ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2024 года № 329

О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды



В соответствии со статьей 4_4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды.

2. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определить соответственно исполнительный орган субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления, уполномоченные представлять информацию для размещения в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды, и в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления направить сведения об указанных уполномоченных органах в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "о" пункта 3, подпункта "ж" пункта 11, подпунктов "л" - "н" пункта 15, пунктов 16-19, 32-34 и 36-38 Положения, утвержденного настоящим постановлением, и приложений № 1-31 к Положению, утвержденному настоящим постановлением.

4. Подпункт "о" пункта 3 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступает в силу с 1 марта 2026 г.

5. Подпункт "ж" пункта 11, подпункты "л" - "н" пункта 15, пункты 16-19, 32-34 и 36-38 Положения, утвержденного настоящим постановлением, и приложения № 1-31 к Положению, утвержденному настоящим постановлением, вступают в силу с 1 марта 2025 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 19 марта 2024 года № 329

Положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды (далее - федеральная система), перечень видов размещаемой в ней информации и состав такой информации, требования к форме и формату размещения такой информации, в том числе к виду электронной подписи, порядок и условия размещения такой информации в федеральной системе, в том числе срок и периодичность ее размещения, перечень поставщиков такой информации в федеральную систему (далее - поставщики информации), порядок доступа к информации, содержащейся в федеральной системе, а также порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении федеральной системы, в том числе состав и объем информации, подлежащей размещению в федеральной системе в порядке данного взаимодействия, порядок и сроки ее размещения в федеральной системе.

2. Федеральная система предназначена для:

а) обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией);

б) сбора, обработки и анализа информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);

в) оценки состояния окружающей среды и прогнозирования его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов.

3. Федеральная система содержит следующие информационные подсистемы:

а) подсистема интеграции, обеспечивающая возможность централизованного и унифицированного взаимодействия в автоматизированном режиме с внешними системами, используемыми поставщиками информации и пользователями содержащейся в федеральной системе информации (далее - пользователи информации), обмена данными с использованием распространенных протоколов и форматов обмена, отслеживание хода работ процедур обмена данными, а также ведение метаданных, на основе которых можно отследить поставщиков информации и пользователей информации, задействованных в ходе информационного обмена;

б) подсистема контроля качества и нормализации данных, предназначенная для ведения и выполнения процедур проверки и оценки качества данных из внешних систем-источников, а также нормализации данных и обеспечивающая контроль целостности данных, установление требований к данным в человекочитаемом виде и в виде, пригодном для автоматизированной обработки, автоматизированный контроль качества данных на основе предусмотренных настоящим Положением требований, определение уровня качества данных, полученных из внешних систем-источников, формирование отчетов об уровне качества данных, полученных из внешних систем-источников;

в) подсистема нормативно-справочной информации и унификации данных, предназначенная для обеспечения единого контекста, представленного общими справочниками, который требуется для совместного анализа данных, поступающих из внешних систем-источников, и обеспечивающая загрузку справочников, используемых в федеральной системе, из внешних систем-источников или при отсутствии таковых формирование их внутри федеральной системы на основе данных локальных справочников систем-источников, подключенных к федеральной системе;

г) подсистема управления метаданными, обеспечивающая отражение перечня задействованных в федеральной системе сущностей, взаимосвязей между ними, сведений об атрибутах сущностей;

д) подсистема хранения и управления данными, предназначенная для обеспечения обработки, хранения, изменения и предоставления доступа компонентам федеральной системы ко всем массивам данных, обрабатываемых в федеральной системе;

е) подсистема витрин данных, предназначенная для формирования специализированных структур данных, ориентированных на использование в различных видах государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Витрины данных формируются на основе данных подсистемы хранения и управления данными;

ж) подсистема отчетности и аналитики, предназначенная для обработки и представления сводной статистической и аналитической отчетности на основании собранной информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) из различных источников, а также для визуализации значений показателей в различных аналитических разрезах. Подсистема отчетности и аналитики должна использовать для своей работы данные, содержащиеся в подсистеме витрин данных. В подсистеме отчетности и аналитики должны быть обеспечены возможность формирования типовых (преднастроенных) аналитических отчетов, а также настройка и создание новых отчетов непосредственно пользователями информации;

з) подсистема цифрового портала, предназначенная для предоставления в общедоступной форме сведений и информации, обрабатываемых федеральной системой в различных форматах и разрезах, всем категориям поставщиков информации и пользователей информации, а также обеспечения интерфейсов для работы пользователей информации в соответствии с ролевой моделью доступа;

и) подсистема администрирования, обеспечивающая возможность управления настройками параметров, управляющих работой прочих подсистем федеральной системы, управления запуском и остановкой отдельных модулей федеральной системы;

к) подсистема ручного ввода данных, обеспечивающая возможность конструировать формы ввода в том числе для иерархических данных, а также создание структур данных для их хранения в подсистеме хранения и управления данными;

л) подсистема информационной безопасности, обеспечивающая сбор, запись и хранение информации о событиях безопасности с возможностью мониторинга (просмотра, анализа) результатов регистрации событий безопасности, реализацию необходимых методов, типов и правил разграничения доступа к информации, а также разделение полномочий (ролей) пользователей информации, включая ограничение прав пользователей информации по вводу информации в федеральную систему;

м) подсистема общественного контроля в области охраны окружающей среды, обеспечивающая оперативный обмен между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти сведениями, указывающими на наличие нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также информирование пользователей информации о выявленных нарушениях в области охраны окружающей среды, принятых предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

н) подсистема единой экологической диспетчерской, обеспечивающая информационное обеспечение деятельности по выявлению и устранению нарушений в сфере охраны окружающей среды и информационное обеспечение деятельности по предупреждению и ликвидации последствий происшествий, опасных явлений и чрезвычайных ситуаций;

о) подсистема комплексного прогнозирования и моделирования, обеспечивающая прогнозирование состояния окружающей среды, основанное на технологии больших данных и машинного обучения.

4. К функциональным требованиям к федеральной системе относятся:

а) сбор, хранение, анализ и обработка информации, размещаемой поставщиками информации, предоставление информации пользователям информации, а также обмен информацией, содержащейся в федеральной системе;

б) обеспечение возможности использования информации, содержащейся в федеральной системе, в целях комплексной оценки состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, и прогноза изменений состояния окружающей среды;

в) обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия при ведении федеральной системы посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

г) обеспечение выполнения требований в области защиты информации, содержащейся в федеральной системе, а также сохранности такой информации;

д) обеспечение возможности интеграции и взаимодействия федеральной системы с иными информационными системами.

5. Обладателем информации, содержащейся в федеральной системе, является Российская Федерация.

Исключительные права на программы для электронных вычислительных машин и иные результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием и развитием федеральной системы, технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в федеральной системе, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, принадлежат Российской Федерации.

Правомочия обладателя информации, содержащейся в федеральной системе, а также исключительных прав, указанных в абзаце втором настоящего пункта, от имени Российской Федерации осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

6. Функции заказчика федеральной системы осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Оператором федеральной системы является публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (далее - оператор).

7. Функциями заказчика федеральной системы являются:

а) определение технических требований к федеральной системе, в том числе требований к защите информации, содержащейся в федеральной системе;

б) утверждение технических заданий на создание, развитие федеральной системы (очереди федеральной системы);

в) обеспечение создания и развития федеральной системы;

г) обеспечение передачи федеральной системы оператору в целях ее эксплуатации, в том числе предоставление прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках реализации мероприятий, связанных с созданием (развитием) федеральной системы в виде простой (неисключительной) лицензии;

д) утверждение технической, методической документации, необходимой для обеспечения функционирования федеральной системы;

е) определение перечня и содержания работ (услуг) по эксплуатации федеральной системы, выполняемых (оказываемых) оператором.

8. Функциями оператора являются:

а) эксплуатация федеральной системы;

б) обеспечение бесперебойного функционирования федеральной системы;

в) соблюдение требований безопасности федеральной системы;

г) обеспечение сохранности и неизменности принимаемой и передаваемой информации с использованием федеральной системы;

д) обработка информации, содержащейся в базах данных федеральной системы.

9. Адрес официального сайта федеральной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт федеральной системы) - https://ecomonitoring.mnr.gov.ru.

II. Порядок создания, эксплуатации и развития федеральной системы

10. Создание, эксплуатация и развитие федеральной системы осуществляются в соответствии с требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

11. Создание, эксплуатация и развитие федеральной системы осуществляются на основании следующих принципов:

а) обеспечение функционирования федеральной системы как совокупности информационных подсистем;

б) полнота, достоверность, актуальность информации при ее размещении в федеральной системе, а также своевременность размещения соответствующей информации;

в) однократность ввода информации и многократность ее использования;

г) открытость и доступность информации, содержащейся в федеральной системе, для поставщиков информации и пользователей информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне;

д) обеспечение оперативного доступа к федеральной системе всех зарегистрированных пользователей информации вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к информации, содержащейся в федеральной системе;

е) размещение информации и электронных документов в федеральной системе только зарегистрированными в ней поставщиками информации в порядке, определенном настоящим Положением;

ж) ответственность поставщиков информации за полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в федеральной системе;

з) использование электронной подписи в целях придания юридической значимости определенным сведениям и электронным документам, размещенным в федеральной системе;

и) обеспечение уровня бесперебойности и надежности функционирования федеральной системы с организацией защиты информации и информационных каналов в соответствии с эксплуатационными требованиями;

к) надежность программных и технических средств федеральной системы;

л) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными системами на основе единых правил и форматов информационного взаимодействия.

12. Создание, развитие и эксплуатация федеральной системы осуществляются на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»