ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 декабря 2023 года N 3664-р

[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации]



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

3. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2021 г. N 3496-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 51, ст.8889).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2023 года N 3664-р

     

Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

     

I. Общие положения

     

1. Основания


Стратегические направления цифровой трансформации являются отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации.

Основаниями разработки (корректировки) стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - стратегическое направление), являются:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N Пр-2371 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. N Пр-172 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта";

план мероприятий ("дорожная карта") по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, подготовленный во исполнение подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 г.

2. Период действия стратегического направления


Стратегическое направление утверждается до 2030 года и поэтапно охватывает охрану окружающей среды, гидрометеорологию, мониторинг и управление лесными и водными ресурсами, недропользование, систему обращения с отходами, управление особо охраняемыми природными территориями, поддержку экологического туризма, мониторинг и сохранение биологического разнообразия, государственный экологический контроль, управление и сохранение охотничьих ресурсов.

Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.

После завершения периода действия стратегического направления проводится корректировка (актуализация) стратегического направления.

Основаниями для принятия решения о корректировке (актуализации) стратегического направления являются:

итоги рассмотрения Правительством Российской Федерации доклада Министерства экономического развития Российской Федерации о мониторинге реализации стратегического направления (при необходимости);

обновление перечня наиболее актуальных и востребованных технологических направлений и решений в сфере искусственного интеллекта (при необходимости);

предложения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, подготовленные по итогам анализа реализации стратегического направления, в том числе с учетом новых угроз национальной безопасности, существенного сокращения ресурсов развития, возрастания рисков недостижения целей и (или) изменения критериев приоритизации, горизонтов планирования или прогнозных условий, а также иных факторов.

Корректировка (актуализация) стратегического направления осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3. Паспорт стратегического направления

Наименование

-

стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования, относящейся к сфере деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Сроки реализации

-

до 2030 года

Цель

-

достижение высокой степени "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования за счет внедрения и последующего углубленного использования цифровых технологий в рамках создания и развития государственных информационных систем

Целевое состояние

-

2024-2030 годы:
формирование единого цифрового пространства отрасли экологии и природопользования, направленного на обеспечение высокого уровня клиентоцентричности, в том числе посредством внедрения и развития применения цифровых технологий, единых платформенных решений, а также за счет осуществления цифрового перехода от мониторинга к управлению качеством окружающей среды

Индикаторы цифровой трансформации

-

сокращение сроков выполнения бизнес-процессов при формировании и осуществлении государственной политики в сфере экологии и природопользования;

повышение количества сервисов, использующих технологии на базе искусственного интеллекта

Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Федеральное агентство по недропользованию;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

иные органы государственной власти Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"

     

II. Приоритеты, цель, задачи стратегического направления

     

1. Приоритеты


Приоритетами стратегического направления являются внедрение, развитие и использование отечественных цифровых технологий, применение единых платформенных решений для создания и последующей эксплуатации информационных систем, совершенствование цифровых инструментов мониторинга реализации и сопровождения проектных инициатив, а также инструментов предикативной аналитики и системы оперативного принятия решений, поддержание и накопление больших данных в отрасли экологии и природопользования.

В рамках реализации стратегического направления предусматривается:

внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения к 2030 году - 100 процентов;

создание и развитие федеральных государственных информационных систем по таким направлениям, как охрана окружающей среды, гидрометеорология, лесные ресурсы, водные ресурсы, недропользование, система обращения с отходами, управление особо охраняемыми природными территориями, поддержка экологического туризма, мониторинг и сохранение биологического разнообразия, государственный экологический контроль, управление и сохранение охотничьих ресурсов;

увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов, со следующими целевыми значениями:

в 2023 году - 39,5 процента;

в 2024 году - 40,8 процента;

в 2025 году - 42 процента;

в 2026 году - 42,3 процента;

в 2027 году - 42,6 процента;

в 2028 году - 42,7 процента;

в 2029 году - 42,8 процента;

в 2030 году - 42,8 процента.

Также реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих целевых показателей национальной цели "Цифровая трансформация", установленных подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;

рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

2. Цель


Целью стратегического направления является обеспечение достижения "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования за счет внедрения и последующего углубленного использования цифровых технологий в рамках создания и развития государственных информационных систем.

3. Задачи


Задачами стратегического направления являются:

формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;

создание, внедрение и развитие в сферах отрасли экологии и природопользования эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий;

повышение доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий;

достижение заданного уровня "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования.

III. Оценка состояния, участники, проблематика стратегического направления

     

1. Основные процессы отрасли экологии и природопользования и оценка ее текущего состояния


На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации взят курс на цифровую трансформацию отраслей национальной экономики. Вместе с тем в большинстве отраслей российской экономики наблюдается дисбаланс в уровне цифрового развития, что во многом предопределяется характером указанных отраслей, одни из которых изначально тяготеют к использованию высоких технологий, другие являются в большей степени социально ориентированными и со временем постепенно адаптируют технологические нововведения в собственной деятельности.

Отрасль экологии и природопользования, находясь на стыке решения социальных, экономических и государственных задач и вопросов, в отношении уровня цифровизации не является исключением.

Инвентаризация информационных систем отрасли экологии и природопользования показала, что каждая из них является самодостаточным продуктом без возможности корректной интеграции с другими системами и реестрами. Невысокий уровень "цифровой зрелости" действующих программно-аппаратных комплексов и технологических решений, отсутствие единого ИТ-ландшафта препятствуют более упорядоченной, организованной работе и не всегда соответствуют запросам отрасли.

Таким образом, для достижения "цифровой зрелости" отрасли экологии и природопользования необходимы использование единого "доменного" подхода и перевод информационных систем отрасли на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»