком РАН Н.Н. Моисеевым и одобренной первой московской конференцией по непрерывному экологическому образованию (25-28.11.94).

Процесс экологического образования, экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста. При этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды.

В формировании экологического сознания как главной составляющей современного мировоззрения, воспитании ответственного отношения к окружающей среде и здоровью участвуют семья, школа, средства массовой информации, хозяйственная деятельность, окружение людей и сама экологическая среда.

Улучшение городской среды, особенно в мегаполисах, должно опираться на осознание людьми особенностей города, способствовать развитию личности, пониманию взаимоотношений в системе "человек-общество-город-природа".

Охрана окружающей среды - это опосредствованное отношение друг к другу. Проблемы состояния городской среды всегда коллективны, что требует общественных усилий по их решению.

Экологическое образование - самый эффективный способ уменьшения риска, создаваемого факторами окружающей среды в отношении отдельного человека, семьи, горожан и жителей страны. В Москве уже есть разнообразный и многолетний опыт экологического образования важный ресурс столицы в улучшении городской среды.

Ученые Москвы (Российская Академия образования, МГУ, МПГУ) разработали концепции общего среднего и высшего педагогического экологического образования, определяющие цели, принципы и модели реализации. Создается стандарт общеобразовательной области "экология", учительству Москвы предложены комплект из 20 программ учебных дисциплин экологического профиля, проекты экологизации общеобразовательных традиционных дисциплин.

Создан комплект развивающих экологическое мышление игр (ролевых, компьютерных) "Зеленый рюкзак". Разработаны программы и учебно-методические комплекты по курсам "Человек и природная среда" (естествознание - 5-6), "Здоровье и окружающая среда - IX"), включая полевые и лабораторные практикумы по мониторингу здоровья и природной среды.

Московский городской институт повышения квалификации работников образования пропагандирует идеи экологического образования на всех видах курсов и развертывает методическую работу по экологизации базовых дисциплин.

Экологическое образование в столичных учебных учреждениях приобретает черты непрерывного процесса. Проекты "Юный эколог", "Паутинка", "Экология и краеведение", "Экополис и культура" (дошкольные учреждения), авторские программы по экологии, подготовленные на основе сотрудничества с ВУЗами столицы в ряде общеобразовательных школ с углубленным изучением биологии, химии, международный проект ассоциированных школ с программами "Мир воды", "Кислотные осадки" (общеобразовательные школы); натуралистическая работа, мониторинг и уход за городским ландшафтом (учреждения дополнительного образования - Дворец творчества детей и юношества, Городская станция юных натуралистов).

В системе профобразования введена профессиональная подготовка лаборантов-экологов, экологов-озеленителей, техников-технологов по эксплуатации экологических установок.

В столице имеются экологический лицей, экологический колледж и школы экологического профиля.

Несмотря на определенное продвижение в решении проблем экологического образования, его общее состояние вызывает тревогу и озабоченность: еще нет общепризнанной концепции непрерывного экологического образования, не достигнут необходимый уровень экологизации учебных дисциплин, не найдены оптимальные формы управления новым направлением деятельности общеобразовательных учреждений, не обеспечена координация общеобразовательных структур, реализующих идеи охраны окружающей среды. Не создана эффективная материально-техническая база.

Экологическое образование пока не имеет нормативно-правового, психолого-педагогического, методического, информационного и кадрового обеспечения.

Правительство Москвы, Московский департамент образования ставят перед собой главной целью оказание организационно-технической и методической помощи образовательным и общественным объединениям, концентрируя усилия на двух основных задачах:

- поддержке программ и проектов в области экологического образования

- стимулирование развития и обновления учебно-методического обеспечения общеобразовательных учреждений всех типов.

Сознательное уменьшение риска требует направленного научения, умения воспринимать, узнавать и понимать значение факторов окружающей среды горожанами (учителями, родителями, детьми, пенсионерами и др.). навыков социально приемлемого поведения в ней.

Общеобразовательной школе отводится основная роль в экологическом образовании страны. Принято считать роль учителей центральной. Выполнение этих жизненно важных задач, обеспечение устойчивой и благоприятной среды выходит за границы города. Требуется развитие системы образования, открывающей перед личностью и обществом в целом возможности экологически осмыслить окружающий мир, понять зависимость от Биосферы, региональных экосистем, научить грамотной заботе о самих себе и природе. Это мировоззрение не образуется само по себе, а требует социальных усилий. Экологическая революция в каждой стране и в мире начинается с образования.

Успешность осуществления экологического образования - в уменьшении случаев нарушений норм охраны окружающей среды по неведению, уменьшении риска городской среды.

Отсюда важнейшая сфера экологического образования и воспитания - возрождение и развитие культа здоровой московской семьи в красивом доме, удобном городском микрорайоне и городе, всеобщая забота о здоровье и экологически безопасном досуге детей и молодежи, создание эстетичной экологической среды в каждом доме, дворе, микрорайоне, на улице, в общественных местах.

В связи с этим необходима полная перестройка мышления хозяйственных работников и муниципальных служащих, экологическая переподготовка и подготовка будущих руководителей в рамках данной программы экологического образования.

В целях реформирования экологической культуры подрастающего поколения реализация настоящей программы требует осуществления следующих первоочередных мер:

- создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;

- пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идей экологически безопасного, устойчивого развития, введения понятий "гражданин планеты", "гражданин Москвы", расширение информированности населения, особенно молодежи, их родителей в области охраны среды, создание в Москве многоуровневой системы экологической информации и массового распространения экологических знаний;

- создание системы практической деятельности учащихся и молодежи в экологическом мониторинге и в улучшении окружающей среды, восстановление лучших традиций юннатского творчества и участия общественности в массовом экологическом движении;

- координация школьной и дополнительной внешкольной систем образования, общего среднего, общего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности государственных и неправительственных организаций;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.