Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 491

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 17.05.2024 № 350

Государственная программа Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

Жилищный комитет (далее - ЖК)

2

Соисполнитель(и) государственной программы

Администрации районов Санкт-Петербурга (далее - АР)


Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО)


Комитет по строительству (далее - КС)

3

Участник(и) государственной программы

АО "Санкт-Петербургский центр доступного жилья"


НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"

4

Цели государственной программы

Улучшение жилищных условий и повышение качества и доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Обеспечение и развитие механизмов государственного содействия в улучшении жилищных условий проживающих в Санкт-Петербурге граждан


Увеличение объемов жилищного строительства


Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда


Обеспечение повышения уровня предоставляемых жилищно-коммунальных услуг гражданам Санкт-Петербурга


Обеспечение доступности оплаты населением жилищно-коммунальных услуг

6

Основания разработки государственной программы

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710


Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р (далее - Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ)

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Жилье (город федерального значения Санкт-Петербург)


Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (город федерального значения Санкт-Петербург)

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 375658,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:


2024 г. - 113708,0 тыс.руб.;


2025 г. - 124849,0 тыс.руб.;


2026 г. - 137101,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия)

Подпрограммы:


Улучшение жилищных условий жителей Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 1)


Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан (далее - подпрограмма 2)


Обеспечение доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам (далее - подпрограмма 3)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 669468989,3 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 542289998,4 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 83821648,4 тыс.руб.;


2025 г. - 81183729,1 тыс.руб.;


2026 г. - 81183331,3 тыс.руб.;


2027 г. - 91687201,1 тыс.руб.;


2028 г. - 99423627,0 тыс.руб.;


2029 г. - 104990461,5 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 1160391,7 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 390738,9 тыс.руб.;


2025 г. - 392262,9 тыс.руб.;


2026 г. - 377389,9 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 126018599,2 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 20841070,0 тыс.руб.;


2025 г. - 20846498,0 тыс.руб.;


2026 г. - 20902572,3 тыс.руб.;


2027 г. - 21019498,3 тыс.руб.;


2028 г. - 21141130,3 тыс.руб.;


2029 г. - 21267830,3 тыс.руб.

 

 

 

Общий объем финансирования региональных проектов составляет 5067452,9 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 5067452,9 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 2188386,7 тыс.руб.;


2025 г. - 1416953,8 тыс.руб.;


2026 г. - 836834,9 тыс.руб.;


2027 г. - 625277,5 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

К 2029 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, характеризуемый следующими целевыми ориентирами:


оказание государственного содействия в улучшении жилищных условий в форме предоставления социальных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета в отношении 26113 петербургских семей;


расселение 6,08 тыс.кв.м аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, в рамках реализации первого этапа расселения аварийного жилищного фонда, и по второму этапу расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 01.01.2017 до 01.01.2022, переселение из него 0,38 тыс. человек и расселение 1,15 тыс.кв.м аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017, переселение из него 0,113 тыс. человек;


формирование государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга общей площадью 602,67 тыс.кв.м для предоставления жилых помещений 10,6 тыс. семей;


проведение капитального ремонта общего имущества по необходимым видам работ, включая мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в 81,5% многоквартирных домов от общего количества домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - региональная программа);


повышение степени удовлетворенности населения Санкт-Петербурга уровнем жилищно-коммунального обслуживания до 67%;


достижение уровня доступности оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами

2. Характеристика текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на начало 2023 года в Санкт-Петербурге проживает 5600,0 тыс. человек, общая площадь объектов жилищного фонда по итогам 2022 года составляет 152,8 млн.кв.м. Средняя обеспеченность населения жильем к концу 2022 года составила 27,3 кв.м общей площади жилья на одного жителя Санкт-Петербурга.

Государственная жилищная политика Санкт-Петербурга базируется в первую очередь на соответствии Жилищному кодексу Российской Федерации, а также на выполнении поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ № 600), Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ № 204), Указе Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ № 68), Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ № 474), и реализации приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ и установленных Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (далее - Стратегия 2035).

Ежегодно планирование предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также содействия гражданам в улучшении жилищных условий иными способами осуществляется путем составления годового жилищного плана, утверждаемого ЖК.

В период с 2021 по 2023 год количество семей, состоящих на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - жилищный учет), сократилось на 43296 семей, в том числе за счет предоставления жилых помещений и оказания государственного содействия в рамках других механизмов.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга предоставляются межбюджетные трансферты на условиях софинансирования на следующие цели: предоставление социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий в рамках федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 27.12.2023 № 069-09-2024-280 (далее - финансовое соглашение № 069-09-2024-280); приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 25.12.2023 № 069-09-2024-369 (далее - финансовое соглашение № 069-09-2024-369). Мероприятия, направленные на достижение целей предоставления межбюджетных трансфертов, включены в подпрограмму 1. Плановые значения показателя "Количество семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, обеспеченных жильем", отражающего результаты использования указанных межбюджетных трансфертов, определены в Соглашении о реализации на территории города федерального значения Санкт-Петербурга государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" от 19.12.2022 № 2022-01130 (далее - нефинансовое соглашение № 2022-01130), заключенном в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.11.2021 № 722 "Об утверждении Порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы".

В целях обеспечения исполнения Указа № 204 разработан национальный проект "Жилье и городская среда" (далее - национальный проект). Национальный проект содержит четыре направления (федеральных проекта): федеральный проект "Ипотека"; федеральный проект "Жилье"; федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"; федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".

В Санкт-Петербурге в рамках национального проекта реализуется региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (город федерального значения Санкт-Петербург)" (далее - региональный проект). Ответственным за его реализацию определен ЖК. Региональный проект направлен на расселение домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (первый этап), по завершении первого этапа - на расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 01.01.2017 до 01.01.2022 (второй этап). По состоянию на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге нерасселенными оставались 5 таких домов, общая площадь нерасселенных жилых помещений в которых составляла 4883,5 кв.м (переселению из них подлежали 106 семей (249 человек). По состоянию на 30.12.2022 мероприятия, направленные на расселение аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 01.01.2017, завершены в полном объеме. В 2022 году в Санкт-Петербурге приступили к реализации второго этапа расселения аварийного жилищного фонда, в который были включены 19 многоквартирных домов, признанных таковыми в период с 01.01.2017 до 01.01.2022.

Расселение многоквартирных домов, признанных после 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется на основании распоряжений ЖК о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. С 01.01.2017 в Санкт-Петербурге были признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими расселению 48 многоквартирных домов, в которых проживало 190 семей (556 человек), из них по состоянию на 01.12.2023 завершено расселение 31 аварийного многоквартирного дома, 157 семей (443 человека) переселены в благоустроенные жилые помещения.