ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2024 года № 249
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
2. Реализация полномочий Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г., за исключением положений абзацев второго и третьего подпункта "а" пункта 3 приложения № 1 к Положению, утвержденному настоящим постановлением (в части, касающейся статьи 14.67, частей 3 и 4 статьи 15.12, части 6 статьи 19.4 и части 22 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), которые вступают в силу с 1 апреля 2024 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (далее - государственный контроль).
2. Предметом государственного контроля является соблюдение следующих обязательных требований (далее - обязательные требования):
а) соблюдение лицензионных требований, определенных частями 32 и 33 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства";
б) соблюдение обязательных требований в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства к производству, поставке, закупке (в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации), транспортировке, хранению табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, установленных законодательством Российской Федерации (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, в том числе если данные требования установлены законодательством Российской Федерации или актами органов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования, а также обязательных требований, связанных с розничной продажей табачной продукции и никотинсодержащей продукции), обязательных требований о государственной регистрации основного технологического оборудования, установленных статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства";
в) соблюдение обязательных требований, установленных статьями 5 и 6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", в целях выявления и пресечения незаконных производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья (за исключением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований, связанных с розничной продажей табачной продукции и никотинсодержащей продукции).
3. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальными органами.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (далее - должностные лица), являются:
а) руководитель Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и его заместитель;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по государственному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные обязанности);
в) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в соответствии с должностными обязанностями;
г) руководители территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и их заместители;
д) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и их заместители в соответствии с должностными обязанностями;
е) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в соответствии с должностными обязанностями.
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и решений об отнесении объектов государственного контроля к категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска), являются:
а) руководитель Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и его заместитель;
б) руководители территориальных органов Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками и их заместители.
6. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. Объектами государственного контроля (далее - объект контроля) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности контролируемых лиц в сфере производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, в том числе продукция (товары), к которым предъявляются обязательные требования (табачная продукция, никотинсодержащая продукция и сырье для их производства);
в) производственные и складские помещения, принадлежащие контролируемым лицам или используемые ими при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", основное технологическое оборудование, которым контролируемые лица владеют и (или) пользуются при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства".
8. Учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками (ее территориальными органами) с использованием государственных информационных систем.
9. Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ее территориальные органы) при осуществлении государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска:
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
10. Отнесение объектов контроля к категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями и правилами отнесения объектов государственного контроля к категории риска согласно приложению № 1.
11. Ключевой показатель государственного контроля и его целевые значения определены в приложении № 2.
12. Видами плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в рамках государственного контроля, в отношении объектов контроля лиц, не являющихся лицензиатами, в зависимости от присвоенной категории риска и с учетом их периодичности являются:
для категории значительного риска:
выборочный контроль (один раз в 2 года), или инспекционный визит (один раз в 2 года), или выездная проверка (один раз в 2 года);
для категории среднего риска:
выборочный контроль (один раз в 3 года), или инспекционный визит (один раз в 3 года), или документарная проверка (один раз в 3 года), или выездная проверка (один раз в 3 года);
для категории умеренного риска:
документарная проверка (один раз в 6 лет) или выездная проверка (один раз в 6 лет).
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля лиц, не являющихся лицензиатами, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
13. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается Федеральной службой по контролю за алкогольным и табачным рынками.
14. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит;
ж) меры стимулирования добросовестности.
15. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
16. Проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится ежегодно и проходит процедуру публичного обсуждения, утверждается приказом руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 3-го рабочего дня со дня его утверждения.
17. Контролируемым лицом, получившим предостережение, могут быть направлены возражения на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", либо иными указанными в предостережении способами в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (ее территориальный орган) рассматривает поступившие возражения на предостережение и по итогам их рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу о согласии с возражениями или о несогласии с возражениями в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
18. Должностное лицо проводит консультирование контролируемых лиц в письменной форме, если обращение содержит просьбу предоставить ответ в письменном виде, при их письменном обращении и представляет ответ по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанным в письменном обращении, либо в устной форме в случае обращения по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, а также в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия.
19. Должностное лицо осуществляет консультирование по следующим вопросам:
применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
особенности осуществления государственного контроля.
По вопросам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, предоставляется письменное консультирование путем направления письменного ответа контролируемому лицу.
20. В случае поступления 15 однотипных обращений по результатам ежеквартального анализа поступивших обращений консультирование по таким обращениям контролируемых лиц и (или) их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками.
21. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, в течение одного года с момента начала их деятельности.
Обязательные профилактические визиты проводятся уполномоченным должностным лицом по месту осуществления деятельности контролируемого лица в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
22. Должностное лицо проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи. В ходе обязательного профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица по вопросам, указанным в пункте 19 настоящего Положения, а также по следующим вопросам: