ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 29 октября 2024 года № 02-311

[О направлении рекомендаций по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году]



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04 апреля 2023 г. № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2023 г., регистрационный № 73292), направляет для использования в работе Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году.

Указанные методические документы могут быть доработаны исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, но вносимые изменения (дополнения) не должны противоречить действующим нормативным правовым актам, регламентирующим проведение итогового собеседования по русскому языку.

Е.Е.Семченко



Приложение
к письму Рособрнадзора
от 29 октября 2024 года № 02-311



Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году



Перечень условных обозначений и сокращений

Аудитории ожидания итогового собеседования

Учебные кабинеты, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах параллельно могут вестись учебные занятия для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди)

Аудитории проведения итогового собеседования

Учебные кабинеты, в которых участники итогового собеседования проходят процедуру итогового собеседования

ГИА

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования

Дистанционная форма

Итоговое собеседование, проводимое ОИВ, учредителями, загранучреждениями с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, с соблюдением мер по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации

Загранучреждения

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, реализующие имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования

Итоговое собеседование

Итоговое собеседование по русскому языку

КИМ итогового собеседования

Комплекты тем, текстов и заданий итогового собеседования

Места проведения итогового собеседования

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, и (или) места проведения итогового собеседования, определенные ОИВ

Образовательная организация

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования

ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья

ОИВ

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия

ПО

Программное обеспечение

Положение о ПМПК

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082

Порядок

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. № 232/551

Рекомендации

Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку

Рекомендации ПМПК

Оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии

РИС

Региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

РЦОИ

Региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации

Сеть "Интернет"

Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"

Специализированная форма

Специализированная форма для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования

________________
      ВНИМАНИЕ! Бланк протокола эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования содержит критерии оценивания ответов участников итогового собеседования, которые отличаются от критериев, использовавшихся до 2025 года.

Справка, подтверждающая инвалидность

Оригинал или надлежащим образом заверенная копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы

Участники итогового собеседования

Обучающиеся, экстерны, обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на дому, обучающиеся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении

Учредители

Учредители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования

ФГБНУ "ФИПИ"

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений"

ФГБУ "ФЦТ"

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования"

ФИС ГИА и Приема

Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования

Формы для проведения итогового собеседования

Протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования 2025 года, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории, списки участников итогового собеседования

Черновики

Листы бумаги для черновиков, выданные участнику итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования, со штампом организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование

Черновики для эксперта

Листы бумаги для черновиков, выданные эксперту, со штампом организации, на базе которой проводится итоговое собеседование

Штаб

Помещение для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму

Эксперт

Эксперт по проверке устных ответов участников итогового собеседования, являющийся учителем, имеющим высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы"

Экстерны

Лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящие экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования



     1. Организация проведения итогового собеседования

 

1.1. ОИВ, учредители и загранучреждения в рамках организации и проведения итогового собеседования осуществляют функции, установленные Порядком, в том числе определяют:

порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;

техническую схему обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования (в том числе определяют возможность использования черно-белого или цветного комплекта КИМ итогового собеседования);

порядок и сроки передачи в РЦОИ сведений в виде специализированной формы, аудиофайлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;

сроки ознакомления участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;

порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных ОИВ, в случае, предусмотренном пунктом 9 Рекомендаций;

обеспечивают:

проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями Порядка и Рекомендаций;

организацию проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития;

ознакомление участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, определяемые ОИВ, учредителями, загранучреждениями.

В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные даты ОИВ, учредители и загранучреждения направляют соответствующее мотивированное обращение в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность определения дополнительной даты проведения итогового собеседования вне дат проведения итогового собеседования, установленных Порядком.

1.2. Образовательные организации в целях проведения итогового собеседования:

обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях, в соответствии с требованиями Рекомендаций;

под подпись информируют лиц, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования, определенном ОИВ, учредителями и загранучреждениями, а также изложенном в Рекомендациях;

под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, определенном ОИВ, учредителями, загранучреждениями, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования.

1.3. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется РЦОИ.

1.4. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования за пределами территории Российской Федерации, обеспечение деятельности по эксплуатации ФИС ГИА и Приема осуществляется организацией, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - ФГБУ "ФЦТ".

     2. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования

 

2.1. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (12 февраля 2025 года).

2.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет примерно 15-16 минут.

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников итогового собеседования составляет в среднем 45 минут).

Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования. Так, вышеназванные участники итогового собеседования могут использовать время как на подготовку к ответам (например, использовать больше времени на подготовку, чем предусмотрено заданиями к КИМ итогового собеседования), так и на ответы на задания КИМ итогового собеседования.

В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории (форма ИС-02, см. приложение 8), инструктаж участника итогового собеседования собеседником по выполнению заданий КИМ итогового собеседования до начала процедуры и др.).

2.3. В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование участники итогового собеседования вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные даты, установленные Порядком.

     3. Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации

 

3.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса в образовательной организации. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в образовательной организации и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенных ОИВ.

3.2. Для проведения итогового собеседования выделяются:

аудитории ожидания итогового собеседования;

аудитории проведения итогового собеседования;

учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начала следующего учебного занятия в данном учебном кабинете);

Штаб.

3.3. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных учебных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (например, компьютер, оснащенный микрофоном, диктофон).

3.4. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму.

3.5. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации обеспечивает создание комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке итогового собеседования.

В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят: