Не вступил в силу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации

Принят

Государственной Думой

30 июля 2024 года

Одобрен

Советом Федерации

2 августа 2024 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

     

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики и устанавливает условия деятельности и государственной поддержки в сфере креативных (творческих) индустрий.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) создание условий для самореализации граждан на основе использования творческого и интеллектуального потенциала, повышение уровня занятости граждан в сфере креативных (творческих) индустрий;

2) развитие в Российской Федерации креативной экономики как разновидности организации хозяйственных отношений между субъектами гражданского оборота, основанной на широком использовании результатов интеллектуальной деятельности при создании, использовании, продвижении на внутреннем и внешнем рынках, распространении и (или) реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также ускоренное внедрение инноваций во всех областях деятельности;

3) стимулирование развития креативных (творческих) индустрий и предпринимательской деятельности в сфере креативных (творческих) индустрий;

4) обеспечение равных возможностей доступа субъектов креативных (творческих) индустрий к мерам государственной поддержки в сфере креативных (творческих) индустрий;

5) стимулирование создания креативных продуктов, увеличения объема нематериальных активов и обеспечение охраны и защиты прав на креативные продукты;

6) поддержка образовательной деятельности и развития компетенций в сфере креативных (творческих) индустрий.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере креативных (творческих) индустрий


Правовое регулирование в сфере креативных (творческих) индустрий основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) креативная (творческая) индустрия (далее - креативная индустрия) - экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью;

2) креативный продукт - результат интеллектуальной деятельности или совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации;

3) субъект креативной индустрии - физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие коммерческую деятельность по созданию, продвижению на внутреннем и внешнем рынках, распространению и (или) реализации креативного продукта и соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

4) креативный кластер - определенная в соответствии с настоящим Федеральным законом территория, на которой расположены объекты недвижимости и необходимая инфраструктура, используемые для осуществления деятельности субъектами креативных индустрий и иными лицами, деятельность которых направлена на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий, и существуют условия для создания, продвижения на внутреннем и внешнем рынках, распространения и (или) реализации креативных продуктов и развития человеческого потенциала;

5) меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий - действия правового, экономического, организационного и иного характера, которые могут осуществляться органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и направлены на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий, в том числе которые предусмотрены государственными программами развития креативных индустрий.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти в сфере креативных индустрий

Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере креативных индустрий

     

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере креативных индустрий относятся:

1) определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики;

2) установление порядка формирования и ведения единого реестра субъектов креативных индустрий, в том числе утверждение состава сведений указанного единого реестра, размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также утверждение состава сведений о субъектах креативных индустрий, включаемых в реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации;

3) установление критериев и порядка признания территории креативным кластером;

4) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, относятся:

1) формирование и ведение единого реестра субъектов креативных индустрий;

2) утверждение порядка представления органами государственной власти субъектов Российской Федерации сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики;

3) размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации;

4) утверждение типового состава сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, размещаемых на официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий, определенных Правительством Российской Федерации.

3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, ежегодно проводится оценка вклада креативной экономики в экономику Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методологией.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере креативных индустрий


К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере креативных индустрий относятся:

1) установление порядка формирования и ведения реестра субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, в том числе порядка включения в такой реестр и исключения из него сведений о субъектах креативных индустрий;

2) установление критериев отнесения физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам креативных индустрий;

3) установление порядка подтверждения соответствия физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

4) осуществление подтверждения соответствия физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

5) формирование и ведение реестра субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации;

6) осуществление подтверждения соответствия территории критериям признания территории креативным кластером в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

7) установление критериев определения приоритетных креативных индустрий в субъекте Российской Федерации и на основании данных критериев формирование перечня приоритетных креативных индустрий в соответствующем субъекте Российской Федерации;

8) установление порядка размещения сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в соответствующем субъекте Российской Федерации на официальном сайте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе утверждение состава таких сведений, с учетом типового состава сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, утвержденного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, и размещение таких сведений;

9) определение имущества субъекта Российской Федерации, относящегося к инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъекте Российской Федерации;

10) определение имущества субъекта Российской Федерации, используемого при формировании креативного кластера в субъекте Российской Федерации;

11) формирование консультационных и (или) экспертных органов и создание организаций для реализации полномочий в сфере креативных индустрий;

12) осуществление иных полномочий в сфере креативных индустрий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Глава 3. Креативные индустрии, субъекты креативных индустрий и инфраструктура поддержки креативных индустрий

Статья 6. Виды креативных индустрий

     

1. Для целей настоящего Федерального закона креативные индустрии в зависимости от осуществляемой субъектами креативных индустрий экономической деятельности подразделяются на следующие виды:

1) индустрии, основанные на историко-культурном наследии (включая народные художественные промыслы, ремесла, деятельность галерей, деятельность по представлению обществу музейных предметов и музейных коллекций, производство продукции с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и иных объектов культуры и культурного достояния);

2) индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства (включая литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, хореографические произведения, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и другие произведения), результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности (включая исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, в том числе театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные театрально-зрелищные представления) и фонограммах;

3) индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (включая обработку данных и разработку программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, деятельность по созданию и распространению информации, рекламную деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и использование иных результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для распространения в средствах массовой информации), деятельности средств массовой информации, деятельности в сфере связей с общественностью;

4) индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности утверждает перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий.

Статья 7. Субъекты креативных индустрий

     

1. Субъектами креативных индустрий признаются соответствующие критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и осуществляющие деятельность по видам креативных индустрий, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и включенные в перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий, утвержденный в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Признание физического лица, юридического лица и индивидуального предпринимателя субъектом креативной индустрии осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в результате подтверждения соответствия указанных лиц критериям отнесения к субъектам креативных индустрий, установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

3. Сведения о субъекте креативной индустрии включаются в реестр субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъекте Российской Федерации, в порядке, установленном в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

4. В единый реестр субъектов креативных индустрий включаются сведения, содержащиеся в реестрах субъектов креативных индустрий, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

5. Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов креативных индустрий, являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Инфраструктура поддержки креативных индустрий

     

1. Инфраструктурой поддержки креативных индустрий являются:

1) центры креативных индустрий, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;

2) креативные кластеры;

3) информационные системы, используемые для обеспечения деятельности субъектов креативных индустрий, в том числе в целях управления правами на результаты интеллектуальной деятельности;

4) имущество, которое может быть отнесено к инфраструктуре поддержки креативных индустрий по решению Правительства Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативной экономики, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном им порядке.

3. Сведения об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации размещаются на официальных сайтах высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом типового состава сведений об инфраструктуре поддержки креативных индустрий в субъектах Российской Федерации, утвержденного в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»