РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации



Принят
Государственной Думой
11 декабря 2024 года

Одобрен
Советом Федерации
20 декабря 2024 года



Статья 1


Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст.1232; 2007, № 7, ст.839; № 30, ст.3807; 2009, № 19, ст.2279; № 52, ст.6430; 2011, № 23, ст.3255; № 30, ст.4566, 4590, 4600; 2013, № 19, ст.2325; № 30, ст.4033, 4084; № 43, ст.5444; № 48, ст.6165; № 51, ст.6695; № 52, ст.6961; 2014, № 23, ст.2928; № 30, ст.4265; 2015, № 1, ст.13; 2016, № 27, ст.4214, 4237; 2017, № 31, ст.4767; 2018, № 15, ст.2032; № 53, ст.8457; 2019, № 31, ст.4418; 2020, № 29, ст.4512; 2021, № 18, ст.3068; № 24, ст.4188; № 27, ст.5175; 2022, № 29, ст.5253; 2023, № 31, ст.5785; 2024, № 12, ст.1566) следующие изменения:

1) в пункте 15 статьи 3 слова "частью 3" заменить словами "частью 3_1";

2) в статье 10:

а) часть 3 после слова "конструкций)" дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных частью 3_1 настоящей статьи";

б) часть 3_1 изложить в следующей редакции:

"3_1. Заключение возмездных и (или) безвозмездных договоров на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, и является обязательным для указанных в части 3_13 настоящей статьи:

1) рекламораспространителя, не являющегося лицом, указанным в пункте 2 или 3 настоящей части, в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) владельца информационного ресурса, указанного в статье 10_7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - владелец сервиса размещения объявлений), в том числе являющегося рекламораспространителем, - в пределах пяти процентов годового объема рекламы, распространяемой владельцем сервиса размещения объявлений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", или в пределах пяти процентов, соответствующих суммарному количеству пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации и осуществлявших доступ к соответствующему сервису размещения объявлений в сутки в течение года. Значения объемов распространения социальной рекламы в пределах, указанных в настоящем пункте, определяются в соответствии с пунктом 3 части 3_10 настоящей статьи. Объем распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" владельцем сервиса размещения объявлений определяется по наибольшему из полученных значений;

3) владельца агрегатора информации о товарах (услугах), указанного в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - владелец агрегатора информации о товарах (услугах), в том числе являющегося рекламораспространителем, - в пределах пяти процентов годового объема рекламы, распространяемой владельцем агрегатора информации о товарах (услугах) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", или в пределах пяти процентов, соответствующих суммарному количеству пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации и осуществлявших доступ к соответствующему агрегатору информации о товарах (услугах) в сутки в течение года. Значения объемов распространения социальной рекламы в пределах, указанных в настоящем пункте, определяются в соответствии с пунктом 3 части 3_10 настоящей статьи. Объем распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" владельцем агрегатора информации о товарах (услугах) определяется по наибольшему из полученных значений.";

в) в части 3_2 слова "части 3" заменить словами "части 3_1";

г) в части 3_10:

в пункте 1 слово "рекламораспространителей" заменить словом "лиц";

в пункте 2 слово "рекламораспространителей" заменить словом "лиц", слова "предоставлении сведений" заменить словами "предоставлении соответственно сведений о количестве пользователей сервисом размещения объявлений или агрегатором информации о товарах (услугах) и (или)", слово "рекламораспространителях" заменить словом "лицах";

в пункте 3 слово "рекламораспространителями" заменить словом "лицами", слова "статьи, для" заменить словами "статьи, сведений о количестве пользователей сервисом размещения объявлений или агрегатором информации о товарах (услугах), владельцами которых являются лица, указанные в части 3_13 настоящей статьи, для", слова "частью 3" заменить словами "частью 3_1";

в пункте 4 слово "рекламораспространителям" заменить словами "лицам, указанным в части 3_13 настоящей статьи,", слова "частью 3" заменить словами "частью 3_1";

в пункте 5 слово "рекламораспространителями" заменить словом "лицами";

пункт 7 после слова "рекламораспространителями," дополнить словами "владельцами сервисов размещения объявлений и (или) владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах),";

д) в части 3_12 слово "рекламораспространителях" заменить словом "лицах";

е) в части 3_13:

в абзаце первом слова "доступ к которым" заменить словами "владельцы сервисов размещения объявлений, владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах), доступ к информационным ресурсам, сервисам размещения объявлений, агрегаторам информации о товарах (услугах) которых", слово "ста" заменить словом "двухсот";

пункт 1 после слов "информационных ресурсах" дополнить словами ", сервисах размещения объявлений или агрегаторах информации о товарах (услугах), сведения о количестве пользователей сервисами размещения объявлений или агрегаторами информации о товарах (услугах)", после слов "сведениям об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы" дополнить словами ", о количестве пользователей сервисом размещения объявлений или агрегатором информации о товарах (услугах)";

в пункте 2 после слова "ресурсах" дополнить словами ", сервисах размещения объявлений или агрегаторах информации о товарах (услугах)", слова "частью 3" заменить словами "частью 3_1";

ж) дополнить частями 3_13-1 и 3_13-2 следующего содержания:

"3_13-1. Владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах), указанные в части 3_13 настоящей статьи, обязаны также установить одну из предлагаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" программ для электронных вычислительных машин.

3_13-2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, утверждает методику определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки. В целях реализации требований настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по запросу оператора социальной рекламы определяет количество пользователей информационных ресурсов в сутки на основании указанной в настоящей части методики.";

з) в части 3_14 слова "Рекламораспространитель, указанный" заменить словами "Лица, указанные", слова "принадлежащем ему информационном ресурсе" заменить словами "принадлежащих им информационном ресурсе, сервисе размещения объявлений, агрегаторе информации о товарах (услугах)", слова "рекламораспространитель обязан" заменить словами "такие лица обязаны", слова "части 3" заменить словами "части 3_1";

и) в части 3_15 слова "указанном в части 3_14 настоящей статьи," заменить словами "сервисе размещения объявлений, агрегаторе информации о товарах (услугах), указанных в части 3_14 настоящей статьи, и сведения о количестве пользователей такими сервисом размещения объявлений и агрегатором информации о товарах (услугах) в сутки";

к) в части 3_16 слова "частью 3" заменить словами "частью 3_1";

л) в части 3_17 слово "рекламораспространителями" заменить словом "лицами", слово "рекламораспространителем" заменить словами "лицами, указанными в части 3_13 настоящей статьи,";

3) в статье 18_1:

а) наименование после слова "Реклама" дополнить словами "и социальная реклама";

б) в части 1 после слова "рекламы" дополнить словами "и (или) социальной рекламы", слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе", слово "такой" заменить словом "таких", слово "подлежащей" заменить словом "подлежащих";

в) в части 2 слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе";

г) в части 3 после слова "систем," дополнить словами "лица, указанные в части 3_13 статьи 10 настоящего Федерального закона,", слова "рекламу, направленную" заменить словами "рекламу и (или) социальную рекламу, направленные", после слова "рекламы" дополнить словами "и (или) социальной рекламы", слова "такой рекламе" заменить словами "таких рекламе и (или) социальной рекламе";

д) в части 5 слова "Лица, указанные в части 3 настоящей статьи" заменить словами "Указанные в части 3 настоящей статьи рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем и лица, указанные в части 3_13 настоящего Федерального закона", слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе", после слова "рекламы" дополнить словами "и (или) социальной рекламы";

е) часть 6 после слова "рекламы" дополнить словами "и (или) социальной рекламы";

ж) в части 9 слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе";

з) в части 10 слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе";

и) в части 11 слова "и лица" исключить, после слова "статьи" дополнить словами "рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем и лица, указанные в части 3_13 статьи 10 настоящего Федерального закона";

к) в части 13 слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе";

л) в части 14 после слова "систем," дополнить словами "лица, указанные в части 3_13 статьи 10 настоящего Федерального закона,", слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе";

м) в части 15 слово "распространенной" заменить словом "распространенных", после слова "рекламе" дополнить словами "и (или) социальной рекламе";

н) часть 17 после слов "Распространение рекламы" дополнить словами "и (или) социальной рекламы", слова "рекламе идентификатора рекламы, который представляет" заменить словами "рекламе или социальной рекламе идентификатора рекламы или идентификатора социальной рекламы, которые представляют", слово "распространенной" заменить словом "распространенных", слова "сети "Интернет" рекламы и учета информации о такой рекламе" заменить словами "сети "Интернет" рекламы и (или) социальной рекламы и учета информации о таких рекламе и (или) социальной рекламе", после слов "идентификатору рекламы," дополнить словами "идентификатору социальной рекламы,", после слов "распространении рекламы" дополнить словами "и (или) социальной рекламы";

4) дополнить статьей 18_2 следующего содержания:

"Статья 18_2. Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

 

1. Рекламораспространители и операторы рекламных систем, осуществляющие распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, обязаны осуществлять обязательные отчисления от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направляемые в федеральный бюджет и используемые в целях оказания мер государственной поддержки правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусмотренный статьей 12_1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", и обеспечения поддержки развития и функционирования информационных ресурсов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации определяет критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Базой расчета обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, является доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями, операторами рекламных систем от реализации услуг по распространению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

4. Обязательные отчисления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются в размере трех процентов от базы расчета обязательных отчислений, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Рекламодатель, являющийся российским юридическим лицом, российским индивидуальным предпринимателем или гражданином Российской Федерации, заключивший договор, предусматривающий распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, с иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства (далее - иностранное лицо, с которым заключен договор), выступает лицом, на которое возложены обязанности по исчислению и удержанию из денежных средств, выплачиваемых иностранному лицу, с которым заключен договор, денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет в качестве обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи. Рекламодатель информирует иностранное лицо, с которым заключен договор, о перечислении в федеральный бюджет обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

6. Исчисление обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании информации, предоставленной в указанный федеральный орган исполнительной власти в соответствии со статьей 18_1 настоящего Федерального закона.

7. Мониторинг за полнотой и своевременностью уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

8. Особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, порядок осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких обязательных отчислений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Организационные и технические меры, необходимые для реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочий за полнотой и своевременностью уплаты обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляет радиочастотная служба, деятельность которой осуществляется в соответствии со статьей 22_1 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи".

10. Обязанности по уплате обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, также распространяются на лиц, осуществляющих действия в целях распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя.

11. Базой расчета обязательных отчислений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, для лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, является доход, полученный в течение квартала такими лицами от осуществления действий в целях распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или от оказания услуг по распространению рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя.

12. Обязательные отчисления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не уплачиваются при распространении рекламы:

1) на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", владельцами которых являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»