____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 364 сообщено о намерении Российской Федерации не стать участником настоящего Соглашения. - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
Государства - участники настоящего Соглашения, далее именуемые "Договаривающиеся Стороны",
желая сохранить и укрепить единое экономическое пространство в отношениях между собой,
стремясь обеспечить в пределах этого пространства свободное движение товаров,
исходя из необходимости проводить согласованную между собой таможенную политику в отношении третьих стран и стремясь к унификации таможенного законодательства и таможенных процедур,
имея целью стимулировать развитие экономики и защиту внутреннего рынка,
согласились о нижеследующем:
Для реализации целей настоящего Соглашения Договаривающиеся Стороны создают Таможенный союз, являющийся в пределах своих функций самостоятельным субъектом международного права.
Договаривающиеся Стороны создают общую таможенную территорию, представляющую собой совокупность таможенных территорий Договаривающихся Сторон.
Договаривающиеся Стороны согласовывают общий таможенный тариф и содействуют единообразному внутреннему налогообложению товаров и иных предметов, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с этой территории.
Товары, обращающиеся внутри Таможенного союза, не облагаются таможенными пошлинами и иными налогами и сборами, имеющими эквивалентное действие.
Договаривающиеся Стороны воздерживаются от установления таможенных барьеров между собой и обязуются пересматривать действующие количественные ограничения с тем, чтобы объем ограничений на вывоз товаров во взаимном обмене уменьшался.
При этом количественные ограничения могут сохраняться лишь по взаимному согласованию между государствами только на вывоз товаров и на конкретный срок.
Договаривающиеся Стороны обязуются отменить количественные ограничения на вывоз вещей личного пользования, принадлежащих гражданам Договаривающихся Сторон.
В случае введения временных количественных ограничений на вывоз товаров эти ограничения в равной степени применяются в отношении всех Договаривающихся Сторон.
Настоящее Соглашение не затрагивает права любой Договаривающейся Стороны на принятие в соответствии с международным правом, а также ее внутренним законодательством мер, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, культурно-исторического наследия своих народов, охраны редких животных и растений.
Для обеспечения функционирования Таможенного союза, выработки и проведения общей таможенной политики, координации взаимодействия таможенных служб, сбора и анализа таможенной статистики Договаривающиеся Стороны учреждают Таможенный совет.
Таможенный совет, состоящий из полномочных представителей Договаривающихся Сторон, является высшим органом Таможенного союза.
Деятельность Таможенного совета регламентируется Положением об этом Совете, которое утверждается Договаривающимися Сторонами.
Бюджет для решения вопросов материально-технического, финансового, кадрового, социального и иного обеспечения деятельности Таможенного совета формируется за счет взносов, вносимых правительствами Договаривающихся Сторон по согласованным между ними квотам.
Доходы от взимания таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на общую таможенную территорию из третьих стран и вывозе товаров с этой территории в третьи страны направляются в бюджеты государств-участников Таможенного союза.
Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать нормативных актов, противоречащих настоящему Соглашению, и привести свои действующие нормативные акты в соответствие с настоящим Соглашением в срок не позднее одного года после вступления его в силу.
Порядок урегулирования спорных вопросов, могущих возникнуть в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, а также процедура выхода из Таможенного союза определяются отдельным соглашением, заключаемым между Договаривающимися Сторонами.
К Таможенному союзу при согласии всех его членов может присоединиться любое другое государство.
С этим государством заключается специальное соглашение об условиях его участия в Таможенном союзе.
Настоящее Соглашение вступает в силу в отношении каждой из Сторон через один месяц с даты сдачи ею депозитарию уведомления о выполнении всех формальностей, необходимых для его вступления в силу.
Для государства, присоединяющегося к настоящему Соглашению, оно вступает в силу через один месяц после дня сдачи им таких документов.
Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам-участникам настоящего Соглашения его заверенную копию.
____________________________________________________________________
Соглашение вступило в силу:
Республика Беларусь - 5 марта 1993 года;
Республика Узбекистан - 17 августа 1996 года;
Республика Таджикистан - 3 декабря 1997 года.
____________________________________________________________________
(Подписи)
____________________________________________________________________
Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.
____________________________________________________________________
Примечания. Записали особое мнение:
Республика Армения: "При сохранении за национальной таможенной службой международной правосубъектности".
Республика Беларусь: "Против создания Таможенного союза как субъекта международного права. Взаимоотношения регулируются двусторонними соглашениями".
Республика Молдова: "Против создания Таможенного союза как субъекта права. Все вопросы - через двусторонние соглашения".
Туркменистан: "С учетом замечаний".
Под документом нет подписей Азербайджанской Республики и Украины.
В соответствии со статьей 6 Соглашения о принципах таможенной политики Таможенный совет (в дальнейшем - "Совет") является высшим органом Таможенного союза и состоит из полномочных представителей государств-участников Таможенного союза.
Целями Совета являются:
обеспечение функционирования Таможенного союза;
выработка и проведение единой таможенной политики, учитывающей интересы субъектов хозяйственной деятельности государств-участников Таможенного союза, который является самостоятельным субъектом международного права;
противодействие монополизму, а также дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;
пресечение недобросовестной конкуренции при осуществлении экспортно-импортных операций;
защита потребительского и промышленного рынков в рамках объединенного рынка государств-участников Таможенного союза;
унификация таможенного законодательства и таможенных процедур в интересах интеграции экономики государств-участников Таможенного союза в мировое хозяйство;
координация взаимодействия таможенных служб государств-участников Таможенного союза;
разработка и реализация конкретных межгосударственных программ развития таможенного дела;
сбор и анализ таможенной статистики Таможенного союза.
Функциями Совета являются:
разработка, рассмотрение и утверждение предложений по основным направлениям таможенной политики государств-участников Таможенного союза, включая Общий таможенный тариф государств-участников Таможенного союза (в дальнейшем - "Общий таможенный тариф"), формируемый на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; порядок установления, отмены или изменения ставок таможенных пошлин; предоставление тарифных льгот и преференций; положение о применении таможенных пошлин, включая специальные, антидемпинговые и компенсационные; порядок организации и проведения необходимых процедур, предшествующих принятию решений о применении таможенных пошлин, перечисленных в настоящей статье; изменение номенклатурной части Общего таможенного тарифа;
разработка, рассмотрение и утверждение указаний делегациям Таможенного союза при проведении ими международных переговоров и консультаций по вопросам таможенно-тарифного регулирования и иным вопросам, отнесенным к компетенции Совета, мер по пресечению недобросовестной конкуренции при экспортно-импортных операциях, по противодействию монополизму в сфере внешнеэкономических связей и дискриминационным акциям иностранных государств-участников Таможенного союза;
разработка и рассмотрение проектов актов законодательства Таможенного союза и его международных договоров в части, касающейся таможенно-тарифного регулирования;
изучение всего комплекса вопросов таможенного сотрудничества, которому государства-участники Таможенного союза согласились содействовать, технических аспектов таможенных систем с целью предложения практических средств достижения возможно более высокого уровня их единообразия и согласованности;
разработка и принятие решений, обеспечивающих единообразие в толковании и применении соглашений в области таможенного дела, действующего таможенного законодательства Таможенного союза, включая вопросы номенклатуры для классификации товаров, а также разрешение споров по толкованию и применению документов, упоминаемых в настоящей статье;
обеспечение распространения информации, касающейся таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур, представления правительствам государств-участников Таможенного союза предложений по таможенному делу; сотрудничество с международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Совет в своей работе руководствуется:
а) Соглашением о принципах таможенной политики;
б) настоящим Положением;
в) Регламентом работы Совета, Положением об установлении, отмене и изменении ставок таможенных пошлин, Правилами оценки в таможенных целях, Правилами определения страны происхождения, которые разрабатываются и принимаются Советом.
Совет вправе:
устанавливать размеры ввозных и вывозных таможенных пошлин на товары и иные предметы, а также вносить в них изменения;
устанавливать сезонные таможенные пошлины;
устанавливать, изменять и отменять ставки таможенных пошлин на предметы личного пользования;
определять условия возврата таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории государств-членов Таможенного союза товаров, ввезенных для сборки, монтажа, переработки или обработки;
освобождать от оплаты таможенных пошлин товары и иные предметы, воплощающие в себе новейшие достижения научно-технического прогресса, не производимые или производимые в недостаточных количествах в государствах-участниках Таможенного союза;
вносить изменения в номенклатуру Общего таможенного тарифа в целях регулирования и защиты объединенного рынка государств-участников Таможенного союза и с учетом международных норм и практики;
устанавливать иные правила в целях более эффективного использования средств регулирования внешнеэкономической деятельности, предусмотренных в законодательствах государств-участников Таможенного союза, и сближения этих средств с международной практикой;
вносить в Правительства Договаривающихся Сторон рекомендации, направляемые на укрепление объединенного рынка государств-участников Таможенного союза, совершенствование системы регулирования внешнеэкономической деятельности государств-участников Таможенного союза, включая вопросы налогообложения, количественного регулирования, режима иностранных инвестиций, а также иные вопросы, связанные с эффективным действием Общего таможенного тарифа;