Не вступил в силу

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2024 года № 1701

Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и Правил оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 78_3 Воздушного кодекса Российской Федерации



В соответствии со статьей 78_3 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Правила оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 78_3 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) положения подпункта "в" пункта 5 и пункта 6 требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к пилотируемым воздушным судам, произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г.;

б) положения пункта 4, подпунктов "а" и "б" пункта 5 требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к пилотируемым воздушным судам, произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2027 г.;

в) положения пункта 7, подпункта "а" пункта 8, подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 10 требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к беспилотным авиационным системам, произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2027 г.;

г) положения подпунктов "ж" и "з" пункта 10 требований, утвержденных настоящим постановлением, применяются к беспилотным авиационным системам, произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2030 г.;

д) оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем, произведенных в Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г., осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 требований, утвержденных настоящим постановлением, до 1 марта 2026 г., за исключением самолетов Сухой Суперджет, оснащение которых осуществляется в соответствии с абзацем вторым пункта 3 требований, утвержденных настоящим постановлением, до 1 марта 2029 г.;

е) оснащение беспилотных авиационных систем, произведенных в Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г., осуществляется в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 8 требований, утвержденных настоящим постановлением, до 1 марта 2026 г.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г., за исключением:

подпунктов "в" - "д" пункта 8, подпунктов "б" - "е" пункта 9 и подпунктов "б" - "е" пункта 10 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2026 г.;

пункта 4, подпунктов "а" и "б" пункта 5, пункта 7, подпункта "а" пункта 8, подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 10 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2027 г.;

подпунктов "ж" и "з" пункта 10 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 марта 2030 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2024 года № 1701



Требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности



1. Настоящий документ устанавливает требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием связи, поддерживающим двустороннюю радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и между экипажами воздушных судов, в случаях, предусмотренных Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства).

3. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием навигации, обеспечивающим выполнение полета воздушного судна в соответствии с его эксплуатационной документацией.

В оборудовании навигации пилотируемых воздушных судов и входящих в состав беспилотных авиационных систем беспилотных воздушных судов, производимых на территории Российской Федерации, принимающем и обрабатывающем сигналы навигационной спутниковой системы, должны использоваться сигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

4. Пилотируемые сверхлегкие воздушные суда с максимальной взлетной массой более 115 килограммов наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены оборудованием наблюдения, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения.

5. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 495 килограммов наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:

а) оборудованием наблюдения, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (далее - Конвенция), или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса А или С в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

в) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок.

6. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 15000 килограммов и газотурбинными двигателями или пилотируемые воздушные суда, на борту которых разрешен провоз более 30 человек, наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:

а) оборудованием наблюдения, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса А или С в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства и для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок;

в) бортовой системой предупреждения столкновений, обеспечивающей определение взаимного расположения, траектории полета, скорости сближения по горизонтали и по вертикали и автоматическое уклонение от другого воздушного судна, оборудованного бортовой системой предупреждения столкновений и находящегося в опасной близости, - для выполнения полетов в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования.

7. Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 0,25 килограмма, для выполнения визуальных полетов должны быть оснащены аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства.

8. Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, для выполнения визуальных полетов наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:

а) аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;

б) оборудованием удаленной идентификации, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения;

в) системой экстренного прекращения полета, обеспечивающей принудительную посадку, или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета, или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;

г) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями, обеспечивающими световое излучение для идентификации такого воздушного судна;

д) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета, по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме) и имеющим средства криптографической защиты информации, сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

9. Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и более, для выполнения полетов за пределами прямой видимости наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:

а) аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;

б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса А или С в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

в) оборудованием удаленной идентификации, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию данного воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения, - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

г) системой экстренного прекращения полета, обеспечивающей принудительную посадку, или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета, или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;

д) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями, обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;

е) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета, по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме) и имеющим средства криптографической защиты информации, сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

10. Беспилотные авиационные системы для выполнения полетов беспилотных воздушных судов, входящих в их состав, на аэродромы и посадочные площадки совместно с пилотируемыми воздушными судами наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:

а) аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;

б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса А или С в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

в) оборудованием удаленной идентификации, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения, - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

г) системой экстренного прекращения полета, обеспечивающей принудительную посадку, или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета, или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;

д) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями, обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;

е) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета, по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме) и имеющим средства криптографической защиты информации, сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

ж) бортовой системой предупреждения столкновений, обеспечивающей автоматическое уклонение беспилотного воздушного судна от иного воздушного судна, находящегося в опасной близости, передачу данных о координатах и траектории полета беспилотного воздушного судна, скорости сближения беспилотного воздушного судна по горизонтали и по вертикали с иным воздушным судном, находящимся в опасной близости, передачу сигналов внешнему пилоту об опасном сближении с воздушным судном и рекомендаций по устранению опасного сближения;

з) бортовой системой записи параметрической информации, обеспечивающей запись и энергонезависимое сохранение всех параметров полета, информации о работе бортовых устройств и агрегатов, полученных управляющих команд и формализованных сообщений в цифровом виде с момента включения беспилотного воздушного судна для выполнения полета до момента считывания этих данных и (или) получения команды о возможности их стирания, а также оборудованием записи речевой информации.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2024 года № 1701



Правила оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 78_3 Воздушного кодекса Российской Федерации



1. Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 78_3 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - оборудование).

2. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием допускается при:

а) изготовлении пилотируемых и беспилотных воздушных судов;

б) модификации пилотируемых и беспилотных воздушных судов (для воздушных судов типовой конструкции);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»