ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2024 года № 774

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 1512



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 1512 "Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст.7103).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации в течение 4 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением, в том числе подготовить и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации принять нормативный правовой акт, изменяющий нормативный правовой акт Министерства экономического развития Российской Федерации, изданный в соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 1512 "Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот", обеспечив его рассмотрение на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 6 июня 2024 года № 774

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 1512



1. Абзац третий пункта 2 признать утратившим силу.

2. Методику оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 ноября 2019 года № 1512

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 6 июня 2024 года № 774)

Методика оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот



I. Общие положения

     

1. Оценка социально-экономических эффектов осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот (далее - инфраструктурный проект), стоимостью свыше 3 млрд. рублей на основе данных паспорта инфраструктурного проекта, требования к содержанию которого приведены в приложении № 1.

2. В рамках настоящей методики оцениваются следующие виды социально-экономических эффектов:

а) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта от осуществления капитальных вложений;

б) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта от осуществления операционных расходов (расходы на различные виды ремонтов, текущее содержание);

в) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов от прироста выпуска (выручки) непосредственных участников инфраструктурного проекта (перевозчиков пассажиров или грузов, операторов и владельцев транспортной инфраструктуры, концессионеров) при реализации инфраструктурного проекта;

г) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов в результате экономии времени в пути за счет дополнительного свободного времени пассажиров, водителей и экономии на оборотном капитале и транспортных расходах компаний, являющихся грузоотправителями, а также за счет прироста выпуска у производителей в связи с сокращением времени доступа к рынкам сбыта;

д) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов в результате повышения безопасности перевозок пассажиров за счет сокращения числа смертей и ранений пассажиров, в том числе в результате смещения пассажиропотока с автомобильного транспорта на иные виды транспорта;

е) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов в результате агломерационного эффекта за счет прироста населения агломерации;

ж) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов в результате ликвидации инфраструктурных ограничений за счет возникновения дополнительной пропускной способности и (или) сохранения существующей пропускной способности для прироста и (или) сохранения выпуска продукции хозяйствующими субъектами, не являющимися непосредственными участниками инфраструктурного проекта;

з) прирост валовой добавленной стоимости и бюджетных доходов в результате индуцированного прироста туристического потока.

3. Результатом оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурного проекта является количественная оценка следующих показателей:

а) суммарный прирост валового внутреннего продукта Российской Федерации;

б) суммарный прирост доходов консолидированного бюджета Российской Федерации;

в) бюджетный эффект, рассчитываемый как разница между приростом доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и государственной поддержкой в различных формах;

г) среднегодовой прирост валового внутреннего продукта Российской Федерации на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта;

д) среднегодовой прирост бюджетных доходов на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта;

е) отношение прироста валового внутреннего продукта Российской Федерации на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта к сумме стоимостей всех видов продукции, используемой на инвестиционной и эксплуатационной стадиях инфраструктурного проекта (коэффициент эффективности);

ж) отношение суммы внебюджетных средств, используемых для приобретения всех видов продукции на инвестиционной и эксплуатационной стадиях инфраструктурного проекта, к общим расходам, осуществляемым на инвестиционной и эксплуатационной стадиях инфраструктурного проекта;

з) срок окупаемости бюджетных инвестиций;

и) норма внутренней доходности бюджетного денежного потока.

4. В рамках настоящей методики оцениваются социально-экономические эффекты от инфраструктурных проектов по видам транспорта согласно приложению № 2.

5. Для оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов используются источники информации по перечню согласно приложению № 3. Инициатор инфраструктурного проекта представляет данные только по тем переменным, которые приведены в указанном перечне. Источником данных для инициатора инфраструктурного проекта является соответствующая и имеющаяся в наличии у инициатора инфраструктурного проекта документация, в том числе финансовая модель инфраструктурного проекта (при наличии), сметная документация (при наличии), расчеты инициатора инфраструктурного проекта (технико-экономическое обоснование, предварительная технико-экономическая документация и пр.) и иные документы, которые инициатор инфраструктурного проекта считает подходящими в качестве обосновывающих материалов. Если информация, необходимая для расчета социально-экономического эффекта, инициатором инфраструктурного проекта не представлена, значение такого эффекта принимается равным нулю.

6. Данные паспорта инфраструктурного проекта заполняются в том числе с учетом информации о планах по реализации на выбранной территории других проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, которые имеют прямое влияние на рассматриваемый инфраструктурный проект.

В случае если инфраструктурный проект состоит из нескольких проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры (далее - комплексный инфраструктурный проект) или является конкурирующим с другим проектом строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, то представлению подлежат все паспорта указанных проектов с пояснениями об их типах:

а) инфраструктурный проект реализуется самостоятельно без влияния других конкурирующих или дополняющих проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры;

б) инфраструктурный проект реализуется в составе комплексного инфраструктурного проекта с учетом влияния других частей комплексного инфраструктурного проекта;

в) инфраструктурный проект реализуется при одновременной реализации конкурирующих инфраструктурных проектов, которые могут негативно влиять на основные технико-экономические параметры инфраструктурного проекта.

7. Для целей настоящей методики используются следующие основные понятия:

"агломерация" - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 500 тыс. человек, транспортной доступностью не более 2 часов 30 минут до географического центра наибольшего населенного пункта (по критерию численности населения), связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями, выраженными через маятниковую миграцию (регулярное передвижение населения из одного населенного пункта в другой и обратно в целях работы, учебы и т.п.). Время в пути - 2 часа 30 минут рассматривается от географического центра меньшего населенного пункта до географического центра наибольшего населенного пункта в рамках агломерации при использовании любого вида транспорта общего пользования или личного транспорта, при этом при оценке эффектов для транспорта общего пользования учитывается также средневзвешенное время подъезда от (до) вокзалов или иных транспортно-пересадочных узлов в местах отправления (прибытия) до (от) территории населенного пункта. Если в рамках агломерации рассматриваются 2 и более населенных пункта, которые являются сопоставимыми по численности населения и зависимыми по экономическим и иным связям (тип связи "центр - центр"), то такие населенные пункты рассматриваются в качестве центров, а эффекты считаются для каждого из них от снижения времени в пути до другого (других);

"альтернативный путь следования" - путь следования (маршрут), который наиболее часто используется пользователями транспортной инфраструктуры, помимо пути следования, предусмотренного в рамках реализации инфраструктурного проекта. При этом такой путь следования должен соответствовать требованиям к протяженности автомобильных дорог и их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, предусмотренным частью 2 статьи 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

"доля косвенных налоговых эффектов в смежных отраслях" - прирост налоговых и иных отчислений в целом по экономике при росте выпуска в одной отрасли за счет межотраслевых связей без учета нефтегазового сектора;

"доля прямых налоговых эффектов" - доля прямых налоговых и иных отчислений в выпуске отраслей экономики без учета нефтегазового сектора;

"инвестиционная стадия инфраструктурного проекта" - период от даты начала создания и (или) реконструкции объектов транспортной инфраструктуры до даты ввода таких объектов (их отдельных частей) в эксплуатацию в рамках инфраструктурного проекта;

"инициатор инфраструктурного проекта" - федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, российское или иностранное юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) 2 указанных лица и более, планирующие реализацию инфраструктурного проекта;

"непосредственные участники инфраструктурного проекта" - экономические агенты (российские или иностранные юридические лица, а также индивидуальный предприниматель либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) 2 указанных лица и более), которые являются основными пользователями транспортной инфраструктуры, включая перевозчиков, операторов и владельцев транспортной инфраструктуры;

"продукция, используемая на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта" - товары (работы, в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги), используемые на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта;

"продукция, используемая на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта" - товары (работы, услуги), используемые на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта;

"смежные отрасли экономики" - отрасли экономики, обеспечивающие выпуск товаров (работ, услуг), которые необходимы для производства товаров (работ, услуг), используемых при реализации инфраструктурного проекта;

"эксплуатационная стадия инфраструктурного проекта" - период от даты ввода в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры в рамках инфраструктурного проекта до истечения первых 20 лет их эксплуатации.

II. Расчет эффектов на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта от осуществления капитальных вложений, на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта от осуществления операционных расходов и от прироста выпуска (выручки) непосредственных участников инфраструктурного проекта

     

8. Прирост валовой добавленной стоимости на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта от осуществления капитальных вложений, на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта от осуществления операционных расходов и от прироста выпуска (выручки) непосредственных участников инфраструктурного проекта в году t () определяется по формуле:

     ,

где:

- прирост валовой добавленной стоимости в результате эффектов инвестиционного спроса на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта в году t, рублей;

- прирост валовой добавленной стоимости в результате эффектов дополнительного спроса на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта в году t, рублей;

 - прирост валовой добавленной стоимости в результате прямых эффектов от прироста выручки на эксплуатационной стадии инфраструктурного проекта в году t, рублей.

9. Прирост валовой добавленной стоимости в результате эффектов инвестиционного спроса на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта в году t () определяется по формуле:

     ,

где:

- прирост валовой добавленной стоимости i-го вида экономической деятельности в рамках ОКВЭД 2 по перечню согласно приложению № 4 (далее - i-й вид экономической деятельности), обеспечивающий производство российской продукции, используемой на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта в году t, рублей;

- прирост валовой добавленной стоимости, создаваемой отраслями торговли и транспорта, обеспечивающими поставку продукции i-го вида экономической деятельности, используемой на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта в году t, рублей;

- прирост валовой добавленной стоимости, создаваемой смежными отраслями экономики, обеспечивающими производство российской продукции i-го вида экономической деятельности, используемой на инвестиционной стадии инфраструктурного проекта в году t, рублей;

I - количество i-x видов экономической деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»