УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения



В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



Москва, Кремль

8 мая 2024 года

№ 314

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 8 мая 2024 года № 314



Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения



I. Общие положения

 

1. Настоящими Основами определяются цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения (далее - государственная политика в области исторического просвещения).

2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

3. В настоящих Основах используются следующие основные понятия:

а) историческое просвещение - регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества;

б) государственная политика в области исторического просвещения - совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в области исторического просвещения, направленных на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине;

в) субъекты государственной политики в области исторического просвещения - органы публичной власти, научные и образовательные организации, академические и университетские центры, организации культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.

II. Основания для выработки государственной политики в области исторического просвещения

 

4. Основой исторического просвещения в России является научное историческое знание и образование.

5. Россия - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внесшее огромный вклад в общемировое развитие. В основе самосознания российского общества лежат формировавшиеся и развивавшиеся на протяжении всей истории России традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, сохранение и защита которых являются обязательным условием гармоничного развития страны и ее многонационального народа, неотъемлемой составляющей суверенитета Российской Федерации.

6. В условиях роста международной напряженности и кризиса национальной идентичности, в основе которого лежат уничтожение исторической памяти, реабилитация и воскрешение неоколониализма, неоимпериализма и неонацизма, российское общество и государство сталкиваются с целым рядом явлений, несущих в себе риски и угрозы, к числу которых относятся:

а) недружественные действия иностранных государств, направленные на отрицание или преуменьшение исторического вклада России в развитие мировой цивилизации;

б) попытки деформации исторической памяти и искажения исторической правды, негативные оценки событий и периодов отечественной истории, распространение ложных представлений о России;

в) использование коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение целостности российского общества и государства.

7. Для противодействия рискам и угрозам, названным в пункте 6 настоящих Основ, необходимо предпринять скоординированные, комплексные и широкомасштабные усилия по организации и обеспечению системной и масштабной работы в области исторического просвещения, образования и науки. Системное и массовое историческое просвещение населения России имеет большое образовательное и воспитательное значение для безопасного и гармоничного развития личности и государства.

III. Цели государственной политики в области исторического просвещения

 

8. Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей путем:

а) сохранения памяти о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, и историю других народов России, исходя из понимания преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства;

б) осознания многонациональной природы социокультурного развития России;

в) популяризации достижений отечественной науки и культуры;

г) патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите Отечества;

д) сохранения памяти о выдающихся личностях в российской истории, внесших важный вклад в развитие и процветание России;

е) формирования активной гражданской позиции в отношении важности исторического просвещения и сохранения исторической памяти;

ж) расширения и совершенствования просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, направленной на сохранение их самоидентификации как части Русского мира;

з) обеспечения доступа граждан к достоверным и научно обоснованным историческим знаниям и объективной информации о месте и роли России в мировой истории, о ее вкладе в развитие мировой цивилизации;

и) сохранения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создания условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям;

к) совершенствования механизмов государственного управления в области исторического просвещения;

л) повышения престижа профессий, связанных с историческим просвещением.

IV. Основные принципы государственной политики в области исторического просвещения

 

9. Основными принципами государственной политики в области исторического просвещения являются:

а) опора на научные знания и фундаментальные научные исследования, традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности;

б) понимание истории России, развивающейся по самобытному цивилизационному пути, как неотъемлемой части общемирового исторического процесса;

в) преемственность всех этапов российской истории;

г) осознание исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа.

V. Задачи государственной политики в области исторического просвещения

 

10. Задачами, связанными с совершенствованием механизмов государственного управления в области исторического просвещения, являются:

а) координация исследовательской, методической и массовой просветительской деятельности субъектов государственной политики в области исторического просвещения;

б) совершенствование нормативно-правового, информационно-просветительского и научно-методологического обеспечения противодействия попыткам фальсификации истории в России и за рубежом, умаления значения подвига народа при защите Отечества;

в) формирование государственного заказа на подготовку научно-педагогических кадров и проведение научных исследований в области истории России и всех народов, ее населяющих, их культур и языков, на разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы (в том числе детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной продукции, видеопродукции и интернет-продукции;

г) совершенствование системы контроля качества содержания историко-просветительских и образовательных программ в области истории и культуры, разрабатываемых в том числе для подготовки научно-педагогических кадров;

д) упорядочение деятельности органов публичной власти и экспертных советов, связанной с решением вопросов предоставления государственных субсидий либо иного участия государства в финансировании исторических и культурных проектов, а также вопросов выдачи или отзыва прокатных удостоверений на отечественные и зарубежные фильмы;

е) совершенствование системы грантовой и иных видов поддержки исторических и культурных проектов, в частности связанных с популяризацией работ отечественных историков и изданием историко-просветительской литературы, в том числе на языках народов России и иностранных языках;

ж) государственная поддержка общественных объединений, деятельность которых направлена на сохранение исторической памяти, и проектов, реализуемых в данной сфере, в целях противодействия идеологической и информационной агрессии против России;

з) поддержка проектов в области исторического образования и патриотического воспитания, совершенствование форм и методов таких образования и воспитания, повышение эффективности деятельности образовательных и просветительских организаций;

и) совершенствование системы научной экспертизы содержания издаваемой исторической литературы, а также содержания экскурсионных программ в музеях и организациях культуры;

к) поддержка обновления фондов исторической литературы общедоступных (публичных) библиотек.

11. Задачами, связанными с развитием научной базы исторического просвещения, являются:

а) создание условий для изучения отечественной истории в государственных и негосударственных общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на основе научных достижений при обеспечении защиты исторической правды и противодействия фальсификации истории;

б) формирование государственной программы, предусматривающей организационную и финансовую поддержку научно-образовательных центров мирового уровня и образовательных организаций высшего образования, проводящих актуальные с точки зрения защиты российских государственных интересов исторические исследования;

в) создание отечественной системы мониторинга публикаций в сфере социально-гуманитарных наук, основой которой должны стать независимые от зарубежных рейтингов отечественные показатели;

г) привлечение ведущих научных, педагогических и научно-педагогических работников к работе со средствами массовой информации в целях продвижения достоверных исторических знаний и популяризации важнейших событий истории России;

д) содействие расширению взаимодействия ученых-историков Союзного государства и ближнего зарубежья, взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств по вопросам, связанным с общей для постсоветского пространства историей, проведением совместных научных исследований, изданием учебных пособий и методических рекомендаций;

е) содействие расширению контактов с учеными-историками иностранных государств и активизации просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;

ж) повышение роли музеев, театров, кинотеатров, библиотек, архивов, средств массовой информации и массовой коммуникации в историческом просвещении, в том числе посредством реализации образовательно-просветительских программ.

12. Задачами, связанными с повышением исторической грамотности граждан Российской Федерации, иностранных граждан, проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, и соотечественников, проживающих за рубежом, являются:

а) создание единой методологии преподавания истории, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая образовательными организациями высшего образования;

б) актуализация федеральных основных общеобразовательных программ в части, касающейся внесения изменений в федеральную рабочую программу по учебному предмету "История" в соответствии с новыми вызовами и задачами, стоящими перед Российской Федерацией, а также с учетом современных научных достижений в области истории;

в) создание единой государственной линейки школьных учебников по истории (истории России, всеобщей истории), в том числе по истории родного края для каждого субъекта Российской Федерации;

г) разработка и принятие единого федерального историко-культурного стандарта и выработка на его основе региональных компонентов историко-культурного стандарта для каждого субъекта Российской Федерации;

д) возрождение и поддержка программ внеклассного и внеаудиторного исторического просвещения в студиях, кружках и иных просветительских форматах при организациях культуры, образовательных и научных организациях;

е) популяризация истории развития культуры, науки и техники, военно-промышленного комплекса и военной истории России;

ж) закрепление статуса негосударственных музеев, малых исторических (отраслевых) музеев, музеев образовательных организаций как важного компонента научно-практической базы исторического просвещения, оказание им государственной поддержки;

з) разработка и реализация государственной программы, направленной на развитие школьного и студенческого познавательного туризма и предусматривающей посещение музеев, военно-исторических объектов, памятников истории и культуры, городов-героев, городов воинской славы и городов трудовой доблести, заповедников и других мест, связанных с историей России;

и) обеспечение работы в области исторического просвещения в образовательных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения обороны страны, государственной и общественной безопасности, а также с военнослужащими и государственными гражданскими служащими этих органов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»