Правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(с изменениями на 28 октября 2024 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - накопленный вред), в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда (далее - проект ликвидации), состав проекта ликвидации, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда и выдачи заключения, указанного в пункте 7 статьи 80_3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - заключение).
2. Ликвидация накопленного вреда осуществляется в отношении объектов накопленного вреда (далее - объект), включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
3. Организация ликвидации накопленного вреда применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.
4. Организация ликвидации накопленного вреда включает в себя:
а) проведение необходимых обследований объекта;
б) разработку проекта ликвидации;
в) утверждение проекта ликвидации;
г) проведение ликвидации накопленного вреда.
5. Проведение работ, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется лицами, определяемыми органами местного самоуправления муниципального образования, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящих Правил, или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями согласно полномочиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - исполнитель, заказчик).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2024 года N 1439. - См. предыдущую редакцию)
6. Исполнитель проводит необходимые обследования объекта при разработке проекта ликвидации.
7. Проект ликвидации должен содержать следующие разделы:
а) раздел "Пояснительная записка и эколого-экономическое обоснование ликвидации накопленного вреда", включающий:
описание объекта, его площадь, месторасположение, сведения о границах объекта в виде схематического изображения на кадастровом плане территории (на выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости) или выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в случае, если границы объекта совпадают с границами земельного участка, а также информацию о правообладателях объекта (земельного участка, объекта капитального строительства, водного объекта);
информацию о компонентах природной среды, на которые оказывает негативное воздействие объект, степень такого воздействия (наличие на территориях, на объектах капитального строительства загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), концентрация которых превышает установленные нормативы качества окружающей среды и (или) санитарно-гигиенические нормативы, включая предельно допустимые концентрации химических веществ в водах водных объектов, атмосферном воздухе, почве);
информацию о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классе опасности отходов, расположенных на объекте;
сведения о нахождении объекта в границах Арктической зоны Российской Федерации, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий, а также в границах первой - шестой подзон приаэродромной территории, в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны;
информацию о количестве населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта;
обоснование планируемых мероприятий и наилучшие доступные технологии, а в случае их отсутствия - технологии, являющиеся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
описание требований к параметрам и качественным характеристикам мероприятий по ликвидации накопленного вреда;
обоснование достижения нормативов качества окружающей среды, гигиенических нормативов, обеспечения соответствия строительным нормам и правилам состояния земель по окончании работ по ликвидации накопленного вреда;