МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 июля 2024 года № 359

Об утверждении методических рекомендаций по разработке и актуализации профессионального стандарта



В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. № 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке профессионального стандарта.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 23 июля 2013 г. № 01/66036-ЮЛ).

Министр
А.Котяков



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 июля 2024 года № 359



Методические рекомендации по разработке и актуализации профессионального стандарта



I. Общие положения

 

1. Методические рекомендации по разработке и актуализации профессионального стандарта (далее - Рекомендации) подготовлены в целях оказания практической помощи советам по профессиональным квалификациям (далее - Советы), объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее - разработчик) в разработке проектов профессиональных стандартов (далее - проект ПС).

2. В Рекомендациях применяются следующие основные термины и их определения:

вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда;

трудовая функция (для целей Рекомендаций) - конкретный вид поручаемой работнику работы в рамках обобщенной трудовой функции;

трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда для выполнения конкретной трудовой функции;

профессионально-общественное обсуждение проекта ПС - этап разработки проекта ПС, организованный с привлечением широкого круга представителей работодателей, профессиональных союзов (их объединений), профессиональных сообществ и других заинтересованных организаций с целью формирования содержания профессионального стандарта, отвечающего требованиям рынка труда;

актуализация профессионального стандарта - регулярное обновление содержания профессионального стандарта с учетом замечаний и предложений, возникших у пользователей при его применении, изменение содержания профессиональной деятельности, законодательства и других требований. Результатом актуализации может быть утверждение новой редакции профессионального стандарта с отменой действующей редакции.

3. Разработчик проекта ПС подготавливает проект уведомления о разработке проекта ПС по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении к Рекомендациям (далее - проект уведомления).

4. Разработчик направляет в профильный Совет, а при отсутствии Совета в ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России (далее - Институт) проект уведомления, а также:

1) материалы с обоснованием необходимости разработки (актуализации профессионального стандарта), отражающие информацию о виде профессиональной деятельности, сведения о родственных профессиях и сходных видах профессиональной деятельности, содержащихся в том числе:

в реестре профессиональных стандартов и профессиональных стандартах, размещенных на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) в программно-аппаратном комплексе "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) (далее - сайт "Профессиональные стандарты");

в реестре уведомлений о разработке (актуализации) профессиональных стандартов (далее - реестр уведомлений), размещенном на сайте "Профессиональные стандарты";

в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru) (при наличии);

в общероссийских классификаторах и справочниках социально-трудовой информации;

2) примерный план разработки (актуализации) проекта ПС (с указанием сроков начала и завершения разработки (актуализации);

3) информацию об экспертах, привлекаемых к разработке проекта ПС (актуализации) профессионального стандарта.

5. Совет или Институт принимает решение об одобрении возможности разработки проекта ПС. При необходимости Институтом привлекаются отраслевые эксперты.

6. Совет или Институт направляет разработчику в электронном виде решение об одобрении возможности разработки проекта ПС или мотивированный отказ.

7. При наличии нескольких организаций, обратившихся в Совет или Институт за решением об одобрении разработки проекта ПС по одному и тому же виду профессиональной деятельности, им рекомендуется определить (с учетом мнения профильного Совета или Института) ответственную организацию для обеспечения общей координации деятельности разработчиков и выступления в качестве уполномоченного лица.

8. На основании решения Совета или Института об одобрении разработки разработчик направляет уведомление для регистрации на сайте "Профессиональные стандарты" (рекомендуемый образец уведомления и перечень материалов, представляемых разработчиком при регистрации уведомления, приведены в приложении к Рекомендациям).

Министерство вправе провести дополнительную экспертизу документов, представленных разработчиком в соответствии с пунктами 3-4 Рекомендаций.

При отсутствии одобрения уведомление не регистрируется.

9. Министерство по истечении запланированного разработчиком срока разработки проекта ПС удаляет уведомление из реестра уведомлений.

При необходимости продления срока разработки проекта ПС разработчик повторно регистрирует уведомление на сайте "Профессиональные стандарты" в соответствии с пунктами 3-5 Рекомендаций.

При несоблюдении разработчиком сроков разработки проекта ПС Совет или Институт имеет право отозвать свое решение об одобрении возможности разработки проекта ПС.

10. Разработчик организует разработку и профессионально-общественное обсуждение проекта ПС с учетом критериев экспертизы профессиональных стандартов, проводимой Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

При разработке проекта ПС рекомендуется проведение анализа:

производственных, технологических и бизнес-процессов, связанных с конкретным видом профессиональной деятельности;

состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, вида профессиональной деятельности, для которого разрабатывается проект ПС, квалификаций с учетом развития цифровых технологий;

документов, устанавливающих технические требования по соответствующему виду профессиональной деятельности (документы по стандартизации, технические условия, технические регламенты и другие, в том числе международные);

профессиональных стандартов по сходным видам профессиональной деятельности;

тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике (далее - ЕТКС), и квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС);

классификаторов и перечней профессий, специальностей, направлений профессионального образования и обучения, образовательных программ и других материалов;

Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к профессиональной деятельности и квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, в том числе по допуску к профессиональной деятельности, компетенциям и льготам работников.

Дополнительно при разработке проекта ПС разработчик может использовать технологии, позволяющие формировать перечни трудовых действий, трудовых функций, требования к квалификации, включая необходимые знания и умения, по результатам мониторинга профессионально-квалификационной структуры отраслевых рынков труда с применением технологий анализа больших данных и обученных нейросетевых моделей.

11. Разработчик на основе подготовленного проекта ПС может сформировать предложения по проектам наименований квалификаций и требований к ним по форме, предусмотренной приказом Минтруда России от 11 декабря 2022 г. № 410н "Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации" (далее - проекты квалификаций).

12. Разработчик проекта информирует Совет или Институт о состоянии разработки и согласования проекта ПС с регулярной публикацией информации о ходе работ и актуальной версии проекта ПС на сайтах разработчика и Совета или Института.

II. Рекомендации по содержанию проекта

 

13. Проект ПС разрабатывается в соответствии с макетом профессионального стандарта, утвержденным Министерством.

14. При подготовке проекта:

1) для наименования профессионального стандарта используется существительное или словосочетание в именительном падеже, отражающее вид профессиональной деятельности. Для профессиональных стандартов, требующих среднего профессионального образования (для специалистов среднего звена) и/или высшего образования, рекомендуется название со словом "специалист";

2) позиция "Регистрационный номер" заполняется Министерством при утверждении профессионального стандарта в установленном порядке;

3) содержание включает перечень всех разделов и подразделов проекта с указанием номера страницы, с которой начинается раздел или подраздел;

4) раздел I "Общие сведения" (далее - раздел I) включает:

наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом области профессиональной деятельности и Общероссийского классификатора занятий (далее - ОКЗ);

позицию "код", заполняемую Министерством;

строку "Краткое описание вида профессиональной деятельности", в которой кратко и информативно отражается предназначение вида профессиональной деятельности;

строку "Группа занятий", в которой указывается наименование одной или нескольких начальных групп занятий (xxxx) в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта;

строку "Отнесение к области профессиональной деятельности", в которой указываются код и наименование области профессиональной деятельности, к которой относится данный вид профессиональной деятельности;

5) раздел II "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" (далее - раздел II) содержит перечень трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:

в графе "Обобщенные трудовые функции" - код, наименование обобщенной трудовой функции, уровень квалификации, примеры наименований должностей, профессий рабочих. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях разработки профессиональных стандартов (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", далее - уровни квалификации). Перечень обобщенных трудовых функций начинается с обобщенной трудовой функции наименьшего уровня квалификации для разрабатываемого проекта;

в графе "Трудовые функции" - наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате "x/xx.x", где: первый знак - буквенный код обобщенной трудовой функции; два знака после косой черты - порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности (при этом применяется сквозная нумерация трудовых функций в рамках обобщенной трудовой функции); последний знак после точки - номер уровня квалификации.

Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01.

Пример: A/01.6 - код первой трудовой функции, относящейся к 6-му уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции A.

Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик может указать подуровни квалификации, одобренные Советом, фиксируемые в формате: "x.x", где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку - подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему.

Пример: 6.1 - первый подуровень шестого уровня квалификации.

Наименования обобщенных трудовых функций, трудовых функций, формулировки знаний и умений должны содержать не более 250 знаков;

6) раздел III "Характеристика обобщенных трудовых функций" (далее - раздел III) содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав.

Пункт 3.1 включает следующие подразделы:

"Наименование и код обобщенной трудовой функции", а также "уровень квалификации", к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы "Обобщенные трудовые функции" раздела II;

"Возможные наименования должностей, профессий рабочих" - примеры наименований должностей, профессий рабочих, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию. Перечень наименований должностей, профессий рабочих не является исчерпывающим. В перечень в обязательном порядке должны включаться наименования должностей, профессий рабочих, выполнение работ по которым связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений. В этом случае наименования должностей, профессий рабочих должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках и нормативных правовых актах (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации), а в трудовых функциях должны быть перечислены виды работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и со списками 1 и 2;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»