Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества

Приложение
к письму ФНС России
от 2 мая 2024 года № СД-4-21/5182@



Обзор определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества



1. Определение Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд) от 16.01.2024 № 305-ЭС23-27186

ОАО (далее в настоящем пункте - общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к налоговому органу о признании незаконными действий по увеличению ставки земельного налога на 2021 год с 0,3% до 1,5% в отношении 51 земельного участка.

Налоговым органом в адрес общества направлено сообщение об исчисленной сумме земельного налога, в котором произведен расчет земельного налога за период 2021 год по земельным участкам с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" с применением ставки налога в размере 1,5%.

Основанием для начисления налога с применением ставки налога 1,5% явилась информация в отношении земельных участков от уполномоченного органа по проведению муниципального земельного контроля, поступившая в порядке, предусмотренном пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также документы (акты осмотра соблюдения земельного законодательства за 2020-2021 гг.), подтверждающие неиспользование земельных участков по целевому назначению.

Общество с применением налоговой ставки 1,5% в отношении земельных участков не согласилось, полагая, что должна применяться ставка 0,3%, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 394, 396 Кодекса, статей 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7, 123 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 02.06.2015 № 12-П, постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509, от 18.09.2020 № 1482, сочтя, что обществом в материалы дела представлены относимые и допустимые доказательства использовании спорных земельных участков в 2021 г. по целевому назначению, пришел к выводу о том, что действия налогового органа по увеличению ставки с 0,3% до 1,5% при формировании сообщения об исчисленном земельном налоге за 2021 год являются незаконными, поскольку основным видом деятельности общества является сельскохозяйственное производство, применяется система налогообложения в виде ЕСХН.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований общества, суд апелляционной инстанции, руководствуясь правовыми позициями Верховного Суда, изложенными в определениях от 14.02.2018 № 306-КГ17-22570 по делу № А65-706/2017, от 06.03.2015 № 306-КГ14-8182 по делу № А55-26412/2013, от 27.02.2017 по делу № А41-106956/2015, от 16.02.2018 по делу № А65-560/2017, отметил, что налоговая ставка земельного налога в размере 0,3% является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, право на применение которой должен доказать налогоплательщик; исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что обществом не доказано использование спорных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, ввиду чего основания для удовлетворения заявленных требований в настоящем случае отсутствуют.

Арбитражный суд Московского округа не усмотрел оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.

Как указано судом кассационной инстанции, судом апелляционной инстанции обоснованно приняты во внимание представленные в материалы дела акты планового (рейдового) осмотра земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу (предписание Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Россельхознадзора об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 20-147 (з)/2018 от 03.08.2018; заключения Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Россельхознадзора по результатам проведения выездного обследования земельных участков, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подтверждающие факт неиспользования спорных земельных участков по целевому назначению).

Приняв во внимание положения пунктов 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", суд апелляционной инстанции также отметил, что в материалах дела отсутствует сведения (информация) о направлении обществом в адрес Минсельхоза Московской области, органов Росреестра уведомлений об использовании лесов, находящихся на земельных участках сельскохозяйственного назначения, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что наличие на земельных участках (категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства) древесно-кустарниковой растительности, болота, водных объектов является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Апелляционный суд обоснованно отметил, что в собственности общества в спорный период имелось 122 земельных участка с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, а именно: 38 земельных участков с применяемой налоговой ставкой в размере, не превышающем 0,3%; 84 земельных участка с применяемой налоговой ставкой в размере 1,5% (из них - 51 земельный участок, по которым ставка 1,5% - оспаривается, 33 земельных участка со ставкой 1,5% - не оспаривается). Представленные обществом документы (договоры поставки, купли-продажи, платежные поручения и др.) не подтверждают использование именно спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.

Оценив доводы обеих сторон спора, суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции о неподтверждении обществом права на применение льготной ставки налогообложения к рассматриваемым в настоящем деле земельным участкам в налоговом периоде 2021 года.

Определением Верховного Суда от 16.01.2024 № 305-ЭС23-27186 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.

2. Определение Верховного Суда от 09.02.2024 № 305-ЭС24-559

ТСН (далее в настоящем пункте - товарищество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к налоговому органу о признании недействительными требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов; сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год; обязании налогового органа произвести перерасчет земельного налога за период 2021 года по ставке 0,3% в отношении земельных участков переданных по соглашениям о совместном использовании земельных участков и используемых для сельскохозяйственного производства (далее - соглашения).

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, налоговым органом сформировано сообщение об исчисленной сумме земельного налога за 2021 год в отношении всех принадлежащих налогоплательщику земельных участков с применением налоговой ставки в размере 1,5%.

Согласно сведениям, поступившим из органов осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса, товарищество в 2021 году являлось собственником 1627 земельных участков с категорией земель - "земли сельскохозяйственного назначения", видом разрешенного использования - "для дачного хозяйства", "для дачного строительства".

Товарищество, не согласившись с исчислением налога по ставке 1,5%, обратилось с заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на то, что при расчете земельного налога должна применяться пониженная ставка в размере 0,3%.

Вместе с тем суды, основываясь на положениях статей 387-391, 394 Кодекса, статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 21.12.2018 № 307-КГ18-20670, от 30.10.2018 № 305-КГ18-16987, учитывая письма Минфина России от 03.04.2019 № 03-05-04-02/23083, от 15.01.2020 № 03-05-06-02/1158 и ФНС России от 05.04.2019 № БС-4-21/6245@, от 19.06.2020 № БС-4-21/10095@, от 15.09.2021 № БС-4-21/13121@, положения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сделали вывод об обоснованном исчислении налоговым органом земельного налога с применением ставки, установленной Решением Совета депутатов муниципального образования городского округа Луховицы Московской области от 23.11.2017 № 579/58 "О земельном налоге" для земельных участков в размере 1,5%, поскольку земельные участки были использованы в предпринимательской деятельности, налогоплательщик по соглашениям о совместном использовании земельных участков намерен получать прибыль не от использования принадлежащих ему земельных участков для сельскохозяйственного производства, а от сдачи их в аренду, то есть исключительно от такой коммерческой деятельности, и не отвечает условиям для применения пониженной ставки земельного налога.

Суды указали, что при толковании условий соглашений можно сделать вывод о том, что указанные соглашения имеют все признаки договоров аренды. Таким образом, товарищество фактически являлось арендодателем по указанным соглашениям с целью получения прибыли от сдачи их в аренду.

Учитывая изложенное выше, суды пришли к выводу, что товарищество получает доход от предпринимательской деятельности. Налогоплательщик по соглашениям о совместном использовании земельных участков намерен получать прибыль не от использования принадлежащих ему земельных участков для сельскохозяйственного производства, а от сдачи их в аренду, то есть исключительно от такой коммерческой деятельности.

Определением Верховного Суда от 09.02.2024 № 305-ЭС24-559 товариществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.

3. Определение Верховного Суда от 26.02.2024 № 305-ЭС23-24042

Как следует из материалов дела, ООО (далее в настоящем пункте - общество, налогоплательщик) уплатило земельный налог за 2020 год в отношении переданных ему в доверительное управление земельных участков.

Впоследствии, полагая, что в отношении названных земельных участков подлежит применению пониженная ставка земельного налога в размере 0,3%, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

Налоговым органом принято решение об отказе в возврате налога, поскольку обществом не подтверждена правомерность применения ставки 0,3% в отношении указанных земельных участков.