ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2024 года № 662

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 803



Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 803 "Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 46, ст.5331; № 51, ст.6174; 2010, № 48, ст.6400; 2013, № 8, ст.843; 2014, № 13, ст.1487; 2015, № 13, ст.1946; № 50, ст.7159; 2023, № 40, ст.7237).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2024 года № 662



Изменения, которые вносятся в Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)



1. В пункте 1 слова "в 2023 году" заменить словами "в 2023-2024 годах".

2. В пункте 2:

а) в подпунктах "а" и "б" слова "или иностранной валюте" исключить;

б) подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) российских экспортеров промышленной продукции (товаров, работ, услуг) по договорам о предоставлении банковских гарантий (тендерных, авансовых, исполнения экспортных контрактов), заключенным российскими банками с российскими экспортерами, в части обязательств по удовлетворению регрессных требований российских банков к российским экспортерам в иностранной валюте, возникших в связи с исполнением российскими банками банковских гарантий, предоставленных в иностранной валюте в обеспечение исполнения соответствующих обязательств российских экспортеров;";

в) в подпункте "г":

слова "акционерного общества РОСЭКСИМБАНК по его" заменить словами "российских банков по их";

слова "предоставленным в" заменить словами "предоставленным в иностранной валюте в".

3. В подпункте "б" пункта 3:

а) после слов "в какой-либо части государственных гарантий" дополнить словами "(далее соответственно - регрессные требования Российской Федерации, обеспечение регрессных требований Российской Федерации)";

б) слова "(далее соответственно - регрессные требования Российской Федерации, обеспечение регрессных требований Российской Федерации)" исключить.

4. Подпункт "а" пункта 9 после слов "перед Российской Федерацией" дополнить словами "и по обязательствам, обеспеченным ранее предоставленными государственными гарантиями Российской Федерации".

5. Пункт 10 дополнить словами "либо принято решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о предстоящем исключении принципала из единого государственного реестра юридических лиц".

6. Пункт 15 изложить в следующей редакции:

"15. Кредиты, обеспеченные государственными гарантиями, являются целевыми, и денежные средства, полученные принципалами в результате привлечения кредитов, включая денежные средства, полученные принципалами до даты вступления в силу государственных гарантий, должны направляться принципалами исключительно на цели, установленные в актах Правительства Российской Федерации о предоставлении соответствующих государственных гарантий. Временно свободные денежные средства, полученные принципалами в результате привлечения кредитов, обеспеченных государственными гарантиями, включая денежные средства, полученные принципалами до даты вступления в силу государственных гарантий, не могут быть размещены во вклады (на депозиты) в кредитных организациях и в иные финансовые инструменты.

В случае установления фактов нецелевого использования принципалами средств кредитов, обеспеченных государственными гарантиями, исполнение обязательств гаранта по указанным государственным гарантиям не осуществляется (требования об исполнении указанных государственных гарантий признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению).".

7. Дополнить пунктом 15_1 следующего содержания:

"15_1. Контроль за целевым использованием кредитных средств, привлеченных под государственные гарантии (в том числе полученных принципалами до даты вступления в силу государственных гарантий), за исполнением принципалами обязательств по кредитным договорам осуществляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, определенный в соответствии с абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил при принятии решений о предоставлении государственных гарантий и указанный в актах Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 40 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), в установленном им порядке, в том числе на основании сведений (отчетов) и документов, представляемых принципалами и кредиторами в соответствии с условиями договоров о предоставлении государственных гарантий.

Отчеты уполномоченного органа об использовании, обслуживании и погашении принципалами кредитов, обеспеченных государственными гарантиями, с информацией о наличии или об отсутствии фактов их нецелевого использования, об исполнении принципалами обязательств по кредитным договорам представляются уполномоченным органом в Министерство финансов Российской Федерации и агенту по государственным гарантиям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по формам, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации. В случае установления уполномоченным органом фактов нецелевого использования средств кредитов, обеспеченных государственными гарантиями, в отчетах уполномоченного органа указываются суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению, и календарный период их нецелевого использования.

Уполномоченный орган в случае неисполнения (просрочки исполнения) кредитором и (или) принципалом обязательств по предоставлению указанных в подпункте "е" пункта 61 и подпункте "е" пункта 71 настоящих Правил сведений (отчетов) и документов информирует Министерство финансов Российской Федерации и агента по государственным гарантиям в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанного неисполнения (просрочки исполнения) о факте и календарном периоде неисполнения (просрочки исполнения) кредитором и (или) принципалом указанных обязательств.".

8. В подпункте "в" пункта 16 слова "решений, указанных в пунктах 38 и 39" заменить словами "решения, указанного в пункте 38".

9. В пункте 17:

а) подпункт "а" дополнить словами "и не принято решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о предстоящем исключении указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц";

б) подпункт "б" после слов "перед Российской Федерацией" дополнить словами "и по обязательствам, обеспеченным ранее предоставленными государственными гарантиями Российской Федерации".

10. В абзаце первом пункта 20 после слов "о ликвидации указанных юридических лиц" дополнить словами ", в случае принятия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о предстоящем исключении указанных юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц".

11. В пункте 23:

а) в абзаце первом слова ", а в случаях, установленных федеральным законом на соответствующий финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации, - Министерством финансов Российской Федерации" исключить;

б) в абзаце втором слова "пунктом 15" заменить словами "пунктом 15_1".

12. В пункте 25:

а) в абзаце первом слова "в целях проведения анализа его финансового состояния" исключить;

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Принципал - российский банк по запросам агента по государственным гарантиям дополнительно к документам, указанным в приложении № 2 или 4 к настоящим Правилам (в зависимости от вида государственной гарантии), представляет агенту по государственным гарантиям заверенные принципалом копии промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также сведения о предъявляемых к принципалу требованиях Центрального банка Российской Федерации о соблюдении обязательных нормативов (в том числе с учетом долговой нагрузки, принимаемой в связи с привлекаемым кредитом либо предоставляемой банковской гарантией) с указанием текущих значений обязательных нормативов принципала на последнюю отчетную дату. При этом для анализа финансового состояния принципала - российского банка, проверки его соответствия требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, дополнительно к документам и сведениям, указанным в приложении № 2 или 4 к настоящим Правилам (в зависимости от вида государственной гарантии) или полученным в соответствии с настоящим абзацем, могут быть использованы документы и сведения, размещенные на официальных сайтах Центрального банка Российской Федерации и (или) принципала - российского банка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо представленные принципалом - российским банком агенту по государственным гарантиям по соответствующему запросу агента по государственным гарантиям.".

13. Пункт 26 изложить в следующей редакции:

"26. Поручитель (если в качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации предоставляется поручительство) и (или) банк-гарант (если в качестве обеспечения регрессных требований Российской Федерации предоставляется банковская гарантия) по запросам агента по государственным гарантиям дополнительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности поручителя, указанной в подпункте "а" пункта 7 приложения № 3 к Правилам предоставления гарантий на неотложные задачи, бухгалтерской (финансовой) отчетности банка-гаранта, указанной в подпункте "а" пункта 8 приложения № 3 к Правилам предоставления гарантий на неотложные задачи, представляет агенту по государственным гарантиям заверенные соответственно поручителем и банком-гарантом копии промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных юридических лиц (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) на последнюю отчетную дату, а банк-гарант - также сведения о предъявляемых к банку-гаранту требованиях Центрального банка Российской Федерации о соблюдении обязательных нормативов с указанием текущих значений обязательных нормативов банка-гаранта и значений, рассчитанных с учетом долговой нагрузки, принимаемой банком-гарантом в связи с предоставлением банковской гарантии, на последнюю отчетную дату.".

14. Подпункт "а" пункта 29 после слов "по делу о несостоятельности (банкротстве)" дополнить словами ", что в отношении принципала, поручителя, банка-гаранта, залогодателя принято (не принято) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о предстоящем исключении указанных юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц".

15. В пункте 34:

а) подпункт "а" изложить в следующей редакции:

"а) проверку сведений о том, что принципал, поручитель, банк-гарант, залогодатель не находятся в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении указанных юридических лиц не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и не принято решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о предстоящем исключении указанных юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, что у принципала, поручителя, банка-гаранта отсутствуют неурегулированная (просроченная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и по обязательствам, обеспеченным ранее предоставленными государственными гарантиями Российской Федерации, неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;";

б) абзац третий подпункта "б" изложить в следующей редакции:

"принципала - российского банка, исходя из того, что финансовое состояние российского банка как принципала признается удовлетворительным с высокой степенью удовлетворительности финансового состояния, если российский банк выполняет требования Центрального банка Российской Федерации по соблюдению обязательных нормативов (в том числе с учетом долговой нагрузки, принимаемой в связи с привлекаемым кредитом либо предоставляемой банковской гарантией);";

в) подпункт "г" изложить в следующей редакции:

"г) анализ финансового состояния поручителя в соответствии с приложением № 6 к Правилам предоставления гарантий на неотложные задачи, банка-гаранта в соответствии с приложением № 8 к Правилам предоставления гарантий на неотложные задачи, проверку соответствия поручителя, банка-гаранта требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. При этом для анализа финансового состояния банка-гаранта, проверки соответствия банка-гаранта требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, дополнительно к документам и сведениям, указанным в пункте 8 приложения № 3 к Правилам предоставления гарантий на неотложные задачи или полученным в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил, могут быть использованы документы и сведения, размещенные на официальных сайтах Центрального банка Российской Федерации и (или) банка-гаранта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо представленные банком-гарантом агенту по государственным гарантиям по соответствующему запросу агента по государственным гарантиям;".

16. В подпункте "а" пункта 35 слова "(если решение о предоставлении государственной гарантии принимается Правительством Российской Федерации) либо о возможности принятия решения Министерства финансов Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии (если решение о предоставлении государственной гарантии принимается Министерством финансов Российской Федерации)" исключить.

17. Пункт 36 изложить в следующей редакции:

"36. Министерство финансов Российской Федерации на основании представленного агентом по государственным гарантиям положительного заключения, указанного в подпункте "а" пункта 35 настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заключения осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктом 40 настоящих Правил (в зависимости от вида государственной гарантии).".

18. В пункте 37 слова "В случае, установленном подпунктом "а" пункта 36 настоящих Правил," исключить.

19. Пункт 38 изложить в следующей редакции:

"38. Министерство финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации о предоставлении государственной гарантии в течение 15 рабочих дней принимает решение о заключении договора о предоставлении государственной гарантии, которое оформляется приказом Министерства финансов Российской Федерации. Копия приказа Министерства финансов Российской Федерации направляется агенту по государственным гарантиям.".

20. Пункт 39 признать утратившим силу.

21. В абзаце первом пункта 40 слова "(акте Министерства финансов Российской Федерации)" исключить.

22. В пункте 41 слова "или 39" исключить.

23. Пункт 45 изложить в следующей редакции:

"45. Требование об исполнении государственной гарантии не может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (а предъявленное требование об исполнении государственной гарантии признается необоснованным и не подлежащим удовлетворению) в случае установления судом фактов недобросовестного, незаконного (неправомерного) поведения (действий или бездействия) бенефициара, принципала или бенефициара совместно с принципалом (а равно лица, выполняющего или выполнявшего функции единоличного исполнительного органа бенефициара или принципала, лица, входящего или входившего в состав коллегиального органа или коллегиального исполнительного органа бенефициара или принципала, лица, являющегося или являвшегося представителем или работником бенефициара или принципала) при возникновении, исполнении, прекращении обеспеченных государственной гарантией обязательств, приведшего к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией, и (или) к нецелевому использованию средств кредита, обеспеченного государственной гарантией (в том числе в отношении суммы кредита, полученной и использованной принципалом до даты вступления в силу государственной гарантии), и (или) наступлению гарантийного случая по государственной гарантии при предоставлении или исполнении государственной гарантии.".

24. Пункт 47 дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) запрашивает в уполномоченном органе, на который в соответствии с абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил возлагается обязанность осуществлять функции, установленные пунктом 15_1 настоящих Правил, подтверждение целевого использования принципалом средств кредита (для государственных гарантий, предоставленных в соответствии с разделами II и III настоящих Правил).".

25. Пункт 49 изложить в следующей редакции:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»