1. Для целей настоящей статьи используются следующие понятия:
1) дробление бизнеса - разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями) (далее в настоящей статье - группа лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54_1 Налогового кодекса Российской Федерации пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов;
2) добровольный отказ от дробления бизнеса - исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.
2. Обязанность по уплате налогов, возникшая за налоговые периоды 2022-2024 годов, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, при добровольном полном или частичном отказе лицами, участвующими в дроблении, от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов прекращается с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенные по результатам налоговых проверок и вступившие в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022-2024 годов, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса. Указанное приостановление не отменяет право налогоплательщика на обжалование такого решения налогового органа в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа.
5. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов не выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, указанная обязанность прекращается с наиболее поздней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.
6. В случае, если выездная налоговая проверка налогоплательщика за налоговые периоды 2025 и 2026 годов налоговыми органами не назначена, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу 1 января 2030 года. Одновременно с этим прекращается указанная в части 2 настоящей статьи обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов.
7. В случае, если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов выявлено дробление бизнеса, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу одновременно с вступлением в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, в результате которых выявлено дробление бизнеса, решение, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вступает в силу с наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.
8. При установлении факта частичного добровольного отказа от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается в соответствующей части.
9. В случае, если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов только после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов, обязанность по уплате налогов за налоговые периоды 2022 и 2023 годов, а также пеней и штрафов прекращается при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 года до даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам указанной выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. В случае, если за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько выездных налоговых проверок, в результате которых выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, указанная в части 2 настоящей статьи, прекращается при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 года до наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких выездных налоговых проверок.
10. В акте налоговой проверки и решении, вынесенном по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022-2024 годов, описание выявленных нарушений и расчет суммы подлежащих уплате налогов, пеней и штрафов, доначисленных в связи с фактом дробления бизнеса и доначисленных по иным основаниям, производятся отдельно в описательной и резолютивной частях акта и решения. Указанное положение не применяется в отношении актов и решений, врученных налогоплательщикам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
11. В рамках камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций за 2024 год, представленных на основании части 9 настоящей статьи, налоговые органы вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации информацию, документы, связанные с подтверждением добровольного отказа от дробления бизнеса.
12. Если в отношении налогоплательщика-организации вынесено решение по результатам налоговой проверки, вступление в силу которого приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, такое решение вступает в силу с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что организация находится в процессе ликвидации, записи о том, что в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц, или записи о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Одновременно с этим прекращается указанная в части 2 настоящей статьи обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов.
13. В случае, если после прекращения обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов в соответствии с частью 12 настоящей статьи по результатам выездной налоговой проверки установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса продолжается в 2025 и (или) 2026 годах иной группой лиц, контроль за деятельностью которых осуществляется теми же лицами, которые ранее контролировали деятельность налогоплательщика, на лица, входящие в состав иной группы лиц, возлагается обязанность по уплате налогов, отраженных в решении, вынесенном по результатам проведения налоговой проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022-2024 годов, пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса.
14. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона направление налоговыми органами материалов налоговых проверок, по результатам которых выявлено дробление бизнеса и вступление в силу решений по которым приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в следственные органы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, производится после вступления в силу таких решений, за исключением случаев, если возникшая на их основании обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращена.
15. Течение сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации для направления налоговыми органами материалов в следственные органы, в отношении решений, вступление в силу которых приостановлено в соответствии с частью 4 настоящей статьи в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, не прерывается в части налоговых правонарушений, не связанных с фактом дробления бизнеса. Если сумма указанной в таком решении недоимки, не связанной с фактом дробления бизнеса, не позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, материалы в следственные органы не направляются, за исключением случаев, если после вступления в силу такого решения в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, общий размер неисполненной обязанности по такому решению позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.