ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в Ленинградской области

(с изменениями на 7 октября 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 7 октября 2024 года N 109-оз (Сетевое издание "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru), 07.10.2024).

____________________________________________________________________



Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
31 января 2024 года



Настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлен на содействие участию населения муниципальных образований Ленинградской области в осуществлении местного самоуправления, в том числе в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иным федеральным законам, Уставу Ленинградской области, законодательству Ленинградской области, уставу муниципального образования.

Статья 1. Основные понятия и определения

 

1. Для целей настоящего областного закона применяются следующие понятия и определения:

содействие участию населения в осуществлении местного самоуправления - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Ленинградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области в целях обеспечения гарантий, создания правовых, экономических и организационных условий участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме финансовой, информационной, консультационной и методической, организационной поддержки;

общественный совет - иная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления на части территории муниципального образования;

часть территории муниципального образования - сельский населенный пункт, не являющийся административным центром муниципального образования, или часть его территории, или группа сельских населенных пунктов, в состав которой не входит административный центр муниципального образования.

2. Иные понятия, используемые в настоящем областном законе, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.

Статья 2. Цель и задачи содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления

 

1. Целью содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления является создание благоприятных условий и стимулов для деятельности по реализации инициативных проектов старостами сельских населенных пунктов, общественными советами и органами территориального общественного самоуправления на территории Ленинградской области.

2. Задачами содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления являются:

1) повышение активности участия населения Ленинградской области в социально-экономическом развитии муниципальных образований Ленинградской области и эффективном решении вопросов местного значения через старост сельских населенных пунктов, общественные советы и территориальное общественное самоуправление;

2) вовлечение населения Ленинградской области в процессы формирования и развития территориального общественного самоуправления;

3) совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) со старостами сельских населенных пунктов, общественными советами и органами территориального общественного самоуправления;

4) повышение уровня информированности населения Ленинградской области о деятельности органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления через старост сельских населенных пунктов, общественные советы и органы территориального общественного самоуправления;

5) повышение уровня информированности населения Ленинградской области о деятельности старост сельских населенных пунктов, общественных советов и органов территориального общественного самоуправления;

6) развитие профессиональных навыков у государственных гражданских служащих Ленинградской области, депутатов представительных органов местного самоуправления, руководителей и муниципальных служащих органов местного самоуправления по вопросам осуществления деятельности старост сельских населенных пунктов, общественных советов и территориального общественного самоуправления на территории Ленинградской области;

7) развитие профессиональных навыков у старост сельских населенных пунктов, членов общественных советов и представителей территориального общественного самоуправления по направлениям, связанным с осуществлением ими своих полномочий на территории Ленинградской области.

Статья 3. Формы содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления

 

1. В целях содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления в Ленинградской области может осуществляться финансовая поддержка инициативных проектов в форме предоставления бюджетам муниципальных образований Ленинградской области межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ленинградской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части.

Порядок и условия предоставления мер финансовой поддержки, указанных в настоящей части, а также требования к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора инициативных проектов устанавливаются Правительством Ленинградской области.

Порядок выдвижения, рассмотрения и реализации инициативных проектов, а также участия граждан и юридических лиц в их реализации (в том числе в случае невключения в муниципальную программу (подпрограмму) определяется решением совета депутатов муниципального образования.

Порядок включения инициативных проектов в муниципальную программу (подпрограмму) определяется правовым актом администрации муниципального образования.

2. В целях информационной поддержки орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления, размещает на официальном сайте Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию и обеспечивает ее своевременное обновление:

1) о формах, условиях и порядке содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления;

2) о правовых актах Ленинградской области, составляющих правовую основу участия населения в осуществлении местного самоуправления;

3) о тематических, справочных, методических и иных материалах в сфере содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления;

4) о практике участия населения в осуществлении местного самоуправления в Ленинградской области и на территории иных субъектов Российской Федерации;

5) иную информацию о формах содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления.

3. Консультационная и методическая формы поддержки включают:

1) проведение консультаций со старостами сельских населенных пунктов, членами общественных советов и представителями территориального общественного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением ими своих полномочий;

2) издание методических материалов для старост сельских населенных пунктов, членов общественных советов и представителей территориального общественного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением ими своих полномочий;

3) проведение обучающих тематических семинаров и научно-практических конференций по вопросам осуществления и развития деятельности старост сельских населенных пунктов, общественных советов и территориального общественного самоуправления, а также по иным социально значимым вопросам, связанным с их деятельностью;

4) проведение иных консультационных и методических мероприятий по направлениям, связанным с осуществлением старостами сельских населенных пунктов, членами общественных советов и представителями территориального общественного самоуправления своих полномочий.

4. Организационная поддержка осуществляется путем:

1) содействия в подготовке и проведении обучающих тематических семинаров, научно-практических конференций и иных мероприятий по вопросам деятельности старост сельских населенных пунктов, общественных советов и территориального общественного самоуправления;

2) содействия развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере деятельности старост сельских населенных пунктов, общественных советов и территориального общественного самоуправления;

3) создания условий для повышения уровня профессиональных навыков старост сельских населенных пунктов, членов общественных советов и представителей территориального общественного самоуправления по вопросам, связанным с осуществлением ими своих полномочий;

4) поощрения деятельности старост сельских населенных пунктов, членов общественных советов и представителей территориального общественного самоуправления;

5) реализации иных мер организационной поддержки по направлениям, связанным с осуществлением старостами сельских населенных пунктов, членами общественных советов и представителями территориального общественного самоуправления своих полномочий.

Статья 4. Полномочия, права, гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта

 

1. Староста сельского населенного пункта исполняет свои полномочия на безвозмездной основе.

Администрацией муниципального образования может осуществляться возмещение затрат, связанных с исполнением старостой сельского населенного пункта полномочий, в порядке и размере, установленных решением совета депутатов муниципального образования.

2. В дополнение к полномочиям, предусмотренным частью 6 статьи 27_1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:

1) содействует в реализации прав и законных интересов жителей сельского населенного пункта, в том числе посредством направления обращений, заявлений и других документов в органы местного самоуправления, органы государственной власти, руководителям предприятий, организаций, учреждений по вопросам, затрагивающим интересы жителей сельского населенного пункта;

2) организует участие жителей сельского населенного пункта в выполнении на добровольной основе социально значимых для поселения работ, если органом местного самоуправления принято решение о привлечении жителей к выполнению таких работ;

3) оказывает содействие органам местного самоуправления в организации и проведении культурных, спортивных и иных досуговых мероприятий для жителей сельского населенного пункта;

4) оказывает содействие органам местного самоуправления по вопросам обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта;

5) оказывает содействие органам местного самоуправления по вопросам поддержки граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка;

6) оказывает содействие органам местного самоуправления по вовлечению жителей сельского населенного пункта к участию в мероприятиях по реализации инициативных проектов;

7) взаимодействует с органами территориального общественного самоуправления, действующими в границах сельского населенного пункта, в целях осуществления инициативных проектов;

8) исполняет полномочия члена общественного совета в случае избрания его в состав общественного совета;

9) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) решением совета депутатов муниципального образования.

3. Староста сельского населенного пункта ежегодно отчитывается о своей деятельности перед жителями сельского населенного пункта в порядке, установленном решением совета депутатов муниципального образования.

4. Контроль за соответствием деятельности старосты сельского населенного пункта законодательству Российской Федерации, законодательству Ленинградской области и муниципальным правовым актам осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования, в состав которого входит данный населенный пункт, в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования.

5. Староста сельского населенного пункта имеет удостоверение, действующее в течение срока его полномочий. Удостоверение старосты подписывается главой муниципального образования.

Форма удостоверения, порядок выдачи, учета и замены удостоверения старосты сельского населенного пункта устанавливаются решением совета депутатов муниципального образования.

Статья 5. Общественные советы

 

1. Границы части территории муниципального образования, на которой осуществляет деятельность общественный совет, определяются решением совета депутатов муниципального образования по предложению главы администрации муниципального образования.

2. Направления деятельности общественных советов, их полномочия, срок полномочий, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления определяются решением совета депутатов муниципального образования.

Деятельность общественных советов, их полномочия направлены на реализацию инициативных проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части.

3. Общественный совет избирается (переизбирается) на собрании (конференции) граждан части территории муниципального образования с численностью жителей не менее 50 человек в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования.

4. Собрание (конференция) граждан части территории муниципального образования может проводиться с участием главы муниципального образования или депутата совета депутатов муниципального образования, уполномоченного правовым актом главы муниципального образования на участие в собрании (конференции) граждан части территории муниципального образования, главы администрации муниципального образования или муниципального служащего администрации муниципального образования, уполномоченного правовым актом администрации муниципального образования на участие в собрании (конференции) граждан части территории муниципального образования.

5. Кандидатуры в состав общественного совета (из числа лиц, обладающих активным избирательным правом, проживающих на части территории муниципального образования либо имеющих в собственности жилое помещение, расположенное на части территории муниципального образования) могут быть выдвинуты:

населением части территории муниципального образования, на которой избирается общественный совет;

по предложению органа территориального общественного самоуправления, действующего на соответствующей части территории муниципального образования;

по предложению органа местного самоуправления;

путем самовыдвижения.

6. По предложению совета депутатов муниципального образования в состав общественного совета может быть выдвинут староста сельского населенного пункта, на территории которого осуществляет деятельность общественный совет.

7. Членом общественного совета не может быть избрано лицо:

1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность, за исключением муниципальной должности депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, или должность муниципальной службы;

2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»