Действующий

Об утверждении порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности

3. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, финансовых активов, обязательств и финансовых результатов

 

3.1. Инвентаризация основных средств.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов, а также определяет текущий статус и целевую функцию объекта инвентаризируемого имущества на момент проведения инвентаризации согласно присвоенным кодам (Приложение 1).

При инвентаризации зданий, сооружений и другого недвижимого имущества комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право оперативного управления (пользования).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

3.2. Инвентаризация нематериальных активов.

При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:

- наличие документов, подтверждающих права на их использование;

- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе;

- указывает статус объекта нематериальных активов и его целевую функцию, определяющую его текущее состояние (Приложение 1);

- проверяет факторы, по которым определялся срок использования нематериальных активов, при необходимости срок полезного использования нематериальных активов уточняется.

3.3. Инвентаризация материальных запасов.

Комиссия в присутствии ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и определяет текущий статус и целевую функцию объекта инвентаризируемого имущества на момент проведения инвентаризации согласно присвоенным кодам.

Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации.

Эти материальные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные запасы, поступившие во время инвентаризации". Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя в процессе инвентаризации материальные запасы могут отпускаться ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти материальные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации". В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

3.4. Инвентаризация незавершенного производства, вложений в нефинансовые активы.

По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п., а также текущий статус и целевая функция объекта на момент проведения инвентаризации согласно присвоенным кодам.

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства.

3.5. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности.

При проверке фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и ответственным лицам.

3.6. Инвентаризация расчетов.

Инвентаризация расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.