УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации



В целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 22, ст.3475).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



Москва, Кремль

28 декабря 2024 года

№ 1124

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 28 декабря 2024 года № 1124



Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации



I. Общие положения

 

1. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения дальнейшей реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации, а также в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", указов Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и от 31 марта 2023 г. № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации".

2. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, который определяет цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на консолидацию усилий органов публичной власти, институтов гражданского общества (в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций), организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

1) идеология насилия - совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей;

2) радикализм - приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации;

3) экстремистская идеология - совокупность взглядов и идей, пропагандирующих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов и противоречий;

4) проявления экстремизма (экстремистские проявления) - общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам ненависти или вражды по признакам политической, идеологической, расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы или представителей органов публичной власти, способствующие возникновению или обострению межнациональных (межэтнических), межконфессиональных и региональных конфликтов, угрожающие конституционному строю Российской Федерации, суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации или направленные на умышленное искажение истории, реабилитацию нацизма, а также иные публичные действия, направленные на разжигание ненависти;

5) ксенофобия - проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении определенных социальных групп и общностей людей, а также в отношении их отдельных представителей;

6) русофобия - неприязненное, предвзятое, враждебное отношение к гражданам России, русскому языку и культуре, традициям и истории России, выражающееся в том числе в агрессивных настроениях и действиях политических сил и их отдельных представителей, а также в дискриминационных действиях властей недружественных государств в отношении России;

7) субъекты противодействия экстремизму - федеральные органы государственной власти (при участии органов прокуратуры Российской Федерации и органов, осуществляющих полномочия в сфере уголовного судопроизводства), органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (с привлечением институтов гражданского общества, в том числе социально ориентированных и иных некоммерческих организаций, и граждан);

8) противодействие экстремизму - деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на прогнозирование и профилактику экстремистских проявлений, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию их последствий, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких преступлений;

9) финансирование экстремистской деятельности - оказание финансовых услуг либо предоставление или сбор денежных (в наличной или безналичной форме) или материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования экстремистской организации или экстремистского сообщества, подготовки или совершения хотя бы одного преступления экстремистской направленности либо для финансирования или материального обеспечения лица в целях совершения им такого преступления.

5. Понятие "экстремистская деятельность (экстремизм)" используется в значении, определенном пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", понятие "терроризм" - в значении, определенном пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

II. Основные источники угроз экстремизма в современной России

 

6. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, основам конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому), межконфессиональному единству и гражданскому единению, культурному развитию, политической и социальной стабильности.

7. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации.

8. На современном этапе отмечается тенденция к дальнейшему распространению радикализма среди отдельных групп населения и обострению внешних и внутренних экстремистских угроз. При этом наблюдается стремление экстремистских организаций, в том числе действующих из-за рубежа, к консолидации усилий в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации.

9. Внешними экстремистскими угрозами являются поддержка, стимулирование и финансирование недружественными государствами и негосударственными образованиями экстремистской деятельности, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации (в том числе инициирование "цветных революций" путем координации действий, направленных на искусственное создание политической нестабильности и смену существующей в стране системы власти неконституционным путем), фальсификация мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, противоправные посягательства на культурно-историческое наследие Российской Федерации, распространение экстремистской идеологии, способствующей радикализации общества и отдельных лиц, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, направленной в том числе на осуществление террористических актов и других преступных действий против Российской Федерации и ее граждан, включая финансирование экстремистской деятельности. Отмечается повышение активности участия иностранных и международных неправительственных организаций в антироссийской экстремистской деятельности.

10. Наиболее опасным проявлением экстремизма является терроризм, представляющий глобальную угрозу международному миру и безопасности. Современному росту экстремистских и террористических угроз в мире способствует стремительное распространение экстремистской идеологии (включая неонацизм и радикальный национализм), в том числе в информационном пространстве.

11. Некоторые государства используют экстремистские и террористические организации в качестве средства для ведения гибридных войн против внешнеполитических противников и достижения своекорыстных геополитических целей, в том числе за счет вмешательства во внутренние дела других государств в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в этих государствах, нарушения их территориальной целостности или развязывания в них гражданских войн, инициирования "цветных революций", а также для создания обстановки "контролируемого хаоса" в отдельных регионах мира.

12. Реальную угрозу представляет политика некоторых иностранных государств по искажению истории, фальсификации роли СССР во Второй мировой войне и преуменьшению его вклада в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией, возрождению идей нацизма и фашизма, активизации идей реваншизма, героизации нацистов и их пособников. Деструктивные силы содействуют опасному росту экстремистского и террористического потенциала преступных группировок, разделяющих человеконенавистническую идеологию нацизма и неонацизма.

13. Серьезнейшие угрозы экстремистского характера исходят от широкого распространения идей неонацизма, усиления радикальных националисгических вооруженных формирований (в том числе на Украине), поддерживаемых внешними силами, которые поощряют совершение на территории России преступных действий, включая диверсионно-террористические акты в отношении людей и гражданских объектов, с вовлечением в эти преступные действия российских граждан. Риски, связанные с экстремизмом на Украине, распространяются на соседние страны и регионы. Укрепляются связи украинских неонацистов с транснациональными организованными преступными группами и международными террористическими организациями. Украинский кризис используется недружественными государствами для развязывания гибридных войн против Российской Федерации и разжигания агрессивных русофобских настроений в мире. В связи с этим одними из ключевых задач становятся ликвидация источника угроз экстремистского характера, исходящих с территории Украины, и предотвращение проникновения на российскую территорию представителей иностранных и международных экстремистских и неонацистских сообществ.

14. Сохранение и разрастание очагов нестабильности, межнациональной розни, религиозной вражды и иных проявлений экстремизма в ряде регионов мира способствуют росту террористических и экстремистских угроз для Российской Федерации в связи с распространением экстремистской идеологии и рисками проникновения представителей иностранных и международных экстремистских сообществ и террористических организаций на российскую территорию, в том числе с учетом расширения миграционных потоков и увеличения доли проживающих в России иностранных граждан, являющихся носителями экстремистских идей и взглядов.

15. Внутренними экстремистскими угрозами являются социальные, экономические, культурные, национальные, религиозные проблемы, которые используются националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими, иными организациями и объединениями, а также отдельными лицами в качестве повода для осуществления экстремистской и иной противоправной деятельности; распространение идеологии насилия; вовлечение (склонение, вербовка) российских и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан (включая молодежь, мигрантов, участников сетевых групп) в экстремистскую и иную противоправную деятельность; финансирование экстремистской деятельности; формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов; инспирирование сепаратистских проявлений в отдельных субъектах Российской Федерации на почве межнациональных (межэтнических) конфликтов, обусловленных их историческими и социально-экономическими особенностями и способных привести к дезинтеграции государства и нарушению единства российского общества; проникновение в органы публичной власти лиц, распространяющих экстремистскую идеологию либо способствующих ее распространению.

16. Преступления экстремистской направленности вызывают повышенный общественный резонанс и дестабилизируют общественно-политическую и социально-экономическую обстановку как в отдельных регионах России, так и в стране в целом. Отмечается усиление влияния таких преступлений на национальную безопасность.

17. В число опаснейших проявлений экстремизма входят разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти, вражды или розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признакам его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"; вовлечение граждан в деятельность экстремистских организаций; подготовка и совершение террористических актов; пропаганда непризнания законов и подзаконных актов, правовых процедур и органов власти Российской Федерации, а также оскорбление государственных символов, религиозных символов традиционных конфессий или надругательство над такими символами.

18. Экстремистские и иные антиобщественные организации используют информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть "Интернет", мультимедийные и онлайн-технологии для вербовки новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии, а также финансирования экстремистской деятельности.

19. Экстремистская идеология различных видов является основным фактором, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности, а также средством вовлечения в экстремистскую деятельность представителей различных слоев населения.

20. Распространение экстремистской идеологии, в частности навязывание мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, и попытки подстрекательства к совершению террористических и экстремистских актов, оправдание и восхваление под теми или иными предлогами экстремистских проявлений угрожают государственной и общественной безопасности ввиду усиления агрессивности и увеличения масштабов пропаганды экстремистской идеологии в обществе.

21. Одним из основных способов дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение представителей различных слоев населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки. В этих целях все чаще применяются различные методы манипулирования общественным мнением и распространения недостоверной информации (в том числе дискредитация использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания мира и безопасности, исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий), способствующие усилению радикальных и экстремистских настроений в российском обществе.

22. Участились случаи привлечения в ряды экстремистских организаций несовершеннолетних лиц, поскольку они не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности.

23. Экстремистские организации используют национальный (этнический) и религиозный факторы для привлечения в свои ряды новых членов, разжигания и обострения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации. Такие организации стимулируют возникновение и обострение территориальных противоречий и конфликтов, направленных на отделение части территории Российской Федерации, распространяют идеи "деколонизации" России, содействуют проникновению представителей деструктивных сил в органы государственной власти и местного самоуправления в целях проведения политики, способствующей реализации сепаратистских идей.

24. Сохраняется угроза проникновения на территорию Российской Федерации из других государств лиц, проходивших обучение в зарубежных теологических центрах и проповедующих исключительность радикальных религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций, в том числе осуществление вербовки новых участников, их обучение и подготовка террористов-одиночек дистанционным способом (с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет").

25. Особую опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, в частности не относящиеся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличающиеся религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.

26. Одним из факторов, способствующих возникновению экстремистских проявлений, является сложившаяся в отдельных субъектах и населенных пунктах Российской Федерации неблагоприятная ситуация с противоправной деятельностью мигрантов, которая оказывает негативное влияние на межнациональные (межэтнические) и межконфессиональные отношения, нарушает исторически сложившийся национальный и религиозный баланс в ущерб безопасности российского государства.

Кроме того, трудовые мигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, вовлекаются в деятельность экстремистских и террористических организаций, сами активно распространяют радикальные идеи, участвуют в публичных мероприятиях, не согласованных с исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

27. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они обращают на не отличающиеся высокой степенью организованности неформальные объединения националистов, активно привлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера.

28. Сильную тревогу вызывает распространение радикализма в спортивной среде, в том числе в спортивных школах и клубах спортивных единоборств, а также проникновение приверженцев экстремистской идеологии в тренерско-преподавательский состав.

29. В целях дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации специальные службы и организации иностранных государств наращивают деструктивное информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодежь.

30. Значительное негативное влияние на ситуацию в стране оказывает деструктивная деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, а также подконтрольных им российских объединений, в том числе осуществляемая под видом реализации гуманитарных, образовательных, культурных и религиозных проектов и направленная на инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономического, экологического и других факторов.

31. Серьезную угрозу общественной безопасности создает распространение экстремистской идеологии среди лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

32. Распространение экстремистской идеологии на территории Российской Федерации осуществляется с применением различных форм и способов. Экстремистская деятельность маскируется под реализацию гуманитарных, образовательных, просветительских и религиозных проектов, под предлогом продвижения которых радикально настроенные лица проникают в органы публичной власти, политические партии, общественные и иные объединения, фонды, обладающие правом подготовки, внесения и рассмотрения проектов нормативных актов по данным направлениям общественных отношений либо принятия таких нормативных актов.

33. Прямые и косвенные последствия экстремистских проявлений затрагивают основные сферы общественной жизни (политическую, экономическую, социальную и культурную), что выдвигает новые требования к деятельности по предупреждению экстремистских проявлений и противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации последствий экстремистских проявлений.

III. Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму

 

34. Целями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются защита прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации. Достижение указанных целей должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях комплекса мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»