(в редакции 1992 года)
---------------
* Утвержден Совещанием Полномочных Представителей правительств государств - членов Института 23 сентября 1956 года, и изменен Комитетом Полномочных Представителей правительств государств членов Института 18 марта 1992 года.
Государства, являющиеся членами Объединенного института ядерных исследований по состоянию на 18 марта 1992 года и которые не прекратили фактическое участие в качестве членов Объединенного института ядерных исследований,
отмечая, что Объединенный институт ядерных исследований за время своего существования успешно выполнял возлагавшиеся на него задачи,
признавая вместе с тем, что принципы организации и деятельности Объединенного института ядерных исследований нуждаются в совершенствовании и приведении их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к современному уровню международного сотрудничества и проведения фундаментальных исследований,
на основании статьи 42 Устава Объединенного института ядерных исследований от 23 сентября 1956 года решили изменить Устав и принять его в следующей редакции.
Объединенный институт ядерных исследований, в дальнейшем именуемый "Институт", является международной межправительственной научно-исследовательской организацией, созданной в соответствии с Соглашением об организации Объединенного института ядерных исследований от 26 марта 1956 года и осуществляющей свою деятельность на принципах ее открытости для участия всех заинтересованных государств, их равноправного взаимовыгодного сотрудничества.
Статья 2
Официальными языками Института являются языки государств - членов Института, рабочими языками - русский и английский.
Статья 3
Местонахождение Института: город Дубна Московской области, Российская Федерация.
Статья 4
1. Институт создан в целях объединения усилий, научного и материального потенциала государств - членов Института для изучения фундаментальных свойств материи.
Основными областями исследований Института являются физика элементарных частиц и атомного ядра и физика конденсированного состояния вещества с использованием ядерно-физических методов.
2. Для осуществления своих целей Институт:
- проводит теоретические и экспериментальные исследования по принятым научным направлениям своей деятельности,
- организует обмен опытом в проведении научных исследований, а также информацией, полученной в результате этих исследований, путем публикации научных работ, проведения конференций, симпозиумов, организации стажировок и т.д.,
- содействует всестороннему развитию творческих способностей научных сотрудников Института созданием благоприятных условий для повышения их профессионального уровня,
- налаживает связи и поддерживает контакты с другими национальными и международными научными учреждениями и организациями в целях координации деятельности и организации взаимовыгодного сотрудничества,
- использует результаты научных исследований, имеющих прикладной характер, путем их внедрения в промышленные, медицинские и иные технические разработки для обеспечения дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований.
3. Деятельность Института осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Результаты научных исследований, полученные в Институте, могут быть использованы только в мирных целях на благо всего человечества.
Статья 5
1. Институт в соответствии со статусом межправительственной организации обладает международной правосубъектностью, в частности, имеет право заключать международные соглашения и иметь наблюдателей при других международных организациях, деятельность которых соответствует уставным целям Института.
2. Институт является юридическим лицом и пользуется на территории государств-членов правоспособностью, необходимой для осуществления его функций.
Для целей настоящего Устава к деятельности Института применяется Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, от 5 декабря 1980 года, как это было принято договаривающимися сторонами.
3. Особенности правового положения Института на территории государства местонахождения Института регулируются помимо Конвенции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, также отдельным соглашением, заключаемым Институтом с этим государством.
4. Институт устанавливает собственные правила, регулирующие его деятельность. Указанные правила имеют своей целью исключительно обеспечение наиболее благоприятных условий для деятельности Института и имеют приоритет перед законодательством страны местонахождения Института.
Участие в деятельности Института осуществляется в различных формах: на основе членства в Институте, а также двусторонних и многосторонних соглашений об участии в выполнении отдельных научных программ.
Статья 7
1. Членами Института признаются государства, являющиеся его членами в соответствии с Соглашением об организации Объединенного института ядерных исследований от 26 марта 1956 года по состоянию на 18 марта 1992 года и которые не прекратили фактическое участие в качестве членов Института.
2. В члены Института могут быть приняты также любые другие государства, которые заявили в письменном виде, что они желают принять участие в работе Института, соглашаются с положениями его действующего Устава и что они будут выполнять все обязательства, вытекающие из членства в Институте.
Заявление от имени правительства подается директору Института, который безотлагательно рассылает его всем государствам-членам.
Председатель Комитета Полномочных Представителей предлагает его в повестку дня ближайшей сессии Комитета Полномочных Представителей, если до начала его работы остается не менее 30 дней со дня получения заявления директором Института.
3. Решение о приеме государства в члены Института принимается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Устава. Комитет Полномочных Представителей одновременно определяет размер взносов нового члена Института.
4. Государства - члены Института принимают участие в финансировании деятельности Института и имеют равные права в управлении Институтом.
5. Любое государство - член Института может выйти из числа его членов, но не ранее чем по истечении трех лет после принятия его в члены Института.
Письменное уведомление о выходе из Института направляется Председателю Комитета Полномочных Представителей Института не позднее чем за три месяца до окончания текущего финансового года.
Выход какого-либо члена из Института не затрагивает его финансовых обязательств на год, в который он выходит из Института.
Выход из Института вступает в силу по окончании финансового года, в котором государство заявило о выбытии из Института. Размер денежных компенсаций государству, выбывшему из членов Института, определяется Финансовым комитетом в соответствии с его участием в капитальных затратах по Институту после отчета по бюджету за финансовый год, в котором государство заявило о выбытии из членов Института.
6. Действие прав и привилегий, вытекающих из членства в Институте, приостанавливается в отношении любого члена Института, за которым числится задолженность по уплате взносов, если сумма задолженности равняется сумме взносов, причитающихся с него за два предыдущих года, или превышает эту сумму.
В этом случае член Института, имеющий финансовую задолженность, лишается права голоса в Комитете Полномочных Представителей, а также ставится вопрос об участии этого государства-члена в деятельности Института.
Действие прав и привилегий возобновляется непосредственно после внесения членом Института полной суммы его задолженности или внесения в определенные сроки ее части, которая в данном случае устанавливается Комитетом Полномочных Представителей.
7. Член Института, права и привилегии которого были приостановлены в установленном порядке, при неуплате в течение двух лет всей задолженности Институту за период предшествовавший приостановлению его прав и привилегий, может быть исключен из Института.
Статья 8
Государства - не члены Института могут принять участие в отдельных научных направлениях деятельности Института или в работе по его отдельным научным проектам на основе двустороннего соглашения, подлежащего одобрению со стороны Комитета Полномочных Представителей.
Статья 9
На основе заключаемых с Институтом соглашений в его научных проектах могут принимать участие международные и национальные научно-исследовательские организации и учреждения, а также отдельные ученые государств, не являющихся членами Института.
В соглашениях сторон о сотрудничестве определяется характер совместной деятельности, их взаимные обязательства, размеры и порядок компенсации за пользование оборудованием и материалами Института.
Статья 10
В целях обмена информацией, организации сотрудничества и координации деятельности международным организациям может предоставляться консультативный статус наблюдателя при Институте.
Консультативный статус дает право наблюдателю участвовать в установленных формах в работе высшего органа Института.
Для обеспечения выполнения своей уставной деятельности Институт имеет собственные и привлеченные средства и имущество, которые отражаются в его балансе, составленном в свободно конвертируемой валюте.
Статья 12
1. Средства Института формируются из следующих источников:
а) взносов членов Института;
б) целевого финансирования научных проектов,
в) средств, получаемых по договорам и протоколам о научно-техническом сотрудничестве,
г) доходов от хозяйственной деятельности Института,
д) поступлений от использования интеллектуальной собственности,
е) банковских кредитов и займов,
ж) иных поступлений.
2. Взносы членов Института устанавливаются на основе специальной шкалы, которая должна отражать реальное участие каждого члена института в его деятельности.
При вступлении в Институт новых членов или при выходе из него какого-либо члена шкала взносов пересматривается.
Взносы уплачиваются в свободно конвертируемой валюте.
В счет уплаты взносов может засчитываться стоимость поставок оборудования, приборов, материалов, услуг и отдельных работ по заказам Института.
3. Порядок финансирования деятельности Института и формирование его бюджета регулируются Финансовым протоколом, который является неотъемлемой частью Устава.
4. Ответственность за расходование средств Института в соответствии с утвержденным бюджетом несет директор Института.
В процессе исполнения бюджета директор Института может производить частичные изменения в распределении средств по статьям бюджета в пределах, установленных Комитетом Полномочных Представителей.
Статья 13
1. Институт на правах собственности имеет здания, сооружения, научные установки, оборудование и приборы, а также другое имущество, а именно:
а) переданное ему в безвозмездное пользование или в счет уплаты взносов членами Института,
б) приобретенное или изготовленное Институтом за счет собственных средств,
в) полученное Институтом в порядке наследования, дарения и других гражданско-правовых сделок.
2. Порядок распоряжения средствами и имуществом, находящимися в собственности Института, устанавливается комитетом Полномочных Представителей.
Статья 14
В случае исключения из Института какого-либо его члена денежные средства и имущество, внесенные этим членом, компенсируются только при ликвидации Института.
Высшим органом Института является Комитет Полномочных Представителей правительств государств - членов Института.
Статья 16
Каждый член Института имеет одного представителя в Комитете Полномочных Представителей. Полномочный Представитель вправе назначить в чрезвычайных случаях в письменном виде своего заместителя и передать ему свои полномочия.
При назначении или замене каким-либо государством своего представителя в Комитете Полномочных Представителей назначенный представитель должен предъявить Председателю Комитета Полномочных Представителей свои письменные полномочия.
Статья 17
1. Комитет Полномочных Представителей осуществляет следующие функции:
а) принимает в Институт новых членов, приостанавливает действие прав и привилегий членов Института, имеющих финансовую задолженность, а также исключает из членов Института в случаях, предусмотренных в настоящем Уставе,
б) решает вопрос о предоставлении консультативного статуса наблюдателя при Институте,