4.1 Целью проведения ремонта цементобетонных аэродромных покрытий является устранение дефектов, влияющих на безопасность полётов воздушных судов, доведение эксплуатационно-технических показателей искусственных покрытий до нормативных требований [1] и обеспечение дальнейшей безопасной эксплуатации.
Сколы представляют собой разрушение углов и кромок плит (или раскрытых трещин) в зоне до 0,6 м от шва или трещины. Плоскость скола проходит под углом к плоскости грани плиты и не на всю толщину плиты.
Причины возникновения сколов кромок плит:
- превышение предела прочности бетона плиты при эксплуатационных нагрузках;
- температурное перенапряжение, вызванное отсутствием возможности перемещения плит при расширении бетона в период высоких температур из-за смыкания или засорения деформационных швов;
- недостаточная морозостойкость бетона в районе деформационных швов из-за микроповреждений, возникших при их нарезке;
- коррозия цементного камня, в том числе щелочно-силикатная, в зоне швов из-за нарушения герметизации швов или трещин, проникновения влаги в тело бетона, переувлажнения бетона в зоне швов или трещин;
- несвоевременная нарезка деформационных швов сжатия и расширения;
- воздействие построечного транспорта во время строительства в начальный период набора прочности бетона.
Примечание - Негативные последствия эксплуатации покрытий со сколами заключаются в образовании на поверхности продуктов разрушения бетона и неровностей. Сколотые части бетона представляют опасность для ВС, совершающих взлетно-посадочные операции и руление. Неровности являются причиной дополнительной динамической нагрузки, оказывающей негативное влияние как на покрытие, так и на воздушные суда. В дальнейшем возможны разрушения нижележащих слоев, просадки покрытия и пучение грунтов из-за попадания воды через сколы в нижние слои конструкции и грунтовое основание.
4.2 Выполнению ремонтных работ должен предшествовать анализ причин возникновения дефектов, в соответствии с СП 491.1325800.
Дефекты, представляющие опасность повреждения воздушных судов, устраняют в первую очередь и в кратчайшие сроки.
4.3 Дефекты, не представляющие опасности для эксплуатации воздушных судов, обнаруженные при обследовании аэродромных покрытий в ходе подготовки к весенне-летнему и/или осенне-зимнему периоду эксплуатации, а также при мониторинге эксплуатационно-технического состояния искусственных аэродромных покрытий, заносят в акты технических осмотров (ведомости и планы дефектов) и их устраняют в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом, в соответствии с СП 491.1325800.
Виды ремонтных работ по устранению сколов подразделяют на: