ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2024 года № 461
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации для определения основных положений, регулирующих оказание на оптовом рынке электрической энергии и мощности услуг по управлению изменением режима потребления
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации для определения основных положений, регулирующих оказание на оптовом рынке электрической энергии и мощности услуг по управлению изменением режима потребления.
2. Установить на 2024 год цену (тариф) на услуги коммерческого оператора по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии:
за проведение процедуры по регистрации одного объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка электрической энергии или оптового рынка электрической энергии и мощности или за проведение процедуры по регистрации изменений параметров, исходя из которых ранее был сформирован один объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка электрической энергии или оптового рынка электрической энергии и мощности, в размере 10000 рублей без учета налога на добавленную стоимость;
за иные услуги коммерческого оператора по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления, в размере 15000 рублей без учета налога на добавленную стоимость за 1 МВт снижения потребления электрической энергии в месяц.
3. Федеральной антимонопольной службе в 6-месячный срок утвердить методические указания по установлению цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на 2025 год и последующие годы.
4. Министерству энергетики Российской Федерации в 10-месячный срок разработать и утвердить порядок определения ожидаемого объема услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в ценовой зоне оптового рынка.
5. Признать утратившими силу отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца тридцать третьего подпункта 3 пункта 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2024 года № 461
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации для определения основных положений, регулирующих оказание на оптовом рынке электрической энергии и мощности услуг по управлению изменением режима потребления
1. В стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 4, ст.282; 2020, № 30, ст.4938; 2021, № 6, ст.985; 2023, № 5, ст.784):
1) подпункт "б" пункта 30 дополнить абзацем следующего содержания:
"о результатах конкурентных отборов исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;";
2) пункт 34 дополнить абзацем следующего содержания:
"Информация, указанная в абзаце тридцать четвертом подпункта "б" пункта 30 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте субъекта оперативно-диспетчерского управления или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в течение 15 календарных дней со дня проведения конкурентных отборов исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.";
3) пункт 43 дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:
"ж) информацию о совокупном экономическом эффекте оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на оптовом рынке и совокупной стоимости таких услуг.";
4) пункт 44 дополнить абзацем следующего содержания:
"Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 43 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте коммерческого оператора оптового рынка в сети "Интернет" не реже одного раза в квартал.";
5) подпункт "б" пункта 49 дополнить абзацами следующего содержания:
"плата за услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии для потребителей, осуществляющих расчеты по первой и второй ценовым категориям;
плата за услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии для потребителей, осуществляющих расчеты по третьей - шестой ценовым категориям;";
6) в субпозиции 1.1 позиции 1 раздела III приложения № 1 к указанным стандартам слова "в части организации отбора" заменить словами "в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора".
2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст.5525; 2007, № 14, ст.1687; 2009, № 17, ст.2088; 2010, № 25, ст.3175; 2017, № 20, ст.2927; № 32, ст.5077; 2021, № 45, ст.7506; 2023, № 5, ст.784):
1) в наименовании и абзаце четвертом пункта 1 слова "администратора торговой системы" заменить словами "коммерческого оператора";
2) в Правилах недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных указанным постановлением:
в пункте 12:
абзац одиннадцатый после слов "в составе Единой энергетической системы России," дополнить словами "участие в формировании и выдаче технологических требований при реализации мероприятий по обеспечению вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации,";
после абзаца семнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"организация и проведение отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;";
3) Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 года № 861
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2024 года № 461)
Правила недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг
1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа юридических лиц к услугам коммерческого оператора оптового рынка по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами (далее соответственно - услуги, коммерческий оператор), а также порядок оказания этих услуг.
2. Недискриминационный доступ к услугам коммерческого оператора предусматривает обеспечение равных условий оказания юридическим лицам услуг независимо от их организационно-правовой формы и отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
3. Коммерческий оператор обязан раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и их оказания, в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
4. Коммерческий оператор не вправе отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка, лицам, имеющим намерение принять участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами и Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Правила оптового рынка).
5. Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам коммерческого оператора (далее - заявитель), подает заявление и представляет коммерческому оператору:
а) информацию о типе субъекта оптового рынка (поставщик электрической энергии, энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик, крупный потребитель электрической энергии, агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии, энергоснабжающая организация, организация, осуществляющая экспортно-импортные операции, территориальная сетевая организация для целей исполнения функций гарантирующего поставщика), которому соответствует заявитель, в соответствии с Правилами оптового рынка;
б) анкету заявителя;
в) копии учредительных документов;
г) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (листа записи единого государственного реестра юридических лиц);
д) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговых органах Российской Федерации;
е) документы, подтверждающие полномочия лиц, представляющих интересы заявителя;
ж) копию документа, подтверждающего присвоение заявителю статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
з) однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети с указанием наименований и уровней напряжения шин внешних подстанций, предполагаемых групп точек поставки (объектов регулирования потребления электрической энергии), мест подключения приборов коммерческого учета, измерительных трансформаторов тока и границ балансовой принадлежности, согласованную заявителем:
в отношении групп точек поставки:
с собственниками или иными законными владельцами энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, систем накопления электрической энергии), в отношении которых заявитель намерен осуществлять куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, на границе балансовой принадлежности которых организованы точки поставки. Допускается согласование в интересах указанного собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, систем накопления электрической энергии) однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети заявителем - гарантирующим поставщиком, который намерен осуществлять в интересах собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, систем накопления электрической энергии) куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке с использованием группы точек поставки гарантирующего поставщика, при условии, что энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства, системы накопления электрической энергии) указанного собственника или иного законного владельца имеют технологическое присоединение к иным энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии, объектам электросетевого хозяйства, системам накопления электрической энергии) только на уровне напряжения 10 кВ и ниже;
с лицами, имеющими общую границу балансовой принадлежности с собственниками или иными законными владельцами энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, систем накопления электрической энергии), в отношении которых заявитель намерен осуществлять куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке. Допускается согласование в интересах указанного собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства) однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети гарантирующим поставщиком, в состав группы точек поставки которого входят (подлежат к включению) энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства) указанного собственника или иного законного владельца, при условии, что такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства) имеют технологическое присоединение к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии, объектам электросетевого хозяйства) заявителя либо лица, в интересах которого заявитель намерен осуществлять покупку (продажу) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, только на уровне напряжения 10 кВ и ниже;
в отношении объектов регулирования потребления электрической энергии:
с собственниками или иными законными владельцами энергопринимающих устройств и (при наличии) связанных с ними объектов по производству электрической энергии и (или) систем накопления электрической энергии, в отношении которых заявитель намерен зарегистрировать объект регулирования потребления электрической энергии;
с собственниками или иными законными владельцами энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, систем накопления электрической энергии), которые имеют общую границу балансовой принадлежности с собственниками или иными законными владельцами энергопринимающих устройств и (при наличии) связанных с ними объектов по производству электрической энергии и (или) систем накопления электрической энергии, в отношении которых заявитель намерен зарегистрировать объект регулирования потребления электрической энергии;
и) документы, подтверждающие наличие договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, - в случае если заявитель (лицо, в интересах которого заявитель намерен осуществлять куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке, либо владелец энергопринимающего оборудования и (при наличии) связанных с ним объектов по производству электрической энергии и (или) систем накопления электрической энергии, в отношении которых заявитель намерен зарегистрировать объект регулирования потребления электрической энергии) в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан оплачивать такие услуги;
к) документы, подтверждающие:
в отношении поставщиков электрической энергии - владение заявителем на праве собственности или на ином законном основании генерирующим оборудованием, с использованием которого заявитель намерен осуществлять торговлю электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке;
в отношении крупных потребителей электрической энергии - владение на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающим оборудованием, с использованием которого заявитель намерен осуществлять торговлю электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке;
л) документы, подтверждающие наличие договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, - в случае если заявитель (лицо, в интересах которого заявитель намерен осуществлять куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке) в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению;
м) информацию:
в отношении групп точек поставки - о паспортных технологических характеристиках генерирующего и энергопринимающего оборудования;
в отношении объекта регулирования потребления электрической энергии - об объеме снижения потребления электрической энергии и о длительности непрерывного снижения потребления, а также о паспортных технологических характеристиках объектов по производству электрической энергии и (или) систем накопления электрической энергии (при наличии);
н) документы, подтверждающие наличие в группе точек поставки, соответствующей установленным договором о присоединении к торговой системе оптового рынка техническим требованиям системы связи, обеспечивающей передачу системному оператору данных, необходимых для осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления в пределах Единой энергетической системы России, в соответствии с Правилами оптового рынка;
о) в отношении группы точек поставки - документы, свидетельствующие о соответствии средств измерений, которыми оснащены точки (группы точек) поставки на оптовом рынке электрической энергии (мощности), техническим требованиям, установленным Правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;