| | | |
Контрольная точка | Срок выполнения | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат |
I. Проект "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно- энергетического комплекса"
|
1. Сформированы и утверждены организационные структуры (рабочие группы и подгруппы), осуществлена подготовка к проектированию архитектуры домена топливно- энергетического комплекса | III квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | определена ресурсная потребность для обеспечения проектирования архитектуры домена топливно- энергетического комплекса в соответствии с предварительным объемом функций и количеством участников домена; определены зоны ответственности для привлечения консультантов и внешних исполнителей, объемы работ и требования к квалификации исполнителей; подготовлены перечни участников домена и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов по вопросам функционирования единой |
| | | цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2338 "Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 555" (далее - методические документы)
|
2. Анализ текущего состояния домена топливно- энергетического комплекса, а также проработка включения информационного обмена на базе общей информационной модели в перечень потребностей клиента (организации топливно- энергетического комплекса) | III квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | разработана целостная модель, описывающая стратегические аспекты деятельности, функциональное устройство домена топливно-энергетического комплекса, предоставляемые ценности, процессы, а также клиентов домена топливно- энергетического комплекса и участников цепочек поставки ценности; подготовлены материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
|
3. Проектирование целевой функциональной архитектуры домена топливно- энергетического комплекса, в том числе проработка включения в целевой портфель сервисов домена топливно- энергетического комплекса платформы технологического управления
| IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | подготовлены целевые карты приоритетных клиентских путей, целевой портфель сервисов, концептуальная модель данных и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
|
4. Проектирование целевой верхнеуровневой архитектуры домена топливно- энергетического комплекса
| IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | подготовлены целевой перечень информационных систем, архитектура данных, а также верхнеуровневая интеграционная архитектура домена топливно- энергетического комплекса в соответствии с положениями методических документов
|
5. Проектирование целевого состояния нормативных рамок домена топливно- энергетического комплекса
| IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | подготовлены описание текущих нормативных барьеров, целевое видение нормативно-правового регулирования домена топливно- энергетического комплекса, проекты изменений в нормативные правовые акты и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
|
6. Разработка операционного плана автоматизации домена топливно-энергетического комплекса на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | подготовлены порядок миграции на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех" сервисов домена топливно- энергетического комплекса, "дорожная карта" развития домена топливно-энергетического комплекса, оценка требуемых ресурсов и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов
|
7. Осуществлена защита у куратора домена топливно- энергетического комплекса описания целевой архитектуры домена топливно- энергетического комплекса, в том числе в части платформы технологического управления
| IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | осуществлены подготовка, согласование и утверждение итогового описания архитектуры домена топливно-энергетического комплекса и других материалов в соответствии с положениями методических документов |
8. Осуществлено проектирование сервисов домена топливно- энергетического комплекса, в том числе функционала платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения"
| I квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | подготовлены техническое задание и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
9. Осуществлена реализация сервисов домена топливно- энергетического комплекса, в том числе платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения"
| II квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | реализован функционал платформы технологического управления на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"; подготовлены соответствующие технические документы, в том числе акты выполненных работ, и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
10. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 25 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления
| III квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | снижены трудозатраты и сокращены ошибки при вводе, передаче и первичном анализе данных за счет реализации концепции однократного ввода данных; направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки |
11. Проведены мероприятия по распространению в отраслях топливно-энергетического комплекса практики применения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена, и общих информационных моделей | ежегодно (начиная с IV квартала 2026 г.) | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | проведен анализ текущей ситуации. Идентифицированы необходимые к внедрению цифровые платформы, предназначенные для оптимизации информационного обмена; разработан (скорректирован) план внедрения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена; проведены информационные кампании; проведены пилотные проекты по внедрению цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена; обеспечены мониторинг и доработка плана внедрения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена (при необходимости); направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки
|
12. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 63 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления
| I квартал 2027 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | обеспечена оптимизация функционирования служб электросетевых компаний путем комплексной автоматизации бизнес-процессов; направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы технологического управления на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" за 2026 год
|
13. Общая информационная модель внедрена в электроэнергетической отрасли во всех субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления | IV квартал 2030 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса | обеспечено активное использование единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", в том числе платформы технологического управления в электроэнергетической отрасли; увеличена глубина анализа информации, сформированной в разных системах, ранее не связанных между собой; направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы технологического управления на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" за 2030 год
|
II. Проект "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе"
|
14. Обеспечено формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры топливно- энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю; разработаны критерии приоритизации направлений импортозамещения (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры); разработаны критерии приоритизации проектов импортозамещения по определенным направлениям импортозамещения (в том числе для объектов критической | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России | сформирован перечень объектов критической информационной инфраструктуры топливно- энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. № 239; сформирован и согласован Минэнерго России график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно- аппаратных комплексов; сформирован и согласован Минэнерго России предварительный (верхнеуровневый) график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-аппаратных |
информационной инфраструктуры); сформированы перечни приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей; разработано финансово- экономическое обоснование реализации приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей; определены источники финансирования; оценены требуемые временные и финансовые ресурсы для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественных программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов
| | | комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры; сформирован и согласован Минэнерго России уточненный график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно- аппаратных комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры |
15. Осуществлены мероприятия по мониторингу и контролю замещения промышленного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно- энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России | обеспечено импортозамещение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, в соответствии с показателями, установленными согласно разделу 2 отраслевого плана мероприятий по обеспечению готовности заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры |
| | | Российской Федерации, которые функционируют в сферах энергетики и топливно- энергетического комплекса, к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно- аппаратных комплексов, утвержденного 16 февраля 2023 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации Э.М.Шереметцевым (далее - отраслевой план по импортозамещению)
|
16. Проведена оценка объемов и номенклатуры общесистемного и прикладного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств; проведена оценка ресурсов в организациях топливно- энергетического комплекса на предмет их достаточности для обеспечения импортозамещения программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; обеспечены сбор и уточнение требований к разрабатываемому отечественному общесистемному и прикладному программному обеспечению
| ежеквартально | Минэнерго России | достигнуты установленные показатели импортозамещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры (согласно отраслевому плану по импортозамещению) |
17. Осуществлены мониторинг и контроль замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно- энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; осуществлен мониторинг сведений о программном обеспечении, включенном в единый реестр российского программного обеспечения; осуществлены сбор и обработка данных об использовании иностранного программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры; | ежеквартально | Минэнерго России | подготовлен отчет о результатах мониторинга и контроля замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно- аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; подготовлен отчет о результатах анализа сроков безрискового использования программного обеспечения и программно- аппаратных комплексов в условиях санкций; подготовлен доклад о результатах реализации приоритетных отраслевых проектов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры |
осуществлен мониторинг закупок программного обеспечения и программно- аппаратных комплексов; осуществлены сбор, обработка и анализ данных о прогрессе и результатах реализации приоритетных отраслевых проектов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; осуществлены сбор, анализ и актуализация требований в части индустриального программного обеспечения, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения
| | | |
18. Проведены работы по актуализации перечня приоритетных отраслевых проектов второй очереди (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры); анализ предложений | ежеквартально | Минэнерго России | подготовлен доклад о результатах актуализации перечня отраслевых проектов второй очереди, в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры |
разработчиков отечественного программного обеспечения по направлениям внедрения готового программного обеспечения, доработки существующего программного обеспечения в соответствии с установленными требованиями и стартапы; содействие в подготовке пакета документов для рассмотрения предложений разработчиков на заседаниях отраслевых комитетов "Нефтегазовый и угольный комплекс" и "Электроэнергетический комплекс"
| | | |
19. Проведен мониторинг внесения корреспондирующих изменений в связи с реализацией приоритетных проектов в области импортозамещения индустриального программного обеспечения, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения в стратегии цифровой трансформации, инвестиционные программы и долгосрочные программы развития отраслевых организаций
| ежегодно | Минэнерго России | проведены мероприятия по корректировке стратегий цифровой трансформации, долгосрочных программ развития, инвестиционных программ организаций топливно- энергетического комплекса; стратегические документы согласованы (утверждены) |
III. Проект "Повышение уровня готовности топливно-энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта"
|
20. Разработаны положение и состав рабочей группы по развитию искусственного интеллекта в топливно- энергетическом комплексе при Минэнерго России (далее - рабочая группа Минэнерго России) | IV квартал 2023 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | утвержден состав рабочей группы Минэнерго России, включающий представителей научных организаций, организаций сектора информационных технологий и топливно-энергетического комплекса; утверждено положение, регламентирующее деятельность рабочей группы Минэнерго России
|
21. Разработаны и утверждены технические требования к "песочнице" данных | I квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | рабочей группой Минэнерго России с учетом позиции отраслевых организаций разработаны технические требования к "песочнице" данных и утверждены приказом Минэнерго России; обеспечены условия для надежной и стабильной эксплуатации среды для тестирования, регламентированы процессы тестирования и технической поддержки "песочницы" данных
|
22. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах; проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом сформированных потребностей отраслей топливно- энергетического комплекса | II квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | обеспечены условия для российских разработчиков решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, создавать продукты, более точно отвечающие потребностям отраслей топливно- энергетического комплекса; осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, преимущественно российского происхождения для дальнейшего распространения (тиражирования) в отраслях топливно-энергетического комплекса
|
23. "Песочница" данных введена в эксплуатацию в тестовом режиме | II квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий
| проведены комплексное тестирование всех компонентов и модулей системы, оценка производительности и устойчивости, анализ потенциальных уязвимостей; устранены выявленные программные ошибки
|
24. "Песочница" данных введена в эксплуатацию в рабочем режиме; проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса; в случае необходимости сформированы дата-сеты
| III квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | "песочница" данных готова к работе с реальными данными; осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно- энергетическом комплексе |
25. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах; проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса
| IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | для разработчиков решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, обеспечены условия для создания программных продуктов, более точно отвечающих потребностям организаций топливно- энергетического комплекса; осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно- энергетическом комплексе
|
26. Проведена отраслевая сессия для оценки работы "песочницы" данных; определен порядок дальнейшего функционирования рабочей группы Минэнерго России, а также реализации мероприятий по эксплуатации "песочницы" данных; создан механизм мониторинга внедрения решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, в топливно-энергетическом комплексе | I квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно- энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | разработан приказ Минэнерго России, утверждающий формы представления организациями топливно- энергетического комплекса в Минэнерго России информации о внедрении решений, разработанных на основе искусственного интеллекта; подведены итоги реализации проекта, проведен анализ необходимости продления проекта в рамках стратегического направления, направлен доклад в Правительство Российской Федерации |