ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ДЕКРЕТ

от 6 декабря 2024 года № 6

О единых правилах в области защиты прав потребителей



1. В целях реализации статьи 17 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года утвердить прилагаемые единые правила в области защиты прав потребителей.

2. Правительству Республики Беларусь и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления настоящего Декрета в силу заключить Соглашение по обеспечению равных прав потребителей.

3. Настоящий Декрет вступает в силу со дня его подписания.

Председатель

Высшего Государственного Совета

Союзного государства

А.Лукашенко

УТВЕРЖДЕНЫ

Декретом Высшего Государственного

Совета Союзного государства

от 6 декабря 2024 года № 6

Единые правила в области защиты прав потребителей



Единые правила в области защиты прав потребителей Союзного государства (далее - Единые правила) устанавливают рамочные правовые основы, направленные на сближение национальных законодательств государств - участников Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. (далее - государства-участники), регулирующих отношения с участием потребителей.

Основные термины и их определения, используемые в настоящих Единых правилах:

нормативные правовые акты, действующие на территории Союзного государства - технические регламенты Таможенного союза (Евразийского экономического союза), а также иные акты, составляющие право ЕАЭС (международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной, решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии);

потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее продукцию или использующее продукцию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, производящие товары и цифровые продукты для реализации потребителям;

исполнитель - организация, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям;

продавец - организация, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее деятельность реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

представитель изготовителя, продавца, поставщика, импортера, исполнителя (далее - представитель) - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на территории государств-участников на основании договора с изготовителем (продавцом, поставщиком, импортером, исполнителем) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении продукции, а также на принятие и исполнение требований уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей;

импортер - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Союзного государства;

поставщик - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Союзного государства деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

агрегатор информации о продукции (далее - агрегатор) - организация, индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет и которые предоставляют потребителю в отношении определенной продукции возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного выполнения работ, оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного выполнения работ, оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанной продукции путем наличных расчетов либо перевода денежных средств агрегатору;

продукция - товар, результат работы, услуга, цифровой продукт;

товар - вещь, включая движимое и недвижимое имущество, не ограниченная в гражданском обороте, обладающая определенными потребительскими свойствами, предназначенная для продажи продавцом потребителям по договору купли-продажи (розничной купли-продажи);

результат работы - материально выраженный результат, полученный вследствие действия (комплекса действий), совершаемых исполнителем в интересах и по заказу потребителя по возмездному договору;

услуга - определенные действия или деятельность исполнителя, оказываемые по возмездному договору в интересах и по заказу потребителя;

цифровой продукт - объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе, программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты и другие результаты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату);

качество продукции - совокупность характеристик, обеспечивающих соответствие продукции: обязательным требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами, действующими на территории Союзного государства, условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям) или целям, для которых продукция такого рода обычно используется; целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора; образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; представленной в установленном порядке или на добровольной основе изготовителем, продавцом, исполнителем информации о характеристиках продукции, в том числе, о ее соответствии стандартам (международным, региональным?(межгосударственным), национальным (государственным), стандартам организаций и др.);

недостаток (ненадлежащее качество) продукции - несоответствие продукции или обязательным требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами, действующими на территории Союзного государства, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых продукция такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию, или представленной в установленном порядке или на добровольной основе изготовителем, продавцом, исполнителем информации о характеристиках продукции, в том числе, о ее соответствии стандартам (международным, региональным?(межгосударственным), национальным (государственным), стандартам организаций и др.);

существенный недостаток продукции - неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости продукции, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих предельные сроки, установленные настоящими Едиными правилами для безвозмездного устранения недостатков по требованию потребителя), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки;

безопасность продукции - совокупность свойств и характеристик продукции, при которых продукция не является вредной и не представляет опасности для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя, и окружающей среды при обычных условиях использования продукции, хранения, транспортировки и утилизации товара (результата работы);

уполномоченные органы в сфере защиты прав потребителей - государственные органы государств-участников, осуществляющие контрольную (надзорную) деятельность и (или) нормативное правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей.

Глава I.

Общие положения

Статья 1. Гарантии защиты прав потребителей


Граждане каждого из государств-участников, пользуются на территории другого государства-участника равной правовой защитой в области защиты прав потребителей и имеют право обращаться в уполномоченные органы в сфере защиты прав потребителей и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, а также суды и (или) осуществлять иные процессуальные действия на равных условиях.

Статья 2. Политика в сфере защиты прав потребителей

1. Государства-участники проводят согласованную политику в сфере защиты прав потребителей, направленную на формирование равных условий для граждан государств-участников по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Проведение согласованной политики в сфере защиты прав потребителей обеспечивается на основе следующих принципов (по следующим основным направлениям):

2.1. обеспечение потребителей, государственных органов и общественных объединений потребителей оперативной и достоверной информацией о продукции, изготовителях (продавцах, исполнителях);

2.2. принятие мер по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов и реализации некачественной продукции на территориях государств-участников, в том числе, развитие и внедрение современных технических средств и решений, направленных на пресечение недобросовестных практик при реализации продукции;

2.3. обеспечение равного уровня защиты для потребителей вне зависимости от приобретения ими продукции у резидентов или нерезидентов государств-участников;

2.4. создание для потребителей условий, способствующих свободному выбору продукции, путем развития правовой грамотности и правосознания потребителей, их осведомленности о характере, способах осуществления защиты прав потребителей и охраняемых законодательством государств-участников интересов в административном и судебном порядке, а также доступ потребителей государств-участников к юридической помощи;

2.5. создание условий для защиты прав потребителей, приобретающих объекты гражданских прав в нематериальной форме (цифровые товары и услуги);

2.6. информирование потребителей о результатах контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов в отношении хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих продукцию;

2.7. реализация программ просвещения в области защиты прав потребителей как неотъемлемой части обучения граждан в образовательных системах государств-участников;

2.8. привлечение средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей;

2.9. создание условий для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, пропаганде и разъяснению прав потребителей, а также в создании системы обмена информацией в сфере защиты прав потребителей между государствами-участниками;

2.10. всестороннее взаимодействие уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей государств-участников, в том числе, в части:

обмена информацией о практике государств-участников в области государственной и общественной защиты прав потребителей; о мерах по совершенствованию и обеспечению функционирования системы контроля за соблюдением законодательства государств-участников о защите прав потребителей; об изменениях в законодательстве государств-участников о защите прав потребителей;

сотрудничества по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения законодательства государств-участников о защите прав потребителей резидентами государств-участников, включая обмен информацией о выявленных на внутреннем рынке нарушениях прав потребителей, в том числе на основании запросов уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей;

проведения совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы государств-участников в области защиты прав потребителей;

оказания практической помощи по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен опытом и обучение кадров;

организации обмена статистической информацией о результатах деятельности уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей и общественных объединений потребителей;

осуществления сотрудничества по иным вопросам в сфере защиты прав потребителей.

Статья 3. Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей


Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством информирования уполномоченными органами в сфере защиты прав потребителей, общественными объединениями потребителей, продавцами, исполнителями, изготовителями потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав, в том числе посредством привлечения средств массовой информации к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей, включения вопросов по основам потребительских знаний в образовательные программы.

Статья 4. Право потребителя на надлежащие качество продукции, комплектность, количество товара (результата работы)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю продукцию, качество которой соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве продукции продавец (исполнитель) обязан передать потребителю продукцию, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых продукция такого рода обычно используется.

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения продукции, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю продукцию, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

4. Если продавец (исполнитель) при заключении договора предоставил потребителю в установленном порядке или на добровольной основе информацию о характеристиках товара (продукции), в том числе, о ее соответствии стандартам (международным, региональным (межгосударственным), национальным (государственным), стандартам организаций и др.), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю продукцию, соответствующую данной информации.

5. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

6. Если нормативными правовыми актами, действующими на территории Союзного государства, предусмотрены обязательные требования к продукции, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю продукцию, соответствующую этим требованиям.

7. Потребитель имеет право на проверку качества продукции, комплектности, количества продукции, на проведение в его присутствии демонстрации работоспособности, правильного и безопасного использования продукции, если это не исключено ввиду характера продукции.

Продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность продукции, а также по требованию потребителя предоставить ему документы, подтверждающие качество продукции, ее комплектность, количество.

8. Требования потребителя к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств.

Утрата возможности использования товара в связи с прекращением изготовителем обеспечения его работоспособности в течение гарантийного срока и срока службы, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю является недостатком товара, при котором потребитель вправе предъявить изготовителю (представителю, поставщику, импортеру) требования, предусмотренные статьями 19, 20 настоящих Единых правил. При этом условие о возникновении такого недостатка до передачи товара потребителю не является обязательным.

Статья 5. Право потребителя на безопасность продукции

1. Потребитель имеет право на то, чтобы продукция при обычных условиях ее использования, хранения, транспортировки и утилизации была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность продукции для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются порядке нормативными правовыми актами, действующими на территории Союзного государства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»