Концепция
улучшения положения женщин и реализации
политики равноправия в Санкт-Петербурге до 2001 года
Концепция улучшения положения женщин в Санкт-Петербурге определяет приоритетные направления региональной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и создания равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.96 N 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 18.06.96 N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" и от 30.06.96 N 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При разработке концепции использовались научно-исследовательские работы, выполненные Международным институтом "Женщины и управление", "Женщины в управлении: экономический, социальный и политический аспекты", "Социально-политическое положение женщин Санкт-Петербурга", "Здоровье женщин Санкт-Петербурга", "Приватизация и |
Концепция основывается на том, что региональная политика в отношении женщин должна рассматриваться прежде всего как часть общей социально-экономической политики города и финансироваться из городского бюджета.
Один из главных аспектов концепции состоит в том, что она содержит активный инновационный аспект, опирающийся на трудовой интеллектуальный и творческий потенциал женщин.
Женщины Санкт-Петербурга - полноправные граждане, имеющие высокий образовательный уровень и квалификацию. Однако на плечах женщин находятся самые трудоемкие и пока непрестижные сферы жизнедеятельности: домашнее хозяйство и воспитание детей, здравоохранение, народное образование, социальное обеспечение, культура и др. Именно на женщин со всей тяжестью обрушилось бремя издержек социально-экономических и политических преобразований, осуществляемых в нашей стране, что привело к резкому ухудшению их положения.
По существу, при переходе к рыночным отношениям менее всего учитывались женские особенности, специфика и доля реального участия женщин в общественном производстве. Этот процесс либерализации не был рассчитан на широкое вовлечение женщин в новые политические и экономические структуры.
В Санкт-Петербурге, где женщины устойчиво составляют более половины населения города - 55% и основную часть рабочей силы - 56% от всех работающих, они фактически не представлены в Правительстве города на уровне принятия решений, лишены возможности влиять на разработку городского бюджета и контролировать его выполнение.
Дискриминация в сфере труда и заработной платы, резкое снижение доходов семьи, ухудшение здоровья и перегрузка на работе и дома при неразвитости сферы услуг, существенно сузили возможность для женщин активно участвовать в общественно-политической жизни города. Это отразилось на выборах в Законодательное собрание города, где из 49 депутатов всего одна женщина.
Доля женщин среди безработных в городе составила в 1995 году около 70% (из них 43% - воспитывающих детей до 18 лет и инвалидов с детства). Нарастает процесс "феминизации" бедности - оплата труда подавляющего большинства женщин, а соответственно и их пенсия, существенно ниже, чем у мужчин.
Неблагоприятные тенденции в сфере женской занятости идут одновременно с негативными явлениями в демографических процессах. Женщины зачастую оказываются неконкурентоспособны на рынках труда, ибо их профессиональная деятельность носит дискретный характер (перерывы, связанные с материнством). Многие женщины отказываются рожать или откладывают рождение ребенка.
Рождаемость в Санкт-Петербурге ниже по сравнению со всей Россией, зато смертность превосходит общероссийские показатели. Идет процесс депопуляции.
Впервые за последние 50 лет начала снижаться продолжительность жизни женщин в Санкт-Петербурге, а заболеваемость и смертность приобрели характер, свойственный слаборазвитым странам. Материнская смертность в несколько раз превышает европейские показатели, вес новорожденных снижается, увеличивается количество младенцев с врожденными аномалиями.
Быстрыми темпами в Санкт-Петербурге растет количество женщин, злоупотребляющих наркотиками и алкоголем, что приводит к негативным социальным сдвигам в обществе из-за появления бездомных, брошенных детей, формирует новое, асоциальное поколение. Например, потребление наркотиков среди женщин в Санкт-Петербурге в 4 раза превышает среднероссийские показатели.
Таким образом, назрела настоятельная необходимость проведения согласованной региональной политики по улучшению положения женщин, ибо это имеет приоритетное значение для стабильного социального и экономического развития города.
В этой связи необходимо в первую очередь:
- содействовать соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;
- обеспечить условия для равноправного участия женщин в общественно-политической жизни и принятия решений на всех уровнях управления;
- содействовать обеспечению равных прав женщин на рынке труда и равного доступа к материальным и финансовым ресурсам;
- совершенствовать охрану здоровья женщин;
- добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.
В области соблюдения прав женщин в единстве с правами и свободами человека:
- проводить анализ постановлений законодательной и исполнительной властей на их соответствие международному и российскому законодательству по правам женщин, подготавливать на его основе рекомендации органам государственной власти;
- организовать издание сборника документов и материалов по правам женщин;
- содействовать развитию научных исследований по вопросам реализации политики равноправия и равных возможностей, изучению зарубежного опыта;
- организовать обучение и подготовку государственных служащих по вопросам равноправия, гендерной политики;