Действующий

Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года

Приложение № 6
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
до 2030 года



План мероприятий ("дорожная карта") по реализации стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года


Контрольная точка

Срок выполнения

Ответственные исполнители

Ожидаемый результат

I. Проект "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно-
энергетического комплекса"

1. Сформированы и утверждены организационные структуры (рабочие группы и подгруппы), осуществлена подготовка к проектированию архитектуры домена топливно-
энергетического комплекса

III квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

определена ресурсная потребность для обеспечения проектирования архитектуры домена топливно-
энергетического комплекса в соответствии с предварительным объемом функций и количеством участников домена;
определены зоны ответственности для привлечения консультантов и внешних исполнителей, объемы работ и требования к квалификации исполнителей;
подготовлены перечни участников домена и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии
с положениями методических документов по вопросам функционирования единой

цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г.
№ 2338 "Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех",
о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 555"
(далее - методические документы)

2. Анализ текущего состояния домена топливно-
энергетического комплекса, а также проработка включения информационного обмена на базе общей информационной модели в перечень потребностей клиента (организации топливно-
энергетического комплекса)

III квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

разработана целостная модель, описывающая стратегические аспекты деятельности, функциональное устройство домена топливно-энергетического комплекса, предоставляемые ценности, процессы, а также клиентов домена топливно-
энергетического комплекса и участников цепочек поставки ценности;
 подготовлены материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов

3. Проектирование целевой функциональной архитектуры домена топливно-
энергетического комплекса, в том числе проработка включения в целевой портфель сервисов домена топливно-
энергетического комплекса платформы технологического управления

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

подготовлены целевые карты приоритетных клиентских путей, целевой портфель сервисов, концептуальная модель данных и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов

4. Проектирование целевой верхнеуровневой архитектуры домена топливно-
энергетического комплекса

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

подготовлены целевой перечень информационных систем, архитектура данных, а также верхнеуровневая интеграционная архитектура домена топливно-
энергетического комплекса в соответствии с положениями методических документов

5. Проектирование целевого состояния нормативных рамок домена топливно-
энергетического комплекса

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

подготовлены описание текущих нормативных барьеров, целевое видение нормативно-правового регулирования домена топливно-
энергетического комплекса, проекты изменений в нормативные правовые акты и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов

6. Разработка операционного плана автоматизации домена топливно-энергетического комплекса на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

подготовлены порядок миграции на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех" сервисов домена топливно-
энергетического комплекса, "дорожная карта" развития домена топливно-энергетического комплекса, оценка требуемых ресурсов и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов

7. Осуществлена защита у куратора домена топливно-
энергетического комплекса описания целевой архитектуры домена топливно-
энергетического комплекса, в том числе в части платформы технологического управления

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

осуществлены подготовка, согласование и утверждение итогового описания архитектуры домена топливно-энергетического комплекса и других материалов в соответствии с положениями методических документов

8. Осуществлено проектирование сервисов домена топливно-
энергетического комплекса, в том числе функционала платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения"

I квартал 2025 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

подготовлены техническое задание и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов

9. Осуществлена реализация сервисов домена топливно-
энергетического комплекса, в том числе платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения"

II квартал 2025 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

реализован функционал платформы технологического управления на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";
подготовлены соответствующие технические документы, в том числе акты выполненных работ,
и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов

10. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 25 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления

III квартал 2025 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

снижены трудозатраты и сокращены ошибки при вводе, передаче и первичном анализе данных за счет реализации концепции однократного ввода данных;
направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки

11. Проведены мероприятия по распространению в отраслях топливно-энергетического комплекса практики применения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена, и общих информационных моделей

ежегодно
(начиная
с IV квартала
2026 г.)

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

проведен анализ текущей ситуации. Идентифицированы необходимые к внедрению цифровые платформы, предназначенные для оптимизации информационного обмена;
разработан (скорректирован) план внедрения цифровых платформ,
предназначенных для оптимизации информационного обмена;
проведены информационные кампании;
проведены пилотные проекты по внедрению цифровых платформ,
предназначенных для оптимизации информационного обмена;
обеспечены мониторинг и доработка плана внедрения цифровых платформ,
предназначенных для оптимизации информационного обмена (при необходимости);
направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки

12. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 63 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления

I квартал 2027 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

обеспечена оптимизация функционирования служб электросетевых компаний путем комплексной автоматизации бизнес-процессов;
 направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы технологического управления на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" за 2026 год

13. Общая информационная модель внедрена в электроэнергетической отрасли во всех субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена,
в том числе посредством использования платформы технологического управления

IV квартал 2030 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса

обеспечено активное использование единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", в том числе платформы технологического
управления в электроэнергетической отрасли;
увеличена глубина анализа информации, сформированной в разных системах,
ранее не связанных между собой;
направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы
технологического управления на единой цифровой платформе
Российской Федерации "ГосТех" за 2030 год

II. Проект "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе"

14. Обеспечено формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры топливно-
энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
разработаны критерии приоритизации направлений импортозамещения (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры);
 разработаны критерии приоритизации проектов импортозамещения по определенным направлениям импортозамещения (в том числе для объектов критической

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России

сформирован перечень объектов критической информационной инфраструктуры топливно-
энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г.
№ 239;
сформирован и согласован Минэнерго России график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-
аппаратных комплексов;
сформирован и согласован Минэнерго России предварительный (верхнеуровневый) график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-аппаратных

информационной инфраструктуры);
 сформированы перечни приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей;
разработано финансово-
экономическое обоснование реализации приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей;
 определены источники финансирования;
оценены требуемые временные и финансовые ресурсы для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественных программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов

комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
сформирован и согласован Минэнерго России уточненный график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-
аппаратных комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры

15. Осуществлены мероприятия по мониторингу и контролю замещения промышленного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-
энергетическом комплексе,
в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России

обеспечено импортозамещение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, в соответствии
с показателями, установленными согласно разделу 2 отраслевого плана мероприятий по обеспечению готовности заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры

Российской Федерации, которые функционируют в сферах энергетики и топливно-
энергетического комплекса, к преимущественному использованию российского программного обеспечения,
в том числе в составе программно-
аппаратных комплексов, утвержденного 16 февраля 2023 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации Э.М.Шереметцевым (далее - отраслевой план по импортозамещению)

16. Проведена оценка объемов и номенклатуры общесистемного и прикладного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
 проведена оценка ресурсов в организациях топливно-
энергетического комплекса на предмет их достаточности для обеспечения импортозамещения программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры;
 обеспечены сбор и уточнение требований к разрабатываемому отечественному общесистемному и прикладному программному обеспечению

ежеквартально

Минэнерго России

достигнуты установленные показатели импортозамещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры (согласно отраслевому плану по импортозамещению)

17. Осуществлены мониторинг и контроль замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-
энергетическом комплексе,
в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры;
 осуществлен мониторинг сведений о программном обеспечении, включенном в единый реестр российского программного обеспечения;
 осуществлены сбор и обработка данных об использовании иностранного программного обеспечения на значимых
объектах критической
информационной
инфраструктуры;

ежеквартально

Минэнерго России

подготовлен отчет о результатах мониторинга и контроля замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-
аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры;
подготовлен отчет о результатах анализа сроков безрискового использования программного обеспечения и программно-
аппаратных комплексов в условиях санкций;
подготовлен доклад о результатах
реализации приоритетных отраслевых проектов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры

осуществлен мониторинг закупок программного обеспечения и программно-
аппаратных комплексов;
осуществлены сбор, обработка
и анализ данных о прогрессе
и результатах реализации
приоритетных отраслевых
проектов, в том числе
на объектах критической
информационной
инфраструктуры;
осуществлены сбор, анализ
и актуализация требований
в части индустриального
программного обеспечения,
а также общесистемного
и прикладного программного
обеспечения

18. Проведены работы по актуализации перечня приоритетных отраслевых проектов второй очереди (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры);
 анализ предложений

ежеквартально

Минэнерго России

подготовлен доклад о результатах актуализации перечня отраслевых проектов второй очереди, в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры

разработчиков отечественного программного обеспечения по направлениям внедрения готового программного обеспечения, доработки существующего программного обеспечения в соответствии с установленными требованиями и стартапы;
содействие в подготовке пакета документов для рассмотрения предложений разработчиков на заседаниях отраслевых комитетов "Нефтегазовый и угольный комплекс" и "Электроэнергетический комплекс"

19. Проведен мониторинг внесения корреспондирующих изменений в связи с реализацией приоритетных проектов в области импортозамещения индустриального программного обеспечения, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения в стратегии цифровой трансформации, инвестиционные программы и долгосрочные программы развития отраслевых организаций

ежегодно

Минэнерго России

проведены мероприятия по корректировке стратегий цифровой трансформации, долгосрочных программ развития, инвестиционных программ организаций топливно-
энергетического комплекса;
стратегические документы согласованы (утверждены)

III. Проект "Повышение уровня готовности топливно-энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта"

20. Разработаны положение и состав рабочей группы по развитию искусственного интеллекта в топливно-
энергетическом комплексе при Минэнерго России (далее - рабочая группа Минэнерго России)

IV квартал 2023 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса;
организации отрасли
информационных технологий

утвержден состав рабочей группы Минэнерго России, включающий представителей
научных организаций, организаций сектора информационных технологий
и топливно-энергетического комплекса;
утверждено положение, регламентирующее деятельность рабочей группы
Минэнерго России

21. Разработаны и утверждены технические требования к "песочнице" данных

I квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса;
организации отрасли
информационных технологий

рабочей группой Минэнерго России с учетом позиции отраслевых организаций разработаны технические требования к "песочнице" данных и утверждены приказом Минэнерго России;
обеспечены условия для надежной и стабильной эксплуатации среды для тестирования, регламентированы процессы тестирования
и технической поддержки "песочницы" данных

22. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах;
 проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом сформированных потребностей отраслей топливно-
энергетического комплекса

II квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса;
организации отрасли
информационных технологий

обеспечены условия для российских разработчиков решений, разработанных
на основе искусственного интеллекта, создавать продукты, более точно отвечающие
потребностям отраслей топливно-
энергетического комплекса;
осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта,
преимущественно российского происхождения для дальнейшего распространения
(тиражирования) в отраслях топливно-энергетического комплекса

23. "Песочница" данных введена в эксплуатацию в тестовом режиме

II квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса;
организации отрасли
информационных технологий

проведены комплексное тестирование всех компонентов и модулей системы, оценка производительности и устойчивости, анализ потенциальных уязвимостей;
устранены выявленные программные ошибки

24. "Песочница" данных введена
в эксплуатацию в рабочем
режиме;
проведены мероприятия
по отбору решений,
разработанных на основе
искусственного интеллекта,
с учетом потребностей отраслей
топливно-энергетического
комплекса;
в случае необходимости
сформированы дата-сеты

III квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса;
организации отрасли
информационных технологий

"песочница" данных готова к работе с реальными данными;
осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта,
для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно-
энергетическом
комплексе

25. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах;
 проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса

IV квартал 2024 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса;
организации отрасли
информационных технологий

для разработчиков решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, обеспечены условия для создания программных продуктов, более точно отвечающих потребностям организаций топливно-
энергетического комплекса;
осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно-
энергетическом комплексе

26. Проведена отраслевая сессия для оценки работы "песочницы" данных;
определен порядок дальнейшего
функционирования рабочей
группы Минэнерго России,
а также реализации мероприятий
по эксплуатации "песочницы"
данных;
создан механизм мониторинга
внедрения решений,
разработанных на основе
искусственного интеллекта,
в топливно-энергетическом
комплексе

I квартал 2025 г.

Минэнерго России;
организации топливно-
энергетического комплекса;
организации отрасли
информационных технологий

разработан приказ Минэнерго России, утверждающий формы представления
организациями топливно-
энергетического комплекса в Минэнерго России
информации о внедрении решений, разработанных на основе искусственного
интеллекта;
подведены итоги реализации проекта, проведен анализ необходимости продления
проекта в рамках стратегического направления, направлен доклад
в Правительство Российской Федерации



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

www.pravo.gov.ru, 15.03.2024,

№ 0001202403150015