ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2023 года N 3664-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
2. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
3. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2021 г. N 3496-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 51, ст.8889).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.
Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - стратегическое направление), являются:
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N Пр-2371 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. N Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";
план мероприятий ("дорожная карта") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года и поэтапно охватывает охрану окружающей среды, гидрометеорологию, мониторинг и управление лесными и водными ресурсами, недропользование, систему обращения с отходами, управление особо охраняемыми природными территориями, поддержку экологического туризма, мониторинг и сохранение биологического разнообразия, государственный экологический контроль, управление и сохранение охотничьих ресурсов.
Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.
После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.
Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:
итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);
обновление перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);
предложения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.
Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цель | - | достижение высокой степени "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования за счет внедрения и последующего углубленного использования цифровых технологий в рамках создания и развития государственных информационных систем |
Целевое состояние | - | 2024-2030 годы: |
Индикаторы цифровой трансформации | - | сокращение сроков выполнения бизнес-процессов при формировании и осуществлении государственной политики в сфере экологии и природопользования; |
Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления | - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; |
Федеральное агентство по недропользованию; |
Приоритетами стратегического направления являются внедрение, развитие и использование отечественных цифровых технологий, применение единых платформенных решений для создания и последующей эксплуатации информационных систем, совершенствование цифровых инструментов мониторинга реализации и сопровождения проектных инициатив, а также инструментов предикативной аналитики и системы оперативного принятия решений, поддержание и накопление больших данных в отрасли экологии и природопользования.
В рамках реализации стратегического направления предусматривается:
внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения к 2030 году - 100 процентов;
создание и развитие федеральных государственных информационных систем по таким направлениям, как охрана окружающей среды, гидрометеорология, лесные ресурсы, водные ресурсы, недропользование, система обращения с отходами, управление особо охраняемыми природными территориями, поддержка экологического туризма, мониторинг и сохранение биологического разнообразия, государственный экологический контроль, управление и сохранение охотничьих ресурсов;
увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов, со следующими целевыми значениями:
в 2023 году - 39,5 процента;
в 2024 году - 40,8 процента;
в 2025 году - 42 процента;
в 2026 году - 42,3 процента;
в 2027 году - 42,6 процента;
в 2028 году - 42,7 процента;
в 2029 году - 42,8 процента;
в 2030 году - 42,8 процента.
Также реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих целевых показателей национальной цели "Цифровая трансформация", установленных подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
Целью стратегического направления является обеспечение достижения "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования за счет внедрения и последующего углубленного использования цифровых технологий в рамках создания и развития государственных информационных систем.
Задачами стратегического направления являются:
формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;
создание, внедрение и развитие в сферах отрасли экологии и природопользования эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий;
повышение доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий;
достижение заданного уровня "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования.
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации взят курс на цифровую трансформацию отраслей национальной экономики. Вместе с тем в большинстве отраслей российской экономики наблюдается дисбаланс в уровне цифрового развития, что во многом предопределяется характером указанных отраслей, одни из которых изначально тяготеют к использованию высоких технологий, другие являются в большей степени социально ориентированными и со временем постепенно адаптируют технологические нововведения в собственной деятельности.
Отрасль экологии и природопользования, находясь на стыке решения социальных, экономических и государственных задач и вопросов, в отношении уровня цифровизации не является исключением.
Инвентаризация информационных систем отрасли экологии и природопользования показала, что каждая из них является самодостаточным продуктом без возможности корректной интеграции с другими системами и реестрами. Невысокий уровень "цифровой зрелости" действующих программно-аппаратных комплексов и технологических решений, отсутствие единого ИТ-ландшафта препятствуют более упорядоченной, организованной работе и не всегда соответствуют запросам отрасли.
Таким образом, для достижения "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования необходимы использование единого "доменного" подхода и перевод информационных систем отрасли на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех".