ГОСТ Р ИСО 12619-10-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный
КОМПОНЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДАЧИ СЖАТОГО ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА (CGH2) ИЛИ СМЕСИ ВОДОРОДА И ПРИРОДНОГО ГАЗА
Часть 10
Предохранитель избыточного давления
Road vehicles. Components of the fuel system for supply of compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas mix. Part 10. Pressure relief device
ОКС 43.060.40
Дата введения 2025-05-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 сентября 2024 г. № 1203-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 12619-10:2017* "Транспорт дорожный. Сжатый газообразный водород и компоненты топливной системы водорода/природного газа. Часть 10. Предохранитель избыточного давления (PRD)" [ISO 12619-10:2017 "Road vehicles - Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blends fuel system components - Part 10: Pressure relief device (PRD)", IDT].
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Серия национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 12619 "Транспорт дорожный. Компоненты топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа" состоит из следующих частей:
- часть 4. Обратный клапан;
- часть 5. Ручной клапан газового баллона;
- часть 6. Автоматический клапан;
- часть 7. Газовый инжектор;
- часть 8. Манометр;
- часть 9. Предохранительный клапан;
- часть 10. Предохранитель избыточного давления;
- часть 11. Перепускной клапан;
- часть 12. Газонепроницаемый кожух и вентиляционные шланги;
- часть 13. Жесткий топливопровод из нержавеющей стали;
- часть 14. Гибкий топливопровод;
- часть 15. Фильтр;
- часть 16. Фитинги.
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний и требования к предохранителям избыточного давления, компонентам топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа в качестве топлива для дорожных транспортных средств, типы которых определены в ИСО 3833.
Настоящий стандарт предназначен для применения к дорожным транспортным средствам, использующим в качестве топлива CGH2, в соответствии с требованиями ИСО 14687-1 или ИСО 14687-2, а также топливные смеси водорода и природного газа, соответствующие требованиям стандартов ИСО 15403-1 и ISO/TR 15403-2. Требования настоящего стандарта не распространяются на следующее оборудование:
a) компоненты топливной системы, использующие сжиженный водород (LH2);
b) топливные баллоны;
c) стационарные газовые двигатели;
d) элементы крепления топливных баллонов;
e) электронную систему управления подачей топлива;
f) приемные части заправочного соединения;
g) транспортные средства на топливных элементах.
Примечание 1 - Необходимо отметить, что возможна оценка иных компонентов топливной системы, которые не определены настоящим стандартом, а также возможна их проверка с использованием соответствующих функциональных испытаний.
Примечание 2 - Любое давление, упоминаемое в настоящем стандарте, соответствует манометрическому давлению, если не указано иное.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 12619-1, Road vehicles - Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blend fuel system components - Part 1: General requirements and definitions (Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 1. Общие требования и определения)
ISO 12619-2, Road vehicles - Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blend fuel system components - Part 2: Performance and general test methods (Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 2. Рабочие характеристики и общие методы испытания)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 12619-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для применения в целях стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО, доступна по адресу: https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК, доступна по адресу: http://www.electropedia.org/.
3.1 давление срабатывания (activation pressure): Давление стравливания, указанное производителем устройства сброса давления (PRD), при котором PRD срабатывает, чтобы освободить содержимое баллона.
3.2 температура срабатывания (activation temperature): Температура, указанная производителем устройства сброса давления (PRD), при которой PRD срабатывает, чтобы освободить содержимое баллона.
3.3 плавкий материал (fusible material): Металл, сплав или другой материал, способный плавиться, в случае если плавление является неотъемлемой частью функционирования устройства сброса давления (PRD).
3.4 параллельно-комбинированное устройство сброса давления (parallel-combination relief device): Устройство сброса давления (PRD), активируемое высокой температурой или давлением, действующими отдельно.
Примечание - Изделия могут быть интегрированы в одно устройство, которое имеет независимые части, активируемые давлением и температурой. Оно также может быть образовано двумя независимыми устройствами (одно активируемое давлением и одно термически активируемое), которые действуют независимо друг от друга. Каждая часть устройства не должна мешать работе/активации другой части. Устройство должно быть способно выпускать содержимое баллона через любую из частей PRD независимо друг от друга. Устройство должно быть способно выпускать содержимое баллона, если одновременно открываются части, активируемые давлением и температурой.
3.5 активируемый давлением предохранитель избыточного давления; PRD (pressure-activated relief device, PRD): Предохранитель избыточного давления, активируемый давлением.
3.6 разрывная мембрана (burst disc; rupture disc): Рабочая часть активируемого давлением устройства сброса давления (PRD), которая, будучи установленной в устройстве, предназначена для разрыва при заранее определенном давлении, чтобы освободить содержимое баллона.
3.7 термоактивируемый предохранитель избыточного давления (thermally activated relief device): Предохранитель избыточного давления, активируемый высокой температурой.
3.8 температура текучести (yield temperature): Температура, при которой плавкий материал (3.3) становится достаточно мягким, чтобы активировать устройство, чтобы освободить содержимое баллона.
Если PRD является отдельным компонентом, маркировка на нем должна содержать следующую информацию:
a) наименование производителя или поставщика, торговую марку или фирменный ярлык;
b) температуру текучести плавкого материала или температуру активации PRD в соответствии с приложением А, а также давление разрыва разрывной мембраны или давление активации PDR, в зависимости от применимости;
c) тип устройства сброса давления (термоактивируемое, параллельно-комбинированное и т.д.).
Если существует вероятность того, что PRD может быть установлено с потоком в неправильном направлении, PRD должно быть помечено стрелкой, указывающей направление потока.
Указанная информация может быть приведена посредством маркировки одной части компонента, если он состоит из нескольких частей.
PRD должно соответствовать требованиям ИСО 12619-1 и ИСО 12619-2, а также испытаниям раздела 6. Допуски - по ИСО 12619-2.
PRD может быть интегрировано в другие компоненты. Другие компоненты не должны мешать работе/активации PRD.
6.1 Применимость
В таблице 1 представлены рекомендуемые методы испытаний.
Таблица 1 - Рекомендуемые методы испытаний