ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 12 июля 2024 года № БС-4-21/7940@

О публичной информационной кампании по тематике исполнения налоговых уведомлений, направляемых в 2024 году



Для обеспечения исполнения налоговых уведомлений, направляемых в соответствии с графиком массовой печати и рассылки налоговых документов начиная с сентября 2024 г.(далее - налоговые уведомления), УФНС России по субъектам Российской Федерации и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 поручается в срок до 01.08.2024 в соответствии с приказом ФНС России от 11.05.2016 № СА-7-17/320@ инициировать проведение публичной информационной кампании по тематике исполнения налоговых уведомлений (далее - информкампания).

При этом рекомендуется учитывать следующее:

1. период проведения информкампании с 01.10.2024 по 30.12.2024;

2. для организации информкампании использовать прилагаемые типовой план и рекомендуемые материалы;

3. в период проведения информкампании:

- обеспечить ежемесячное размещение в региональных и местных СМИ, в залах обслуживания налогоплательщиков, на сайте ФНС России, в МФЦ (по согласованию) не менее 4-х материалов по тематике информкампании;

- провести не менее 2-х мероприятий в формате "День открытых дверей для налогоплательщиков", пресс-конференция для СМИ;

- обеспечить еженедельный мониторинг мероприятий информкампании.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л.Бондарчук



Приложение № 1
к письму ФНС России
от "___" __________ 2023 г. № ________



Типовой (рекомендуемый) план информационной кампании по исполнению налоговых уведомлений в 2024 г.



п/п

Наименование мероприятия

Форма (формат) реализации

Сроки реализации мероприятия

1.

Утверждение УФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС), МИ ФНС России по КН № 10 (далее - МИ по КН) пакета материалов в соответствии с пунктами 3.2, 3.3 приложения к приказу ФНС России от 11.05.2016 № СА-7-17/320@ "Об утверждении порядка организации и проведения информационных кампаний для налогоплательщиков в территориальных налоговых органах"

Организационно-
распорядительный документ

Не позднее 01.08.2024

2.

Обеспечение размещения в региональных и местных СМИ информационных сообщений (интервью, новостных лент и т.п.) по вопросам уплаты налогов, указанных в налоговых уведомлениях (в т.ч. о сроках уплаты налогов, порядке предоставления налоговых льгот, об особенностях налогообложения)

Размещение публикаций в СМИ

Не менее 4 публикаций от УФНС/МИ по КН либо - от подчиненного налогового органа (далее - ТНО)

3.

Проведение "Дня открытых дверей", пресс-конференций, тематических (при необходимости - дистанционных) семинаров, вебинаров, "круглых столов", иных подобных мероприятий

Мероприятия - УФНС/МИ по КН/ТНО

Не менее 2 мероприятий - УФНС/МИ по КН/ТНО

4.

Обеспечение трансляции в местах массового посещения (залы обслуживания налогоплательщиков, торговые центры, МФЦ и т.п.) напоминания об обязанности исполнения налоговых уведомлений (по согласованию, при наличии технической возможности)

В период информкампании

5.

Размещение в помещениях для приема налогоплательщиков в УФНС/МИ по КН/ТНО, в МФЦ (по согласованию, при наличии технической возможности) информационных материалов, информационных роликов и т.п.

6.

Сбор, обобщение и анализ результатов информкампании

Отчеты в УФНС

Не позднее 30.12.2024



Приложение № 2
к письму ФНС России
от "___" ____________ 2024 г.
№ _________________



Рекомендуемые материалы для проведения информационной кампании по тематике исполнения налоговых уведомлений, направленных в 2024 г.



     1. Что такое налоговое уведомление и как его исполнить?


Обязанность по ежегодному исчислению в отношении транспортных средств и недвижимого имущества налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество возложена на налоговые органы (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам налоговые уведомления для уплаты налогов.

Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.09.2022 № ЕД-7-21/866@ и включает сумму налога, подлежащую уплате, сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, сроке уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 300 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в году, по истечении которого утрачивается возможность направления такого налогового уведомления.

________________

После вступления в силу соответствующих изменений в абзаце четвертом пункта 4 статьи 52 НК РФ.

Налоговое уведомление может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через МФЦ) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 20.10.2022 № ЕД-7-21/947@).

Налоговое уведомление за налоговый период 2023 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 2 декабря 2024 года.

     2. Основные изменения в налогообложении имущества физических лиц


Налоговые уведомления, направленные в 2024 г., содержат расчет налогов на имущество физических лиц за налоговый период 2023 года (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в которых налоги на имущество физических лиц на налоговый период 2023 года не введены).

При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения.

     Транспортный налог


- при расчете налога применен сформированный Минпромторгом России Перечень (https://minpromtorg.gov.ru/docs/list/?pdfModa1ID=66d31fb1-06db-4b83-8e4c-36042fed9b80&fileModa1ID=d15b8fe2-4a36-459a-b316-2b001b5c1a18) легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. за 2023 год, размещенный на официальном сайте Минпромторга России (для налогообложения с применением повышающего коэффициента 3 используются позиции Перечня для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет);

- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

     Земельный налог


- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

- применены ограничения роста налоговой базы в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". В частности, в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2023 (в т.ч. в результате проведения в 2022 г. нового тура государственной кадастровой оценки земель и утверждения его результатов) для расчета налога за налоговый период 2023 года применена кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 01.01.2022, за исключением случаев, если кадастровая стоимость земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.

С информацией о кадастровой стоимости земельного участка можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости в МФЦ или на официальном сайте Росреестра.

     Налог на имущество физических лиц


- для расчета налога за налоговый период 2023 года применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, при этом для исчисления налога использованы коэффициенты:

10-процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом - для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения);

0.6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости - применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения);

0.6 (в 2023 году был 0.4) - для г.Севастополя где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;

- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (городов федерального значения) по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговом органе или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 - 222-22-22).

     3. Почему в 2024 году изменились суммы налогов на имущество?


Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговом органе или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 - 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.

     
     Транспортный налог


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 10 млн.руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей для налогового периода 2023 года;

3) наличие иных оснований (например, в результате утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, и т.п.).

     Земельный налог


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/);

2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, вследствие изменения характеристик земельного участка (вида разрешенного использования, категории земель, площади), притом что отсутствуют основания для применения ограничения роста налоговой базы, предусмотренного пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации";

3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от органов Росреестра и т.п.).

     Налог на имущество физических лиц


Рост налога может обуславливаться изменением налоговых ставок или отменой льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения). С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

     4. Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении?


Налоговые ставки и льготы устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

- по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»