ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2024 года N 39
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует 6 лет.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля, указанных в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ
1. Системы автоматического контроля, указанные в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", на квотируемых объектах (далее - системы автоматического контроля) в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы) создаются на квотируемых объектах, отнесенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категорий (далее - квотируемые объекты I и II категорий), и обеспечивают автоматическое измерение и учет показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также фиксацию информации о показателях таких выбросов и передачу такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - государственный реестр).
2. На квотируемых объектах I и II категорий создаются и эксплуатируются системы автоматического контроля отдельно по источникам выбросов или по выбросам отдельных загрязняющих веществ, либо единая система автоматического контроля.
3. Системы автоматического контроля на квотируемых объектах I и II категорий обеспечивают:
а) измерения и учет показателей выбросов, а также фиксацию и передачу информации о показателях таких выбросов в государственный реестр;
б) получение и передачу в государственный реестр информации о показателях выбросов в целях осуществления государственного экологического контроля (надзора) за выбросами на квотируемых объектах I и II категорий;
в) повышение уровня оперативного регулирования технологических процессов производств в целях сокращения выбросов.
4. Создание системы автоматического контроля на квотируемых объектах I и II категорий включает в себя следующие этапы:
а) определение источников выбросов и показателей выбросов, подлежащих включению в программу создания системы автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ (далее - программа), их предпроектное обследование;
б) разработка и утверждение программы;
в) проектирование системы автоматического контроля выбросов;
г) монтаж и наладка системы автоматического контроля выбросов;
д) утверждение типа средств измерений показателей выбросов, представляющих собой комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов (далее - средства измерения показателей выбросов), и внесение сведений об утвержденном типе средств измерений показателей выбросов в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (при отсутствии в указанном информационном фонде сведений об утвержденном типе средств измерений показателей выбросов) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
е) приемка системы автоматического контроля в эксплуатацию;
ж) ввод системы автоматического контроля в эксплуатацию.
5. На этапе определения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах I и II категорий (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), источников выбросов и показателей выбросов, подлежащих включению в программу, а также их предпроектного обследования проводится:
а) сбор и (или) анализ информации о составе и показателях выбросов источников выбросов;
б) выбор источников выбросов, соответствующих критериям, установленным пунктом 1 приложения N 1;
в) определение для каждого источника выбросов, подлежащего оснащению автоматическими средствами измерения выбросов, показателей выбросов, подлежащих автоматическому контролю в соответствии с требованиями пункта 2 приложения N 1 к настоящему документу;
г) определение методик (методов) измерений, автоматических средств измерения и учета показателей выбросов, технических средств фиксации информации о показателях выбросов, отвечающих требованиям, установленным приложением N 2.
6. Сбор и анализ информации о составе и показателях выбросов в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых, реконструируемых и (или) подлежащих техническому перевооружению квотируемых объектов I и II категорий проводятся на основании проектной документации, а в отношении действующих квотируемых объектов I и II категорий - данных инвентаризации источников выбросов и расчетов нормативов допустимых выбросов.
7. Программа разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
8. В программе определяются источники выбросов, подлежащие оснащению системами автоматического контроля, показатели выбросов, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов, а также средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов в государственный реестр, состав и форма передаваемой информации.
9. При разработке программы источники выбросов, подлежащие контролю автоматическими средствами измерения, определяются из числа источников выбросов, выбор которых проведен в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящего документа, с учетом технической возможности установки систем автоматического контроля выбросов и необходимости обеспечения автоматических измерений и учета показателей выбросов не менее 70 процентов совокупной массы выбросов квотируемого объекта, выбрасываемых организованными стационарными источниками (исходя из показателей, содержащихся в отчете о результатах инвентаризации выбросов).
При отсутствии достаточного количества источников выбросов, выбираемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящего документа, для обеспечения автоматических измерений и учета показателей выбросов 70 процентов совокупной массы выбросов квотируемого объекта, выбрасываемых организованными стационарными источниками, в программу включаются все источники выбросов в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящего документа, в отношении которых имеется техническая возможность установки систем автоматического контроля выбросов.
10. Технические средства фиксации информации о показателях выбросов устанавливаются на стационарных организованных источниках выбросов или в газоходах с отходящими газами.
11. При проектировании системы автоматического контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в проектной документации определяются требования к метрологическим характеристикам автоматических средств измерения и учета выбросов для всех измерительных каналов и всей системы автоматического контроля в целом.
12. Монтаж и наладка системы автоматического контроля осуществляются в соответствии с проектной документацией на систему автоматического контроля и технической документацией изготовителя на ее компоненты.
13. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней после завершения монтажа и наладки системы автоматического контроля уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о передаче информации о показателях выбросов в государственный реестр любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения уведомления.
14. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней после получения уведомления, указанного в пункте 13 настоящего документа, сообщает направившему такое уведомление юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о получении информации о показателях выбросов в государственный реестр, либо о неполучении такой информации любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения сообщения.
15. При получении от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 14 настоящего документа сообщения о получении информации о показателях выбросов в государственный реестр юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обеспечивает приемку и ввод системы автоматического контроля в эксплуатацию непосредственно на объекте в присутствии представителей территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного сообщения.
16. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель информирует Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о месте и времени проведения приемки и вводе системы автоматического контроля в эксплуатацию любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения информации.
17. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 2 рабочих дней после получения информации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 16 настоящего документа уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о должностных лицах, которые будут присутствовать при приемке и вводе системы автоматического контроля в эксплуатацию любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения уведомления.
18. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель совместно с представителями территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в ходе приемки системы автоматического контроля в эксплуатацию, проводят следующие мероприятия:
а) проверка функционального состояния системы автоматического контроля;
б) проверка наличия эксплуатационной и технической документации в соответствии с утвержденной проектной документацией на систему автоматического контроля;
в) осуществление тестовой передачи данных, полученных системой автоматического контроля, в государственный реестр с целью контроля их надежности, достоверности и целостности;
г) пломбирование мест установки автоматических средств измерения, а также измерительных каналов, мест установки средств фиксации.
19. Система автоматического контроля принимается в эксплуатацию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с учетом положительных результатов проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 18 настоящего документа, непосредственно на объекте в присутствии представителей территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
20. Утверждение типа средств измерений показателей выбросов и внесение его в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
21. Техническое обслуживание, ремонт и поверка системы автоматического контроля на этапе эксплуатации осуществляются согласно установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательным требованиям и требованиям проектной документации на систему автоматического контроля.
22. Суммарная продолжительность перерывов эксплуатации системы автоматического контроля, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и поверкой, не должна превышать 28 календарных дней в год. Информация о перерывах эксплуатации системы автоматического контроля с указанием причин перерыва направляется в течение 2 рабочих дней со дня начала перерыва в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение направления и получения указанной информации.
23. Время полной остановки технологического оборудования, выбросы которого подлежат контролю автоматическими средствами измерения, а также средствами фиксации, не учитывается при исчислении срока перерывов эксплуатации системы автоматического контроля, указанного в пункте 22 настоящего документа.
24. В случае остановки автоматических средств измерения или остановки основного технологического оборудования система автоматического контроля должна обеспечивать сохранение результатов измерений и учета показателей выбросов и регистрацию времени и даты остановки и возобновления работы автоматических средств измерения.
Критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ
1. Определение источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих оснащению системами автоматического контроля (далее - источник выбросов), осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах I и II категорий, при одновременном наличии следующих критериев:
а) источник выбросов является стационарным и организованным;
б) выбросы от источника выбросов образуются при эксплуатации сооружений, технических устройств, оборудования, выполнении технологических или иных процессов;
в) в выбросах от источника выбросов присутствует одно или более из приоритетных загрязняющих веществ, массовый выброс которых (исходя из показателей, содержащихся в отчете о результатах инвентаризации выбросов, а в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых, реконструируемых и (или) подлежащих техническому перевооружению источников выбросов - исходя из проектной документации) превышает предельные значения выбросов приоритетных загрязняющих веществ, приведенные в приложении.
2. Выбор приоритетных загрязняющих веществ, показатели выбросов которых подлежат измерению автоматическими средствами измерения, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах I и II категорий, при одновременном наличии следующих критериев:
а) приоритетное загрязняющее вещество, определенное в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для территории эксперимента, на которой расположен квотируемый объект, содержащееся в выбросах источника выбросов, предусмотрено приложением к настоящему документу;
б) выброс приоритетного загрязняющего вещества на источнике выбросов превышает предельные значения выбросов, указанные в приложении к настоящему документу;
в) приоритетное загрязняющее вещество содержится в отчете по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Перечень приоритетных загрязняющих веществ для определения источников выбросов, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и предельные значения выбросов таких веществ
Приоритетные загрязняющие вещества | Предельные значения выбросов для определения источников выбросов, подлежащих оснащению системами автоматического контроля (кг/сут.) |
1. Взвешенные вещества (в том числе диАлюминий триоксид /в пересчете на алюминий/; | 72 |
на свинец/; угольная зола теплоэлектростанций | |
2. Серы диоксид | 720 |
3. Азота (II) оксид, азота диоксид | 720 |
4. Оксид углерода | 2400 |
5. Фтористый водород | 7,2 |
6. Хлористый водород | 36 |
7. Дигидросульфид (сероводород) | 7,2 |
8. Аммиак | 36 |
9. Формальдегид | 0,08 |
10. Бензол | 0,548 |
11. Нафталин | 2,74 |
12. Тетрахлорэтилен | 2,74 |
13. Углеводороды предельные | 0,274 |
14. Углеводороды предельные | 0,548 |