4.1 Целью проведения ремонта цементобетонных аэродромных покрытий является устранение дефектов, влияющих на безопасность полетов воздушных судов, доведение эксплуатационно-технических показателей искусственных покрытий до нормативных требований и обеспечение дальнейшей безопасной эксплуатации.
4.2 Трещины образуются в результате возникновения в плитах недопустимых напряжений. Причинами возникновения трещин являются:
- эксплуатация сверхрасчетными нагрузками;
- проявление усталости бетона при длительной эксплуатации;
- резкие температурные колебания;
- дефекты основания;
- поздняя нарезка швов во время строительства;
- температурные перемещения плит нижележащих покрытий (отраженные трещины);
- нарушение технологии ухода за свежеуложенным бетоном;
- коррозионное воздействие, в том числе щелочесиликатная реакция между щелочной средой поровой жидкости, формирующейся за счет цемента, добавок, противогололедных реагентов или воды, насыщенной щелочными соединениями, и реакционно-способным кремнеземом заполнителя.
4.3 Негативные последствия эксплуатации покрытий с трещинами состоят в возможности скалывания кромок трещин с образованием неровностей и продуктов разрушения бетона. Выкрашивающиеся частицы бетона представляют опасность для самолетов, совершающих взлетно-посадочные операции и руление, неровности являются причиной дополнительной динамической нагрузки, оказывающей негативное влияние как на покрытие, так и на воздушные суда. В дальнейшем возможны разрушения нижележащих слоев, просадки покрытия и пучение грунтов из-за попадания воды через трещины в нижние слои конструкции и грунтовое основание.
4.4 Негативные последствия эксплуатации покрытий с сеткой микротрещин состоят в увеличении влагозадержания на поверхности покрытия, что способствует ускорению дальнейшего разрушения верхнего слоя покрытия, а также образованию гололеда.
4.5 Дефекты, обнаруженные при обследовании аэродромных покрытий в ходе подготовки к весенне-летнему и/или осенне-зимнему периоду эксплуатации, а также при мониторинге эксплуатационно-технического состояния искусственных аэродромных покрытий, заносятся в акты технических осмотров в соответствии с СП 491.1325800.
4.6 Выполнению ремонтных работ должен предшествовать анализ причин возникновения дефектов в соответствии с СП 491.1325800.