Не вступил в силу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации



Принят
Государственной Думой
12 декабря 2024 года

Одобрен
Советом Федерации
20 декабря 2024 года



Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими формирование технологической политики в Российской Федерации, и лицами, осуществляющими содействие развитию технологий.

Статья 2. Правовое регулирование в области технологической политики в Российской Федерации


Правовое регулирование в области технологической политики в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов публичной власти федеральных территорий.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) агенты развития технологий - институты инновационного развития и иные юридические лица, осуществляющие финансирование проектов развития технологий за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) высокотехнологичная продукция, высокотехнологичные результаты работ и оказание высокотехнологичных услуг в сфере развития технологий (далее - высокотехнологичная продукция) - разработанные и произведенные на основе критических и (или) сквозных технологий с использованием передовых научных и технических достижений и инновационных методов товары, работы и услуги в сфере развития технологий. Перечень видов высокотехнологичной продукции утверждается Правительством Российской Федерации;

3) карта технологической кооперации - организационная схема внедрения технологий, в том числе формирования собственных линий разработки технологий;

4) квалифицированный заказчик - российское юридическое лицо, обеспечивающее долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию, создаваемую в том числе в рамках реализации инструментов реализации технологической политики. Квалифицированный заказчик может являться покупателем (заказчиком) такой продукции;

5) критическая технология - наукоемкая технология, необходимая для создания высокотехнологичной продукции, имеющей системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

6) меры государственного стимулирования деятельности по реализации технологической политики в Российской Федерации (далее - меры государственного стимулирования) - правовые, экономические и организационные меры, которые применяются в сфере развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и направлены на достижение целей технологической политики в Российской Федерации;

7) организация с государственным участием - включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень организаций с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, юридическое лицо, учредителями которого являются Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации и (или) в отношении которого Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого юридического лица, стратегическое акционерное общество, а также дочернее хозяйственное общество таких организаций, в котором такие организации имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал дочернего хозяйственного общества;

8) проекты развития технологий - национальные проекты по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации, а также проекты по развитию сквозных технологий и иные проекты по созданию высокотехнологичной продукции и внедрению технологических инноваций, не являющиеся национальными проектами по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации;

9) производитель высокотехнологичной продукции - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие внедрение технологий и технологических инноваций и (или) создание и реализацию высокотехнологичной продукции;

10) сквозная технология - перспективная наукоемкая технология (направление) межотраслевого значения, обеспечивающая создание высокотехнологичной продукции и (или) внедрение технологических инноваций, оказывающая существенное влияние на экономическое развитие путем изменения рынков и (или) содействия формированию новых рынков;

11) собственная линия разработки технологий - комплекс мероприятий (проектов, программ) и условий (в том числе наличие кадрового потенциала, результатов исследований и разработок, технической документации, программ для электронных вычислительных машин (далее - программы для ЭВМ), прав на результаты интеллектуальной деятельности, основных средств и иного имущества), реализация и выполнение которых обеспечивают создание и устойчивое развитие отечественных технологий и продуктов на их основе, включая разработку их новых поколений, на территории Российской Федерации или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, за ее пределами с сохранением контроля Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - национальный контроль);

12) технологические инновации - новый или усовершенствованный продукт (в частности, устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных), способ или процесс производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг, создания охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, введенные в употребление и способствующие формированию новых рынков, и (или) повышению производительности труда, и (или) повышению технико-экономических показателей производимой продукции;

13) технологическая политика в Российской Федерации (далее - технологическая политика) - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации и экономического развития на основе отечественных технологий;

14) технологическое лидерство Российской Федерации - технологическая независимость Российской Федерации, выражающаяся в разработке отечественных технологий и создании продукции с использованием таких технологий с сохранением национального контроля над критическими и сквозными технологиями на основе собственных линий разработки технологий в целях экспорта конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и (или) замещения ею на внутреннем рынке продукции, создаваемой на базе устаревших и (или) иностранных технологий, а также превосходство таких технологий и продукции над зарубежными аналогами;

15) технология - совокупность научно и практически обоснованных методов, средств, операций и (или) процессов, необходимых для преобразования энергии, вещества, информации в целях производства одного или нескольких видов продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Статья 4. Цели и задачи технологической политики

 

1. Целями технологической политики являются:

1) обеспечение технологического лидерства Российской Федерации;

2) обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной на основе отечественных технологий, и эффективности ее создания за счет внедрения технологических инноваций;

3) ускоренное внедрение технологических инноваций для повышения качества и уровня жизни граждан Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

4) создание условий для экономического развития и обеспечения конкуренции в сфере технологического развития.

2. Достижение указанных в части 1 настоящей статьи целей определяется целевыми показателями обеспечения технологического лидерства Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации.

3. Задачами технологической политики являются:

1) внедрение российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки технологий;

2) создание различных видов высокотехнологичной продукции и выведение ее на рынок для обеспечения технологического лидерства Российской Федерации;

3) формирование долгосрочных спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции, создаваемой для обеспечения технологического лидерства Российской Федерации;

4) создание благоприятных условий (правовых, экономических, организационных и иных) для осуществления деятельности по реализации технологической политики;

5) организация международного сотрудничества в сфере развития технологий;

6) создание и развитие инфраструктуры развития технологий, в том числе для подготовки квалифицированных специалистов;

7) осуществление мониторинга эффективности технологической политики и оценка эффективности мер государственного стимулирования;

8) создание условий лицам, осуществляющим содействие развитию технологий, для формирования заказов на исследования и разработки, выполняемые российскими юридическими лицами и гражданами Российской Федерации, являющимися субъектами научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности, в целях внедрения технологических инноваций и создания высокотехнологичной продукции на основе отечественных технологий.

Статья 5. Инструменты реализации технологической политики

 

1. Инструментами реализации технологической политики являются:

1) среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий;

2) перечни критических и сквозных технологий;

3) методики оценки уровней готовности технологий, оценки уровней готовности производства, определения уровня рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции;

4) программы инновационного развития организаций с государственным участием;

5) мероприятия по стимулированию спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции, внедрения критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки технологий и технологических инноваций;

6) мероприятия по созданию и обеспечению функционирования инфраструктуры развития технологий;

7) проекты по развитию сквозных технологий;

8) национальные проекты по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации, иные национальные проекты, государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на экономическое развитие на основе отечественных технологий, и структурные элементы указанных проектов и программ;

9) национальные стандарты и информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям с учетом достижения целей технологической политики;

10) информационное обеспечение технологической политики;

11) карты технологической кооперации.

2. Инструменты реализации технологической политики должны быть установлены с учетом стадии разработки, внедрения и развития технологических инноваций.

Глава 2. Субъекты, осуществляющие формирование технологической политики, и лица, осуществляющие содействие развитию технологий. Полномочия органов государственной власти и функции организаций с государственным участием

Статья 6. Перечень субъектов, осуществляющих формирование технологической политики, и лиц, осуществляющих содействие развитию технологий

 

1. К субъектам, осуществляющим формирование технологической политики, относятся:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство Российской Федерации;

4) Центральный банк Российской Федерации;

5) Российская академия наук;

6) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) органы публичной власти федеральных территорий.

2. К лицам, осуществляющим содействие развитию технологий, относятся:

1) агенты развития технологий;

2) организации с государственным участием в рамках осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами, регулирующими деятельность указанных организаций, а также их учредительными документами;

3) кредитные организации и юридические лица, осуществляющие финансирование проекта развития технологий, некоммерческие организации и товарищества, созданные в целях совместной инвестиционной деятельности на основании договора инвестиционного товарищества, биржи, инвестиционные платформы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по правовой охране и защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые предназначены для создания и (или) внедрения технологий либо входят в их состав;

5) физические и юридические лица, осуществляющие содействие развитию технологий путем предоставления инвестиций;

6) разработчики технологий и производители высокотехнологичной продукции;

7) покупатели (заказчики) высокотехнологичной продукции, в том числе квалифицированные заказчики;

8) образовательные организации высшего образования, научные организации и центры трансфера технологий, оказывающие содействие введению в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

3. Российская академия наук, агенты развития технологий и иные юридические лица вправе представлять в Правительство Российской Федерации либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области технологической политики, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации в области технологической политики (далее соответственно - уполномоченный орган, уполномоченные органы), предложения о разработке среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий, об изменении перечней критических и сквозных технологий, утверждаемых Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом (уполномоченными органами), и о разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области технологической политики.

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в области технологической политики

 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»