МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 января 2024 года N 27

Об утверждении Методических рекомендаций по организации в субъектах Российской Федерации деятельности в сфере развития туризма



В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателя государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", являющихся приложением N 17 к государственной программе Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439,

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации деятельности в сфере развития туризма.

Министр
М.Г.Решетников



Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 22 января 2024 года N 27



Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации деятельности в сфере развития туризма



     1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации деятельности в сфере развития туризма разработаны в целях определения мероприятий (результатов), направленных на увеличение числа туристических поездок в субъектах Российской Федерации, в рамках предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения достижения показателя "Число туристских поездок" государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" в соответствии с Правилами предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателя государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", являющимися приложением N 17 к государственной программе Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439 (далее - Правила).

1.2. Определение мероприятий (результатов) в целях предоставления и распределения единой субсидии осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно в рамках направлений, указанных в пункте 2 Правил.

1.3. Мероприятия (результаты), обеспечивающие достижение показателей государственной программы "Развитие туризма", утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в составе региональных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма".

1.4. Настоящие Методические рекомендации могут быть использованы в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, представителями бизнес-сообщества в сфере туризма.

     2. Рекомендации по формированию мероприятий по государственной поддержке общественных инициатив и проектов юридических лиц (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) (далее - юридические лица) и индивидуальных предпринимателей, направленных на развитие туристской инфраструктуры

 

2.1. Государственная поддержка общественных инициатив и проектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленных на развитие туристской инфраструктуры, может быть направлена на реализацию следующих мероприятий:

а) создание и (или) развитие пляжей на берегах морей, рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов, а также национальных туристских маршрутов, определенных в соответствии с Правилами определения национальных туристских маршрутов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 2086 (далее - национальные туристские маршруты);

б) развитие инфраструктуры туризма в рамках проектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в) создание объектов кемпинг-размещения, кемпстоянок, а также приобретение кемпинговых палаток и других видов оборудования, используемого для организации пребывания (ночлега), включающих обустройство жилой и рекреационной зон, оборудование санитарных узлов (мест общего пользования), обеспечение доступа для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание системы визуальной информации и навигации;

г) создание некапитальной нестационарной причальной инфраструктуры.

2.2. Мероприятия по созданию и (или) развитию пляжей на берегах морей, рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов могут быть направлены на:

а) обустройство пляжа в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55698-2013 "Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 8 ноября 2013 г. N 1345-ст, за исключением берегозащитных, противооползневых и других защитных мероприятий, а также мероприятий по очистке дна акватории;

б) приобретение оборудования, в том числе снаряжения, инвентаря, экипировки, товаров для отдыха, предназначенного для обеспечения туристской деятельности и расширения доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в) обустройство детских и спортивных зон отдыха;

г) создание пунктов общественного питания (некапитальное строительство).

2.3. Мероприятия по созданию и (или) развитию национальных туристских маршрутов могут быть направлены на:

а) обустройство и модернизацию туристских ресурсов в составе национального туристского маршрута (некапитальное строительство), включая их адаптацию к потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья;

б) изготовление и установку элементов системы навигации национальных туристских маршрутов;

в) установку или обустройство туристских информационных центров (формы некапитального строительства);

г) приобретение и установку санитарных модулей.

2.4. Мероприятия по поддержке развития инфраструктуры туризма в рамках проектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть направлены на:

а) разработку новых туристских маршрутов (включая маркировку, навигацию, обеспечение безопасности, организацию выделенных зон отдыха);

б) приобретение туристского оборудования, в том числе используемого в целях обеспечения эксплуатации туристских объектов, объектов туристского показа, приобретение оборудования для туристских информационных центров, пунктов проката, включая детские комплексы;

в) организацию круглогодичного функционирования и расширение доступности плавательных бассейнов, в том числе приобретение систем подогрева, теплообменных устройств, а также приобретение мобильных погружных устройств для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

г) создание электронных путеводителей по туристским маршрутам, в том числе мобильных приложений и аудиогидов;

д) реализацию проектов, направленных на создание и развитие доступной туристской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование развития инклюзивного туризма, в том числе оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы и иные мероприятия по созданию безбарьерной среды, среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху.

     3. Рекомендации по формированию мероприятий по поддержке и продвижению событийных мероприятий, направленных на развитие туризма в субъектах Российской Федерации

 

3.1. Поддержка и продвижение событийных мероприятий, направленных на развитие туризма в субъектах Российской Федерации, могут быть направлены на:

а) разработку концепции событийного мероприятия, включая разработку сценарного плана, фирменного стиля, элементов оформления и программы проведения событийного мероприятия;

б) разработку и реализацию событийного мероприятия с учетом следующего:

продвижение событийного мероприятия за пределами субъекта Российской Федерации, в котором проводится событийное мероприятие, включая обеспечение беспрерывного 24-часового онлайн-видеонаблюдения за подготовкой организации и проведения событийного мероприятия с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

сумма расходов на разработку и реализацию мероприятий по продвижению событийного мероприятия не превышает 25 процентов общей суммы расходов на организацию и проведение событийного мероприятия;

в) материально-техническое обеспечение событийного мероприятия, которое включает в том числе:

аренду и подготовку места проведения событийного мероприятия;

аренду и настройку технического и сценического оборудования для обеспечения проведения событийного мероприятия, включая аренду светового, звукового и видеооборудования, в том числе для целей организации музыкального сопровождения и трансляций в период проведения событийного мероприятия;

аренду и установку сценического комплекса и барьеров или их аналогов для ограждения места проведения событийного мероприятия, их оформление;

изготовление или аренду декораций и иных конструкций, обеспечивающих проведение событийного мероприятия;

организацию системы подсчета зрителей событийного мероприятия;

г) привлечение и оплату услуг участников событийного мероприятия.

3.2. Событийное мероприятие может соответствовать одновременно следующим критериям:

а) событийное мероприятие проводится в одном или нескольких форматах: культурно-зрелищное мероприятие, спортивное мероприятие (исключительно на любительском уровне), гастрономическое мероприятие;

б) целью проведения событийного мероприятия является стимулирование туристских поездок на территорию субъекта Российской Федерации;

в) посещение событийного мероприятия зрителями осуществляется на безвозмездной основе;

г) событийное мероприятие проводится для зрителей в количестве не менее 10000 человек;

д) событийное мероприятие финансируется за счет средств внебюджетных источников в размере не менее 30 процентов общей суммы расходов на организацию и проведение событийного мероприятия;

е) событийное мероприятие раскрывает туристский потенциал, и (или) историю, и (или) культуру, и (или) традиции, и (или) достижения в области науки субъекта Российской Федерации, а также может включать музыкальные, и (или) цирковые, и (или) эстрадные, и (или) театральные, и (или) спортивные, и (или) гастрономические элементы;

ж) срок проведения событийного мероприятия - не позднее 20 декабря года предоставления субсидии.

     4. Рекомендации по формированию проектов по развитию общественной территории муниципального образования, в том числе мероприятий (результатов) по обустройству туристского центра города на территории муниципального образования в соответствии с туристским кодом центра города

 

4.1. В части процедуры определения туристского центра города уполномоченным исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:

а) осуществить разработку проектов границ территории туристского центра города с привлечением проектной, научно-исследовательской или другой организации, обладающей опытом работ по развитию городской среды и экономики туризма, по инициативе органов государственной власти Российской Федерации, и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) органов местного самоуправления;

б) произвести определение границ территории туристского центра города согласно материалам по обоснованию границ такой территории туристского центра, основанным на социально-демографических, культурно-исторических, архитектурно-градостроительных и социально-экономических исследованиях;

в) обеспечить утверждение границ территории туристского центра органом местного самоуправления по итогам межведомственного обсуждения и необходимого общественного обсуждения и (или) общественно-экспертного обсуждения;

г) предусмотреть размещение информации о границах территории туристского центра на официальных сайтах администрации муниципального образования и уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, городского (сельского) поселения, муниципального округа, городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4.2. В части подготовки материалов по обоснованию границ территории туристского центра города уполномоченным исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется учесть:

а) сведения о расположенных на территории туристского центра города объектах туристского притяжения, концентрации объектов показа (памятников истории и культуры, музеев, панорамных площадок, прогулочных и парковых зон, гостиниц, пешеходных улиц, зон торговли туристскими продуктами);

б) характеристику застройки территории туристского центра города и перечень архитектурно и исторически ценных градоформирующих объектов с точки зрения туриста;

в) результаты анализа существующей планировочной структуры, ее элементов и возможности дальнейшего развития (уличной сети, пешеходно-ориентированной части кварталов и их частей) в целях обеспечения доступности и связанности основных туристских ресурсов в границах туристского центра города;

г) показатели соотношения между пространствами туристского центра (свободными, готовыми к освобождению, застроенными, озелененными);

д) результаты анализа композиционно-видовых связей туристского центра (панорам);

е) результаты анализа существующих туристских связей, системы пересечения потоков (туристов, горожан, предприятий, эксплуатационных служб);

ж) результаты анализа и зон концентрации туристского потока в границах туристского центра города в текущем и прогнозном состоянии;

з) показатели концентрации туристских ресурсов на единицу площади с учетом нанесения на карту при условии сопоставимой удаленности объектов друг от друга;

и) возможность размещения общедоступных пешеходных улиц, зон отдыха, парков, мест проведения публичных мероприятий в границах выделенной территории туристского центра города, а также территорий, потенциально пригодных для данных видов использования;

к) исключение из границ туристского центра города объектов и территорий, к которым невозможно обеспечить качественную и безопасную доступность и беспрепятственное использование неограниченным кругом лиц, а также объектов, недоступных для публичного посещения, требующих специальных условий сохранения и обслуживания (объектов охраны и объектов закрытого или ограниченного доступа);

л) исключение из территории туристского центра города участков, расположенных вблизи источников экологического загрязнения, препятствующих комфортному использованию территорий (исключаются территории до границ обеспечения приемлемых показателей качества окружающей среды);

м) исключение туристских ресурсов и объектов посещения, находящихся в аварийном состоянии, в том числе в случае непригодности или нецелесообразности восстановления, из границ территории туристского центра либо обеспечение их временной блокировки для посещения туристами. В случае высокой концентрации не подлежащих восстановлению объектов на единицу площади рекомендуется обеспечить исключение из границ туристского центра города территории с такими объектами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»