Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32608-2024


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ

Термины и определения

Exhibition and trade fair activities. Terms and definitions



МКС 03.080.30

Дата введения 2024-04-01

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 января 2024 г. № 169-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

 

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 февраля 2024 г. № 242-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32608-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2024 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 32608-2014

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Установленные настоящим стандартом термины в соответствии с методом системно-интеграционного подхода расположены в порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определяемых в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов по выставочно-ярмарочной деятельности, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

     2 Термины и определения

Выставочно-ярмарочная деятельность

1 выставочно-ярмарочная деятельность: Деятельность, осуществляемая субъектами выставочно-ярмарочной деятельности, направленная на организацию и проведение выставочных, выставочно-ярмарочных мероприятий в целях формирования гражданского общества, активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, привлечения инвестиций и укрепления экономического потенциала страны, реализации национальных целей и задач, направленных на увеличение промышленного производства, внедрение технологических инноваций, увеличение доли страны на мировых рынках товаров и услуг, а также доли экспорта товаров в общем мировом объеме экспорта.

2 субъект выставочно-ярмарочной деятельности: Юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющее отношение к выставочно-ярмарочной деятельности.

Примечание - К субъектам относятся: организатор (устроитель), оператор, генеральный застройщик, застройщик выставочных стендов, участники, экспоненты и посетители выставочных, выставочно-ярмарочных и конгрессно-выставочных мероприятий; сервисные компании, которые предоставляют товары и/или услуги, связанные с подготовкой, организацией и проведением выставочного, выставочно-ярмарочного и конгрессно-выставочного мероприятия; собственник (владелец) объекта, предназначенного для подготовки, организации и проведения выставочных, выставочно-ярмарочных и конгрессно-выставочных мероприятий, арендаторы или управляющие компании, которые владеют объектом, предназначенным для проведения мероприятий на ином законном основании, некоммерческие объединения компаний выставочно-ярмарочной деятельности, созданные в целях координации деятельности их членов, обеспечения защиты их прав и представления общих, в т.ч. профессиональных, интересов в государственных органах, коммерческих структурах и международных организациях, а также для достижения общественно полезных целей, развития выставочно-ярмарочной деятельности государств.

3 управление выставочно-ярмарочной деятельностью: Процесс формирования и реализации управляющих мер в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.

4 функции управления выставочно-ярмарочной деятельностью: Анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование, организация, учет, контроль и регулирование производственных процессов в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.

5 регулирование выставочно-ярмарочной деятельности: Воздействие на выставочно-ярмарочную деятельность и всех ее участников принятием нормативных правовых актов для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц.

Примечание - Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности подразумевает согласованные действия федеральных (республиканских) и/или региональных органов исполнительной власти и/или органов местного самоуправления, общественных объединений и профессиональных отраслевых объединений.

6 координация выставочно-ярмарочной деятельности: Согласование и упорядочение выставочно-ярмарочной деятельности, осуществляемые ее основными участниками на федеральном (республиканском), региональном и местном уровнях.

7 координационный орган в сфере выставочно-ярмарочной деятельности: Орган, обеспечивающий взаимодействие и согласованные действия всех участников рынка выставочно-ярмарочных услуг (федеральными (республиканскими) и/или региональными органами исполнительной власти и/или органами местного самоуправления, общественными организациями, профессиональными отраслевыми объединениями) при решении задач в области выставочно-ярмарочной деятельности.

Примечания

1 Наименование координационного органа формируется на основании нормативно-правовых положений государства.

2 Координационный орган действует на основе принятых соответствующих положений.

8 стандартизация и сертификация в сфере выставочно-ярмарочной деятельности: Установление правил и характеристик выставочных и выставочно-ярмарочных мероприятий в целях добровольного многократного их использования как наилучших доступных практик и технологий проведения. Стандартизация выставочно-ярмарочной деятельности направлена на достижение ее упорядоченности, повышение качества и конкурентоспособности.

9 сертификация выставочно-ярмарочной деятельности: Процедура оценки и подтверждения соответствия выполнения требований и правил при осуществлении субъектом хозяйствования выставочно-ярмарочной деятельности.

Примечание - Сертификация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется в соответствии с нормативными документами государств.

10 поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий: Совокупность мер, обеспечивающих официальную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий со стороны органов государственной власти, отраслевых союзов и ассоциаций и содействие предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении продукции, товаров и услуг на внутреннем и зарубежном рынке.

11 спонсор: Физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, оказывающие в установленном порядке финансовую и/или материальную, и/или рекламно-информационную поддержку проведению выставочно-ярмарочных мероприятий.

12 эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: Результативность проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического, политического социального и культурного эффекта для развития страны, региона, города, хозяйствующих субъектов.

13 оценка эффективности выставочно-ярмарочной деятельности: Способ установления экономической, политической и/или социальной и культурной значимости выставочно-ярмарочного мероприятия для страны, региона, города, хозяйствующих субъектов.

14 экономический эффект от проведения выставочно-ярмарочного мероприятия: Полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление, получаемый выставочными организациями, участниками, иными субъектами, смежными отраслями экономики и ростом числа занятых рабочих мест.

Примечания

1 Экономический эффект от проведения выставочно-ярмарочного мероприятия включает мультипликативный эффект выставочно-ярмарочной деятельности.

2 К смежным отраслям экономики относятся туристический бизнес, транспорт, общественное питание и т.д.

3 Положительное влияние выставочно-ярмарочной деятельности складывается из следующих выгод: первого порядка, т.е. прямых доходов от посетителей и экспонентов выставочно-ярмарочных мероприятий; второго порядка, т.е. доходов государства и роста занятости населения в месте проведения выставочно-ярмарочного мероприятия, и долговременных выгод, т.е. влияния выставок/ярмарок на национальную/региональную экономику.

15 социальный эффект выставочно-ярмарочной деятельности: Положительное влияние выставочно-ярмарочной деятельности на уровень и качество жизни населения.

16 культурный эффект выставочно-ярмарочной деятельности: Положительное влияние выставочно-ярмарочной деятельности на уровень образования и духовно-нравственное развитие населения и получение гражданами новых знаний в различных областях.

17 политический эффект выставочно-ярмарочной деятельности: Положительное влияние выставочно-ярмарочной деятельности на повышение статуса государства, улучшение его имиджа, содействие межгосударственным отношениям и развитию межнациональных отношений.

18 мультипликативный эффект выставочно-ярмарочной деятельности: Стимулирующее влияние выставочно-ярмарочной деятельности на развитие смежных отраслей, на развитие промышленности в целом, рост экспорта, международную торговлю, внедрение новых технических решений, престиж фирмы, имидж города (региона) проведения выставки.

Выставочно-ярмарочные мероприятия

19 выставочное мероприятие (выставка): Мероприятие, которое проводится в определенном месте в четко установленные сроки и информация о котором доведена до неопределенного круга лиц, основной задачей которого является демонстрация и распространение товаров, услуг и/или информации среди участников (экспонентов) и посетителей.

Примечания

1 Выставочное мероприятие не относится к категории массовых мероприятий.

2 Выставки - многокомпонентные мероприятия, включающие наряду с демонстрацией экспонатов сопутствующие мероприятия.

20 выставочно-ярмарочное мероприятие (выставка-ярмарка): Мероприятие, которое проходит в определенном месте в четко установленные сроки и информация о котором доведена до неопределенного круга лиц, целью которого является не только демонстрация, но и возможность продажи товаров, работ и услуг, исходя из заявленной темы мероприятия.

Примечания

1 Выставочно-ярмарочное мероприятие не относится к категории массовых мероприятий.

2 На территории выставки-ярмарки осуществляется торговая деятельность. К выставкам-ярмаркам не относятся вещевые рынки и розничная торговля на улицах.

21 экспозиция: Отдельная завершенная часть выставочно-ярмарочного мероприятия, имеющая в его рамках самостоятельное значение.

22 специальная экспозиция: Экспозиция, представляющая в рамках выставочно-ярмарочного мероприятия экспонаты, материалы, информацию, посвященные определенному тематическому направлению.

23 коллективная экспозиция: Экспозиция, представленная несколькими (более одного) предприятиями/организациями и/или физическими лицами, и/или индивидуальными предпринимателями.

24 экспонат: Образец, представленный на выставочно-ярмарочном мероприятии для публичного обозрения.

Примечание - За образец принимается товар, услуга.

Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs