Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 24.07.2024 № 622

Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КНВШ

2

Соисполнитель(и) государственной программы

АК


КВС


КДА


КМПВОО


КПВСМИ


КППИТ


КСП

3

Участник (участники) государственной программы

-

4

Цели государственной программы

Создание условий для формирования в Санкт-Петербурге экономики, основанной на новых знаниях

5

Задачи государственной программы

1. Повышение мотивации к обучению и научному творчеству талантливой молодежи.

 

 

 

2. Адаптация к новым экономическим условиям системы науки и высшей школы Санкт-Петербурга для повышения эффективного взаимодействия участников научно-образовательного процесса, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики.

 

 

 

3. Повышение научно-технологического потенциала Санкт-Петербурга.

 

 

 

4. Повышение эффективности системы подготовки квалифицированных кадров в Санкт-Петербурге.

 

 

 

5. Укрепление экономического сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации для устойчивого развития экономики Санкт-Петербурга.

6

Основания разработки государственной программы

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации".

 

 

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

 

 

 

3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

-

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 0,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограммы:

 

 

(далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные

Развитие системы выявления, поддержки и привлечения талантливой молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма № 1)

 

 

мероприятия)

Цифровая трансформация, методическая и технологическая модернизация науки и высшей школы в Санкт-Петербурге (далее - подпрограмма № 2)

 

 

 

Развитие научного, научно-технологического, научно-образовательного и инновационного потенциала Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма № 3)

 

 

 

Обеспечение квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма № 4)

 

 

 

Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации (далее - подпрограмма № 5)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 4979588,8 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 4979588,8 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 808356,1 тыс.руб.;


2025 г. - 774661,9 тыс.руб.;


2026 г. - 785578,9 тыс.руб.;


2027 г. - 837306,0 тыс.руб.;


2028 г. - 869886,2 тыс.руб.;


2029 г. - 903799,7 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

 

 

 

Общий объем финансирования региональных проектов составляет 0,0 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

 

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Реализация государственной программы должна обеспечить к 2029 году:

 

 

 

увеличение значимости высокотехнологического наукоемкого сектора экономики, за счет увеличения доли видов деятельности, связанных с производством высокотехнологичной продукции, наукой и научными разработками; внедрение эффективной системы подготовки специалистов (квалифицированных кадров) с учетом долгосрочных и среднесрочных потребностей рынка труда Санкт-Петербурга, ориентированного на развитие экономики знаний и привлечение талантливой молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования Санкт-Петербурга;

 

 

 

повышение уровня привлечения инвестиций, новых технологий, инноваций из развитых экономик и развитие делового сотрудничества с потенциальными партнерами для выхода на новые рынки сбыта товаров, производимых организациями Санкт-Петербурга

2. Характеристика текущего состояния в сфере экономики знаний в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, экономический рост, достигаемый прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал, является одним из приоритетов устойчивого развития страны.

Вместе с тем слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов и снижение качества человеческого капитала при снижении качества и доступности образования Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" отнесены к основным вызовам и угрозам экономической безопасности.

Санкт-Петербург был и остается не только культурной столицей, крупнейшим промышленным, инновационным и логистическим центром России, но и городом науки и образования. В настоящее время научно-образовательная сфера Санкт-Петербурга представляет собой крупный социально-экономический комплекс, включающий 43 государственных и 24 частные образовательные организации высшего образования (далее - вузы), 363 организации, выполнявших научные исследования и разработки, в числе которых более 50 организаций Российской академии наук (далее - РАН) и других государственных академий, 10 государственных научных центров. В 2023 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 № 1260-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук".

Важным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга, значение которого возрастает в условиях перехода к экономике знаний, было и остается наличие мощной системы профессионального образования, которая является крупнейшей отраслью социальной сферы с общим объемом финансирования в 2022 году из всех источников более 150 млрд.руб., предоставляющей рабочие места для более чем 91 тыс. преподавателей и других категорий работников и обеспечивающей обучение и социализацию 463 тыс. студентов, аспирантов и других категорий обучающихся.

В общей сложности в профессиональном образовании работает и обучается более 554 тыс. человек, или 18% экономически активного населения Санкт-Петербурга. В 2022 году в Санкт-Петербурге осуществлялось обучение по 266 специальностям и направлениям подготовки высшего образования из 299 специальностей и направлений подготовки, включенных в перечень, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), и 170 специальностям среднего профессионального образования из 267 специальностей, включенных в перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования", в том числе в вузах Санкт-Петербурга - по 90 специальностям.

Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки в Санкт-Петербурге, по итогам 2022 года составила 70,6 тыс. человек. В научно-образовательной сфере Санкт-Петербурга работает 183 члена РАН, в том числе 75 академиков и 108 членов-корреспондентов РАН. Затраты на выполнение научных исследований и разработок по итогам 2022 года составили 212,7 млрд.руб.

Дальнейшее развитие получила созданная в Санкт-Петербурге при участии КНВШ комплексная система поддержки молодых ученых, охватывающая все категории: от школьников до молодых докторов наук, обеспечивающая возможности самореализации и развития талантов в научно-образовательной сфере. Ежегодно под эгидой Правительства Санкт-Петербурга КНВШ проводятся более 18 крупных конкурсов, направленных на поддержку научно-образовательной деятельности молодежи, общий объем финансирования конкурсов составляет более 100 млн.руб. ежегодно.

Санкт-Петербург - один из ключевых российских научных и инновационно-технологических регионов, территория концентрации и развития человеческого капитала, один из лидеров России в развитии экономики знаний. Экономика знаний сегодня признана наиболее эффективной моделью социально-экономического развития регионов и государств, обеспечивающей экономический рост преимущественно за счет наукоемких новых секторов и производств. Сегодня в развитых странах передовые технологии и связанные с ними инновации обеспечивают до 60% экономического роста. Эксперты полагают, что разворачивающаяся волна цифровизации и распространения передовых производственных технологий сможет увеличить ежегодные темпы роста производительности труда в мире с 1% в год в настоящее время - до 3% в год.