ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2024 года № 1802
О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации
В соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Установить, что соглашение, которое предусматривает меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, заключаемое ежегодно Министерством финансов Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году (далее соответственно - соглашение, дотация), подписывается в следующем порядке:
а) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, в срок до 18 декабря текущего финансового года представляет в Министерство финансов Российской Федерации заявление (в письменной форме) о заключении соглашения и принятии обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, по перечню согласно приложению № 1 (далее - заявление) или официальный отказ от получения дотации в очередном финансовом году;
б) соглашение подписывается Министерством финансов Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, в срок до 28 декабря текущего финансового года в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (при наличии технической возможности). В случае отсутствия указанной технической возможности соглашение подписывается на бумажном носителе в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом.
2. Установить, что соглашение должно предусматривать:
а) обязательства субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, предусмотренные приложением № 1 к настоящему постановлению;
б) обязательства Министерства финансов Российской Федерации по рассмотрению документов, представляемых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, касающихся выполнения обязательств указанного субъекта Российской Федерации и подготовки заключений по этим документам.
3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, получающего дотацию, направляет в Министерство финансов Российской Федерации:
а) годовой отчет об исполнении обязательств, предусмотренных приложением № 1 к настоящему постановлению, не позднее 1 апреля финансового года, следующего за отчетным;
б) отчет об исполнении обязательств, предусмотренных подпунктом "е" пункта 1, подпунктами "б", "г" - "и" пункта 2, пунктом 3, подпунктами "б" и "е" пункта 5 приложения № 1 к настоящему постановлению (за исключением субъектов Российской Федерации, предусмотренных пунктом 2 приложения № 2), - ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с первого полугодия очередного финансового года;
в) отчет об исполнении обязательств, предусмотренных пунктами 1-3 и 6 приложения № 1 к настоящему постановлению (субъектами Российской Федерации, предусмотренными пунктом 2 приложения № 2 к настоящему постановлению), - ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с апреля очередного финансового года.
4. В рамках повышения качества управления муниципальными финансами рекомендуется финансовому органу субъекта Российской Федерации в соглашениях, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) и поселений (внутригородских районов), предусмотреть обязательства по сокращению просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, предусмотренные приложением № 1 к настоящему постановлению.
5. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять ежеквартально мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации, получающими дотацию, обязательств согласно отчетным данным, представленным в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящего постановления.
Министерству финансов Российской Федерации осуществлять ежеквартально, начиная с первого полугодия очередного финансового года, мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации, получающими дотацию, обязательств согласно отчетным данным, представленным в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящего постановления.
6. Установить в качестве меры ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации, получающим дотацию в очередном финансовом году, своих обязательств применение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации к должностным лицам исполнительных органов субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению обязательств.
7. Установить, что субъект Российской Федерации, получающий дотацию в очередном финансовом году, освобождается от ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств в случае прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, подписавшего соглашение, и избрания (назначения) в очередном финансовом году другого лица высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
8. В случае непредставления в Министерство финансов Российской Федерации до 18 декабря текущего финансового года высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию в очередном финансовом году, заявления дотация в очередном финансовом году указанному субъекту Российской Федерации не предоставляется, при этом объем дотации на очередной финансовый год сокращается в полном объеме путем внесения изменения в распределение дотаций, утвержденное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В случае направления в Министерство финансов Российской Федерации до 18 декабря текущего финансового года высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию в очередном финансовом году, официального отказа от получения дотации в очередном финансовом году дотация указанному субъекту Российской Федерации в очередном финансовом году не предоставляется, при этом объем дотации на очередной финансовый год сокращается в полном объеме путем внесения изменения в распределение дотаций, утвержденное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В случае отсутствия решения в очередном финансовом году о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и непредставления в Министерство финансов Российской Федерации до 18 декабря текущего финансового года высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию в очередном финансовом году, заявления или в случае направления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию в очередном финансовом году, до 18 декабря текущего финансового года в Министерство финансов Российской Федерации официального отказа от получения в очередном финансовом году дотации Министерство финансов Российской Федерации дотацию в очередном финансовом году соответствующему субъекту Российской Федерации не перечисляет.
В случае неподписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, получающего дотацию в очередном финансовом году, соглашения в срок до 28 декабря текущего финансового года дотация в очередном финансовом году указанному субъекту Российской Федерации не предоставляется, при этом объем дотации на очередной финансовый год сокращается в полном объеме путем внесения изменения в распределение дотаций, утвержденное федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Перечень обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которое предусматривает меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации
1. Обязательства субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее соответственно - дотация, субъект Российской Федерации) по осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающие:
а) обеспечение субъектами Российской Федерации, у которых значение уровня расчетной бюджетной обеспеченности на очередной финансовый год составляет до 0,85, прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам отчетного финансового года по сравнению с уровнем исполнения финансового года, предшествующего отчетному финансовому году (в процентах);
б) обеспечение субъектами Российской Федерации, у которых значение уровня расчетной бюджетной обеспеченности на очередной финансовый год составляет более 0,85, прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам отчетного финансового года по сравнению с уровнем исполнения финансового года, предшествующего отчетному финансовому году, выше темпа среднего значения такого прироста по Российской Федерации (в процентах);
в) обеспечение направления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации на согласование (за исключением субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 г. № 1802 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" (далее - субъекты Российской Федерации, предусмотренные приложением № 2) проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на финансовой год и плановый период, следующие за годом предоставления дотации, о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, об обеспечении в полном объеме первоочередных расходов бюджета субъекта Российской Федерации, о выполнении обязательств субъекта Российской Федерации по списанию задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направлению субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам, - ежегодно, не позднее 14 октября очередного финансового года.
Обязательство для субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2) - недопущение принятия указанного в абзаце первом настоящего подпункта проекта закона субъекта Российской Федерации без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации, а также представление не позднее 1 января финансового года, следующего за годом предоставления дотации, в Министерство финансов Российской Федерации принятого закона о бюджете субъекта Российской Федерации на финансовой год и плановый период, следующие за годом предоставления дотации, с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации;
г) направление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации на согласование проектов законов субъекта Российской Федерации о внесении изменений в принятый на соответствующий финансовый год и плановый период закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае изменения объемов налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, в случае изменения источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, в случае изменения объемов расходов на оплату труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и начислений на нее, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, расходов на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения - до внесения указанных проектов законов субъекта Российской Федерации в законодательный орган субъекта Российской Федерации.
Обязательство для субъектов Российской Федерации - невнесение в законодательный орган субъекта Российской Федерации указанных в абзаце первом настоящего подпункта проектов законов субъектов Российской Федерации без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации;
д) направление высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2, в Министерство финансов Российской Федерации на заключение о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на финансовой год и плановый период, следующие за годом предоставления дотации, не позднее даты внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации соответствующего проекта закона субъекта Российской Федерации.
Обязательство для субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2, - недопущение принятия указанного в абзаце первом настоящего подпункта проекта закона субъекта Российской Федерации без учета рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации, а также представление не позднее 1 января финансового года, следующего за годом предоставления дотации, в Министерство финансов Российской Федерации принятого закона о бюджете субъекта Российской Федерации на финансовой год и плановый период, следующие за годом предоставления дотации, с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации;
е) реализацию плана ("дорожной карты") по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации, пеням и штрафам по ним, утвержденного в 2024 году, и при необходимости его актуализацию.
2. Обязательства субъекта Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на оптимизацию расходов бюджета субъекта Российской Федерации, предусматривающие:
а) направление объема прироста дотации в полном объеме на финансовое обеспечение расходов на оплату труда работников бюджетной сферы и начислений на нее, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, расходов на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (за исключением субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2);
б) неснижение объемов расходов бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденных законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в части расходов на оплату труда работников бюджетной сферы и начислений на нее, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, расходов на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения путем внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) в показатели сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением случаев экономии средств бюджета субъекта Российской Федерации и реорганизации государственных учреждений);
в) соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных Правительством Российской Федерации;
г) обеспечение утверждения и (или) актуализации не позднее 1 апреля очередного финансового года плана ("дорожной карты") по погашению (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации (без учета объема просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности) с установлением ежеквартальных целевых показателей по снижению (неувеличению) просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, у которых по состоянию на 1 января финансового года, в котором предоставляется дотация, имеется просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации (без учета объема просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности);
д) ежегодное обеспечение реализации мероприятий указанного в подпункте "г" настоящего пункта плана ("дорожной карты") по погашению (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации (без учета объема просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности) с учетом ежеквартального достижения целевых показателей;
е) отсутствие по состоянию на 1-е число каждого месяца просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения деятельности которых являются средства консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением иных источников финансирования), в части расходов на оплату труда, уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам, а также на обеспечение мер социальной поддержки граждан и на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
ж) обеспечение субъектами Российской Федерации, у которых по состоянию на 1 января финансового года, в котором предоставляется дотация, доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составляет более 80 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за отчетный финансовый год, и субъектами Российской Федерации, предусмотренными приложением № 2, при планировании и исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в первоочередном порядке расходов на выплату заработной платы с начислениями, на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также на предоставление мер социальной поддержки гражданам;
з) обеспечение утверждения и (или) актуализации не позднее 1 марта очередного финансового года плана мероприятий по инвентаризации и оценке эффективности мер социальной поддержки граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе предусматривающего мероприятия по исключению дублирования мер, обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, и его реализации;
и) организацию проведения территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации, у которых образовалась просроченная кредиторская задолженность по расходам на оплату труда и (или) уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам, на основании соглашения о применении режима первоочередных расходов, заключенного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с территориальным органом Федерального казначейства, предусмотренного пунктом 3 настоящего перечня.
3. Соглашение о применении режима первоочередных расходов, заключенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с территориальным органом Федерального казначейства, должно включать положения:
а) об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации;
б) о проведении и санкционировании операций по расходам бюджетных (автономных) учреждений субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные этими учреждениями из бюджета субъекта Российской Федерации;
в) о недопустимости осуществления перечислений (за исключением перечислений по кодам видов расходов, включенным в перечень первоочередных расходов, являющийся неотъемлемой частью соглашения, указанного в абзаце первом настоящего пункта) в случае наличия у бюджетного (автономного) учреждения субъекта Российской Федерации просроченной задолженности по расходам на оплату труда и уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам;
г) о проведении перечислений по оплате труда и иным выплатам работникам бюджетного (автономного) учреждения субъекта Российской Федерации с одновременным перечислением средств на уплату страховых взносов.
4. Соглашение, указанное в абзаце первом пункта 3 настоящего перечня, вступает в силу с момента образования у бюджетного (автономного) учреждения субъекта Российской Федерации просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату труда и (или) уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам.
5. Обязательства субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 приложения № 2, устанавливаемые в дополнение к обязательствам, предусмотренным пунктами 1-3 настоящего перечня:
а) направление дотации в очередном финансовом году в полном объеме на расходы по оплате труда работников бюджетной сферы и начислений на нее, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, расходы на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также на предоставление субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на расходы по оплате труда работников бюджетной сферы и начислений на нее, и расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам;