Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 18 сентября 2024 года № ЕД-7-5/755@

Об утверждении порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности



В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", от 30.12.2017 № 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", иными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации,

приказываю:

1. Утвердить порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу приказ ФНС России от 11.11.2021 № ЕД-7-5/970@ "Об утверждении порядка проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы финансово-экономического обеспечения деятельности центрального аппарата Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов, организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров



УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от "___"_______2024 г.
№____________



Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности



1. Общие положения


Настоящий порядок устанавливает правила проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом порядка взаимодействия по переданным полномочиям с уполномоченной организацией Федерального Казначейства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 № 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений".

Основными целями инвентаризации являются:

- подтверждение соответствия данных об объектах инвентаризации, отраженных в регистрах бухгалтерского учета фактическому наличию соответствующих объектов;

- выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- определение текущего статуса (фактического состояния) и целевой функции (ожидания от использования и эксплуатации) имущества согласно присвоенным кодам;

- проверка полноты отражения в учете обязательств;

- выявление объектов, имеющих признаки несоответствия критериям актива.

2. Общий порядок


Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и отдельно по каждому ответственному лицу.

Для проведения инвентаризации в Федеральной налоговой службе (далее - Служба) создаются инвентаризационные комиссии по видам инвентаризируемых объектов учета, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя Службы.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители Административно-контрольного управления, Управления кадров, Управления информационных технологий, Управления информационной безопасности и Финансового управления.

В период проведения инвентаризации не допускается изменение состава комиссии, в том числе в связи с отсутствием члена комиссии по уважительной или не зависящей от него причине, возникшей после начала проведения инвентаризации (болезнь, отпуск, служебная командировка, смерть, иные объективные причины, предусмотренные порядком проведения инвентаризации). При этом проведение инвентаризации может быть продолжено, в случае если соблюден кворум присутствующих членов инвентаризационной комиссии.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

До начала проверки фактического наличия активов (начала проведения инвентаризации) лицом, ответственным за использование объектов инвентаризации по их назначению, и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью, и (или) за оформление фактов хозяйственной жизни, в результате которых признаются, прекращаются в бухгалтерском учете объекты инвентаризации, либо изменяется их стоимостная оценка (далее - ответственное лицо), представляются комиссии первичные учетные документы, подтверждающие операции с объектами инвентаризации (в частности, приходные и расходные документы, отчеты о движении активов, документы-основания на принятие обязательств), не представленные им для отражения в бухгалтерском учете.

В целях подтверждения передачи ответственным лицом к началу инвентаризации всех первичных учетных (сводных) документов, подтверждающих движение (поступление, выбытие, перемещение) объектов инвентаризации, ответственным лицом оформляется расписка, прилагаемая к инвентаризационной описи, сличительной ведомости, акту о результатах инвентаризации (далее - документы инвентаризации).

В случае представления ответственным лицом документов на бумажном носителе председатель комиссии (при отсутствии председателя комиссии - его заместитель) визирует такие документы с указанием "до начала проведения инвентаризации на "__" __________ 20__ г.". В случае передачи ответственным лицом документов в электронном виде, секретарем комиссии обеспечивается формирование реестра указанных документов, который входит в состав документов инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии ответственных лиц.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

На имущество, находящееся на ответственном хранении или арендованное составляются отдельные описи.

В случае если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то доступ в места, где находятся объекты инвентаризации (в частности, помещения складов, кладовых секций, иных соответствующих структурных подразделений), в отсутствие комиссии должен быть ограничен (в том числе помещения опечатаны, установлена сигнализация или видеонаблюдение).

В случае если в течение дня работы комиссии или окончании проведения инвентаризации (при рассмотрении результатов инвентаризации) ответственное лицо обнаружило неточности (ошибки) в документах инвентаризации, об этом ответственное лицо немедленно заявляет комиссии (в частности, до открытия помещения склада, кладовой, секции, иного соответствующего структурного подразделения). На основании заявления ответственного лица о выявленных неточностях (ошибках) комиссия осуществляет дополнительную проверку, в том числе посредством пересчета, обмера, взвешивания отдельных номенклатурных позиций, и в случае подтверждения неточностей (ошибок), производит изменение (уточнение) сведений о фактическом наличии объектов инвентаризации в документах инвентаризации.

Исправление в документе инвентаризации должно быть удостоверено подписями всех членов комиссии и соответствующего ответственного лица.

Изменение документов инвентаризации, созданных в электронной форме, осуществляется посредством формирования документа, уточняющего ранее отраженные показатели (изменения инвентаризационной описи, сличительной ведомости, акта о результатах инвентаризации). К документам инвентаризации приобщаются:

документы, оформляющие выявление фактического наличия объекта инвентаризации (в частности, акты обмеров (замеров), расчеты, иные акты);

представленные ответственными лицами расписки, пояснения (объяснения), в том числе по фактам выявленных отклонений, включая пересортицу (объяснения причин, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц).

3. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, финансовых активов, обязательств и финансовых результатов

 

3.1. Инвентаризация основных средств.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов, а также определяет текущий статус и целевую функцию объекта инвентаризируемого имущества на момент проведения инвентаризации согласно присвоенным кодам (Приложение 1).

При инвентаризации зданий, сооружений и другого недвижимого имущества комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право оперативного управления (пользования).

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

3.2. Инвентаризация нематериальных активов.

При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:

- наличие документов, подтверждающих права на их использование;

- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе;

- указывает статус объекта нематериальных активов и его целевую функцию, определяющую его текущее состояние (Приложение 1);

- проверяет факторы, по которым определялся срок использования нематериальных активов, при необходимости срок полезного использования нематериальных активов уточняется.

3.3. Инвентаризация материальных запасов.

Комиссия в присутствии ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и определяет текущий статус и целевую функцию объекта инвентаризируемого имущества на момент проведения инвентаризации согласно присвоенным кодам.

Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации.

Эти материальные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные запасы, поступившие во время инвентаризации". Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя в процессе инвентаризации материальные запасы могут отпускаться ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти материальные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации". В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

3.4. Инвентаризация незавершенного производства, вложений в нефинансовые активы.

По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п., а также текущий статус и целевая функция объекта на момент проведения инвентаризации согласно присвоенным кодам.

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства.

3.5. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности.

При проверке фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и ответственным лицам.

3.6. Инвентаризация расчетов.

Инвентаризация расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

3.7. Инвентаризация расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение.

При инвентаризации расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение Комиссия проверяет:

- полноту и обоснованность отражения в учете средств, поступивших во временное распоряжение;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»