ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 сентября 2024 года № 2401-р

Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года;

план мероприятий по реализации Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации плана, обеспечить выполнение мероприятий плана.

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации и организациям, участвующим в реализации плана, обеспечить выполнение мероприятий плана.

4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, и плана.

5. Минтруду России осуществлять контроль за выполнением плана и представлять информацию о его выполнении в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 2 сентября 2024 года № 2401-р

Концепция по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года



1. Общие положения


Государственная политика в отношении содействия занятости инвалидов в Российской Федерации направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации своих трудовых прав в целях повышения социального статуса, уровня конкурентоспособности на рынке труда, создания условий для профессиональной самореализации и, как следствие, достижения материальной независимости.

В Российской Федерации общая численность инвалидов по состоянию на 31 декабря 2023 г. составила 11 млн. человек, из них 4,2 млн. человек находились в трудоспособном возрасте. Особый статус этой категории населения, связанный с наличием ограничений трудоспособности и физических возможностей, негативно влияет на конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, ставит их в неравное положение с другими гражданами и остается во многом несоответствующим их потенциальным возможностям и профессиональным интересам.

На протяжении последних лет на федеральном и региональном уровнях реализуется широкий спектр мер содействия и поддержки занятости инвалидов по направлениям, соответствующим требованиям Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция), и передовому зарубежному опыту. Это способствует улучшению общей ситуации с положением инвалидов на рынке труда, в том числе положительной динамике показателей их занятости и безработицы.

Однако почти три четверти инвалидов трудоспособного возраста в 2023 году оставались не вовлеченными в трудовую деятельность, при этом испытывали нежелание трудиться по предлагаемым вакансиям, чувствовали недостаточную заинтересованность работодателей в найме инвалида на постоянную работу и имели слабую мотивацию и трудности в адаптации в трудовом коллективе.

Многоаспектность и многозадачность проблемы повышения уровня занятости инвалидов требует реализации межведомственного подхода и привлечения к ее решению не только организаций-работодателей и общественных организаций инвалидов, но и широкого круга научных, образовательных, общественных и других некоммерческих организаций.

В условиях современной ситуации высокого спроса на российском рынке труда и развития новых гибких форм занятости создаются дополнительные возможности для повышения уровня занятости инвалидов. Вовлечение этой категории граждан в трудовую деятельность является одной из актуальных государственных задач, решение которой создаст возможность инвалидам трудоспособного возраста реализовать свой потенциал и в перспективе может принести определенный экономический эффект, что соответствует основной цели национального проекта "Кадры" - удовлетворение потребности экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость.

Актуальность разработки настоящей Концепции как инструмента стратегического управления связана с необходимостью повышения эффективности действующих и разработки дополнительных мер по содействию трудоустройству и занятости инвалидов на основе комплексного системного подхода.

Настоящая Концепция определяет цель, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной политики в рассматриваемой сфере. Основные положения настоящей Концепции согласуются с обязательствами по выполнению положений Конвенции и направлены как на преодоление внешних факторов, влияющих на доступность и качество трудоустройства и занятости инвалидов, так и на необходимое сопровождение и адресную помощь инвалидам с учетом их индивидуального запроса и имеющегося трудового потенциала.

Правовую основу основных положений настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы содействия занятости инвалидов, а также ратифицированные международные документы (Конвенция, конвенции и рекомендации Международной организации труда, других международных организаций).

2. Основные понятия


В настоящей Концепции используются следующие понятия:

"дискриминация по признаку инвалидности" - любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области;

"индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида" - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - индивидуальная программа) организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов;

"инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

"инвалид молодого возраста" - инвалид в возрасте от 18 до 44 лет;

"инвалид вследствие военной травмы" - лицо, ставшее инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

"движение "Абилимпикс" - общероссийское объединение участников, экспертов, наставников чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (далее - чемпионат "Абилимпикс"), федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, представителей общероссийских общественных объединений и движений, общероссийских, межрегиональных и региональных объединений людей с инвалидностью, профильных некоммерческих организаций, бизнеса, включая всех заинтересованных работодателей, деятельность которого направлена на формирование механизмов комплексной профессиональной реабилитации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, создание единого образовательного пространства, доступного для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, расширение перечня новых профессий для людей с инвалидностью, обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации получения профессионального образования людьми с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, а также на содействие в их трудоустройстве и занятости;

"межведомственное информационное взаимодействие" - взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами;

"наставник" - лицо, имеющее значительный опыт работы в определенной сфере, привлекаемое в целях содействия профессиональному развитию наставляемого, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей. Работодатель вправе привлечь наставника из числа работников предприятия, организации с их согласия или работников соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов;

"обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

"профессиональная реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс мероприятий и услуг, направленных на восстановление или формирование у инвалидов, детей-инвалидов способностей к осуществлению профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональную ориентацию инвалидов, содействие в получении общего образования, профессионального образования, прохождении профессионального обучения, трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах);

"профессиональная ориентация" - комплекс мероприятий и услуг, направленных на содействие инвалидам, детям-инвалидам в профессиональном самоопределении, формирование у инвалидов мотивации в выборе сферы деятельности (профессии) с учетом их предпочтений, индивидуальных особенностей личности, имеющихся возможностей, степени расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, содействие в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования в целях трудоустройства;

"производственная адаптация" - комплекс мероприятий и услуг, направленных на восстановление или формирование у инвалидов устойчивых компетенций по выполнению профессиональной деятельности соответствующих содержания, объема, характера в определенных условиях профессиональной среды (социальной и производственной) в целях максимально эффективной реализации трудовых возможностей;

"сопровождение при содействии занятости инвалидов" - оказание индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве, сопровождение инвалида на рабочем месте, в том числе создание условий для ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя;

"социальная защита инвалидов" - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

"сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов" - трудовая деятельность инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, осуществляемая с помощью других лиц. Сопровождаемая трудовая деятельность организуется при наличии в индивидуальной программе заключения о возможности инвалида осуществлять трудовую деятельность с помощью других лиц, рекомендаций по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида, по производственной адаптации инвалида с учетом оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалида и нарушенных функций организма, определенных индивидуальной программой инвалида;

"социальная занятость инвалидов" - деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц;

"социальное предпринимательство" - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества;

"специализированные предприятия" - предприятия, применяющие труд инвалидов и организованные в системах всероссийских общественных объединений инвалидов, местных общественных объединениях инвалидов, а также при различных организациях независимо от форм собственности;

"специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов" - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

"трудоустройство инвалида" - комплекс правовых, экономических, организационных и других мер, направленных на реализацию инвалидами права на труд (в том числе профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, переобучение, оборудование рабочего места, сопровождение, наставничество);

"чемпионат "Абилимпикс" - комплекс мероприятий, проводимых ежегодно на региональном и национальном уровнях, в том числе с международным участием, включающий соревнования по компетенциям, востребованным на рынке труда, из различных сфер экономики, выставочную, деловую, культурную, профориентационную программы, мероприятия, способствующие распространению лучших практик профессионального обучения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья различных нозологии по современным профессиям, востребованным на рынке труда, профессиональную самореализацию людей с инвалидностью в ведущих секторах экономики и формирование осознанного отношения участников к профессиональному выбору и построению карьеры, содействие в трудоустройстве и занятости участников чемпионатов "Абилимпикс".

3. Современное состояние и проблемы обеспечения занятости инвалидов в Российской Федерации


Российская Федерация, разделяя принципы Конвенции и Декларации о правах инвалидов, последовательно реализует их положения в законодательстве Российской Федерации, при этом совершенствуются механизмы и методы реализации прав инвалидов в социально-трудовой сфере. В последние годы в основном сформирована законодательная и нормативная правовая основа, обеспечивающая правозащитный подход к инвалидности и инвалидам, учет прав и свободу обращений при их нарушении, меры пресечения дискриминации по признаку инвалидности, доступ к существующим системам государственных услуг, обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования соответствующего уровня впервые, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В результате реализации специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на общем рынке труда, расширению спектра государственных услуг по содействию в их трудоустройстве, вовлеченности и участию инвалидов в чемпионатах "Абилимпикс", наблюдалась положительная динамика следующих показателей занятости и безработицы инвалидов трудоспособного возраста к уровню 2015 года:

восходящий тренд уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста с 15,9 процента в 2015 году до 19,8 процента в 2023 году (данные Федеральной службы государственной статистики). Разрыв с уровнем занятости всего населения в трудоспособном возрасте (79,8 процента) сократился с 4,8 раза до 4 раз;

снижение уровня безработицы с 22,3 процента в 2015 году до 18,7 процента в 2023 году (данные Федеральной службы государственной статистики), однако уровень безработицы в 2023 году по-прежнему значительно выше аналогичного показателя для всего населения в трудоспособном возрасте - в 5,8 раза (18,7 процента и 3,2 процента соответственно);

увеличение численности участников чемпионатов "Абилимпикс" с 1680 человек в 2016 году до 21576 человек в 2023 году. При этом уровень трудоустройства участников чемпионатов "Абилимпикс" по сравнению с 2022 годом вырос на 4,4 процента и составил в 2023 году 93 процента (2022 год - 88,6 процента) (источник - данные мониторинга занятости инвалидов, проводимого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с приказом от 28 июня 2021 г. № 425 (далее - данные мониторинга).

По данным мониторинга, численность инвалидов в трудоспособном возрасте в 2023 году составила 4,2 млн. человек (40,9 процента их общей численности), из них 60 процентов - мужчины, 40 процентов - женщины. Численность работающих инвалидов трудоспособного возраста составила 1,2 млн. человек, уровень их занятости - 27,5 процента. В составе занятых инвалидов преобладают работники старше 45 лет и предпенсионеры (более 60 процентов).

Контингент инвалидов трудоспособного возраста представлен в основном лицами с инвалидностью II группы (39,8 процента) и III группы (45,2 процента), сохраняющими возможность трудиться при наличии подходящих условий. Однако их вовлеченность в трудовую деятельность остается на низком уровне. Особенно это касается инвалидов трудоспособного возраста с III группой инвалидности с наименее выраженными нарушениями здоровья - доля работающих инвалидов трудоспособного возраста III группы в общей численности инвалидов трудоспособного возраста III группы (или уровень их занятости) составила в 2023 году 39,4 процента. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста, имеющих II группу, - 21,4 процента. Стоит отметить рост с 2017 года по 2023 год уровня занятости лиц с наиболее тяжелыми нарушениями здоровья (I группа инвалидности) с 4,8 процента до 8 процентов.

В рейтинг субъектов Российской Федерации с максимальным уровнем занятости инвалидов (превышение среднероссийского показателя более чем на 7 процентных пунктов) вошли г.Санкт-Петербург (36,4 процента), Белгородская область (35 процентов), Ленинградская область и Тульская область (по 34,7 процента), Московская область (34,6 процента), Курская область (34,4 процента).

Наиболее низкий уровень занятости инвалидов (19 процентов - 21 процент) отмечен в Республике Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелия, Республике Хакасия, Астраханской и Ивановской областях, Еврейской автономной области.

Возрастная структура работавших инвалидов трудоспособного возраста, по данным мониторинга, смещена в пользу старших возрастных групп. Удельный вес лиц с инвалидностью в возрасте старше 45 лет в 2023 году составил более 60 процентов, в том числе предпенсионного возраста (мужчины 60-63 лет, женщины 55-58 лет) - более 17 процентов.

Доля молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в общей численности работавших инвалидов трудоспособного возраста составила менее 20 процентов. Принимая во внимание, что включение в трудовую деятельность инвалидов является перспективным направлением не только для повышения качества их жизни и социализации, но и удовлетворения растущей потребности экономики в квалифицированных кадрах в условиях дефицита трудовых ресурсов, на эту молодежную группу инвалидов, вышедших на рынок труда, должно быть обращено особое внимание и созданы им условия для совершенствования навыков и дальнейшего развития трудовой карьеры.

В отношении инвалидов сохраняются проблемы высокого уровня занятости в низкоквалифицированном сегменте рынка труда, в отраслях с более низкой заработной платой и значительной представленности в низкодоходных группах населения.

Среди работавших инвалидов по состоянию на 1 января 2024 г. суммарно преобладает доля занятых в обрабатывающих производствах (13,2 процента), в сферах образования (12,7 процента), здравоохранения и социального обеспечения (11,9 процента), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (11,1 процента). В этих видах экономической деятельности, по данным мониторинга, сосредоточена почти половина всех работавших инвалидов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»