Не вступил в силу

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 августа 2024 года № 121н

Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов"


В целях совершенствования регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и согласно абзацу тридцать первому статьи 165, пункту 1 статьи 264_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2_1, пункту 5 части 3, части 16 статьи 21, пункту 2 части 1 статьи 23 и пункту 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и подпункту 5.2.21_1 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов" (далее - Стандарт).

2. Установить, что Стандарт применяется при ведении бюджетного учета с 1 января 2026 года, за исключением учета, осуществляемого Федеральным казначейством и его территориальными органами, операций системы казначейских платежей, по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2028 года.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2026 года.

Министр

А.Г.Силуанов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

11 декабря 2024 года,

регистрационный № 80540

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 30 августа 2024 года № 121н

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов"

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов" (далее - Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формирования информации об объектах бухгалтерского учета.

2. Стандарт устанавливает Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов согласно приложению № 1* к Стандарту (далее - Единый план счетов), порядок применения Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных финансов согласно приложению № 2 к Стандарту, а также минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов финансовых, нефинансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов, включая минимально необходимые требования к систематизации и обобщению информации об объектах бухгалтерского учета путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами, иными объектами бухгалтерского учета.

________________

* Полный текст документа см. в ярлыке "Скан-копия". - Примечание изготовителя базы данных.

3. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" и других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

________________

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный № 46517) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный № 55140), от 30 июня 2020 г. № 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный № 59804), от 13 сентября 2023 г. № 143н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2023 г., регистрационный № 75627).

4. Термины, определения которым даны в других федеральных стандартах бухгалтерского учета государственных финансов, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих федеральных стандартах.

II. Минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов

5. Единый план счетов содержит перечень синтетических счетов объектов бухгалтерского учета (синтетических кодов счетов и аналитических кодов синтетических счетов объектов бухгалтерского учета), а также перечень забалансовых счетов, обеспечивающих регистрацию и обобщение информации в денежном выражении о состоянии нефинансовых и финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, а также об операциях, изменяющих объекты бухгалтерского учета в целях ведения организациями бюджетной сферы бухгалтерского учета.

Регистрация и обобщение информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, а также об операциях, изменяющих объекты бухгалтерского учета в целях ведения бюджетного учета осуществляются с применением плана счетов бюджетного учета с учетом минимальных требований к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов, установленных Стандартом.

Регистрация и обобщение информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, а также об операциях, изменяющих объекты бухгалтерского учета в целях ведения государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями бухгалтерского учета осуществляются с применением плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений с учетом минимальных требований к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов, установленных Стандартом.

Признак активного счета плана счетов, отраженный в Едином плане счетов указывает, если иное не установлено Стандартом, на недопустимость формирования кредитового остатка по итогам отражения любой бухгалтерской записи по данному счету. Формирование по итогам бухгалтерской записи на счетах, имеющих согласно Единому плану счетов признак активного счета плана счетов (далее - активный счет), кредитового остатка указывает на наличие ошибки бухгалтерского учета, связанной с неотражением и (или) несвоевременным отражением первичного учетного документа, подтверждающего увеличение (поступление) актива либо с искажением бухгалтерского учета, допущенного в результате несоответствия составленных ответственными лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи, либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Признак пассивного счета плана счетов, отраженный в Едином плане счетов указывает, если иное не установлено Стандартом, на недопустимость формирования дебетового остатка по итогам отражения любой бухгалтерской записи по данному счету. Формирование по итогам бухгалтерской записи на счетах, имеющих согласно Единому плану счетов признак пассивного счета плана счетов (далее - пассивный счет), дебетового остатка указывает на наличие ошибки бухгалтерского учета, связанной с неотражением и (или) несвоевременным отражением первичного учетного документа, подтверждающего увеличение (начисление, принятие) обязательства либо с искажением бухгалтерского учета, допущенного в результате несоответствия составленных ответственными лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи, либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Исправление ошибок в связи с некорректным формированием остатков по активным счетам и (или) пассивным счетам осуществляется на основании документов, предоставленных по требованию в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

7.* Ведение бухгалтерского учета в соответствии со счетами Единого плана счетов осуществляется на:

_________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, утвержденного в рамках формирования учетной политики субъекта учета, единой учетной политики при централизации учета (далее при совместном упоминании - учетная политика) осуществляющим бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (казенным учреждением) субъектом учета и (или) финансовым органом соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее соответственно - финансовые органы, Рабочий план счетов бюджетного учета);

соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, применяемого согласно положениям Стандарта органом Федерального казначейства в целях ведения казначейского учета операций, осуществляемых при казначейском обслуживании, в том числе казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета, операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, а также иных операций, осуществляемых в системе казначейских платежей (далее - Рабочий план счетов казначейского учета);

соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, утвержденного в рамках формирования учетной политики в целях ведения государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями бухгалтерского учета (далее - Рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждений).

8. Единый план счетов содержит пять разделов счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы (разделы 1-5), сгруппированных по экономическому содержанию, один раздел счетов бухгалтерского учета операций системы казначейских платежей (раздел 6), сгруппированный в целях раскрытия информации при ведении казначейского учета, а также перечень забалансовых счетов.

9. Номер счета аналитического учета Рабочего плана счетов бюджетного учета, Рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждений (далее при совместном упоминании - Рабочий план счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы), сформированного по соответствующему синтетическому счету бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы Единого плана счетов (Плана счетов бюджетного учета, Плана счетов бухгалтерского учета учреждений (далее при совместном упоминании - План счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы), состоит из двадцати шести разрядов.

10. Формирование номера счета Рабочего плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета с отражением в:

1-17 разрядах номера счета - соответствующих кодов бюджетной классификации Российской Федерации (их составных частей) (показатели, соответствующие с 4 по 20 разряд коду классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов);

18 разряде - кода вида финансового обеспечения (деятельности);

19-21 разрядах - кода синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22-23 разрядах - кода аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24-26 разрядах - кода операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

При ведении бюджетного учета финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в номере счета Рабочего плана бюджетного учета отражаются в:

1-17 разрядах номера счета Рабочего плана бюджетного учета - показатели, соответствующие с 1 по 17 разряд показателям кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется соответствующая операция;

24-26 разрядах номера счета - показатели, соответствующие с 18 по 20 разряд показателям кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция;

11. Формирование номера счета Рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждений осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учреждений с отражением в:

1-17 разрядах - аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий;

18 разряде - кода вида финансового обеспечения (деятельности);

19-21 разрядах - кода синтетического счета Плана счетов бухгалтерского учета учреждений;

22-23 разрядах - кода аналитического счета Плана счетов бухгалтерского учета учреждений;

24-26 разрядах - КОСГУ.

Номер счета Рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждений в разрядах с 1 по 4 включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета бюджетной классификации Российской Федерации.

При ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений в зависимости от экономического содержания осуществляемой операции в номере счета Рабочего плана счетов бухгалтерского учета учреждений отражаются в:

5-14 разрядах - нули, за исключением отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), а также, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

15-17 разрядах - аналитический код вида поступлений - доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее - поступления) или аналитический код вида выбытий - расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований (далее - выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).

12. Операции по передаче (получению) в рамках необменных операций финансовых (за исключением денежных средств и (или) денежных эквивалентов), нефинансовых активов и обязательств между субъектами учета отражаются на счетах Рабочего плана счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы, содержащих в 15-17 разрядах номера счета аналитические коды выбытий (поступлений), соответствующие составной части кода бюджетной классификации (элементу вида расходов, подстатье аналитической группы подвида доходов бюджетов), характеризующей безвозмездные неденежные передачи (поступления).

13. Аналитический код счета формируется посредством детализации аналитической группы по соответствующим аналитическим видам.

В 24-26 разрядах отражается аналитический код вида поступлений (увеличений), выбытий (уменьшений) объекта учета по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ, с отражением в случаях, установленных в рамках учетной политики, дополнительной детализации по кодам статей и (или) подстатей КОСГУ. Аналитические коды по счетам раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" Рабочего плана счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы формируются в структуре аналитических кодов вида поступлений, выбытий по которым предусмотрены плановые (прогнозные) показатели бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности (кодов КОСГУ, включая дополнительную детализацию статей и (или) подстатей КОСГУ (при наличии).

В номерах счетов Рабочего плана счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы по учету расчетов (дебиторской, кредиторской задолженности), по которым дебетовые (кредитовые) обороты отражаются с указанием в 24-26 разрядах номера счета аналитического кода, соответствующего кодам подстатей КОСГУ статей 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности", 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности", содержащих в третьем разряде кода подстатьи код, отражающий классификацию институциональных единиц (далее соответственно - аналитический код изменений дебиторской (кредиторской) задолженности, код институциональных единиц), остатки на начало очередного финансового года формируются с указанием в 24 - 26 разрядах номера счета аналитического кода в структуре "00Х", где X - соответствующий код институциональных единиц.

Разряды 18-26 номера счета Рабочего плана счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы образуют код счета бухгалтерского учета.

14. В целях организации и ведения бухгалтерского учета при формировании согласно Единому плану счетов Рабочего плана счетов бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»